Влияние изменения цен на изменение объема продаж

Показатели Предыдущий год Отчетный год Отклонение Доля фактора в приросте объема продаж, %
Объем продаж в фактически действовавших ценах, тыс. руб. 4051 317 6 П5 156 2 063 839 100,0
Объем продаж в сопоставимых ценах, тыс. руб. 4051 317 5 317527 1 266 210 61,4
Прирост стоимостного объема продаж за счет повышения цен, тыс. руб.     797 629 38,6

Уровень себестоимости оценивается по доле себестоимости продукции в объеме продаж. Этот показатель свидетельствует о положительной динамике - доля себестоимости продукции снизилась с 80,8 до 75,6%, что обусловило рост валовой прибыли на 5,2 коп. на каждый рубль объема продаж. Анализ структуры затрат в разрезе однородных экономических элементов (по данным раздела «Расходы по обычным видам деятельности» формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу») дополняет результаты анализа и позволяет оценить влияние доли материальных затрат и затрат на оплату труда на изменение себестоимости проданной продукции.

Комплексное влияние цен, производственных затрат, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. В торговой организации упрощенный расчет коэффициента (Квп)может быть выполнен следующим образом:

Влияние изменения цен на изменение объема продаж - student2.ru Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах Объем продаж в отпускных ценах

Его снижение означает снижение способности покрывать издержки обращения, соответственно уменьшается прибыль от продажи. Коэффициенты, рассчитанные по отдельным видам товаров, характеризуют уровень доходности в разрезе ассортиментных групп товаров.

Применительно к отчету ОАО «Молоко» подобный коэффициент можно использовать для оценки доходности тех видов деятельности (табл. 5.16), которые отнесены к обычным:

• производство и продажа собственной продукции;

• выполнение работ и услуг;• продажа товаров.

Таблица 5.16 Динамика коэффициентов валовой прибыли ОАО «Молоко»

Показатели В тыс. руб. Прирост, % Коэффициент валовой прибыли, % Структура валовой прибыли, %
Предыд. год Отч. год Предыд. год Отч. год Откл. Предыд. ГОД Отч. год
Валовая прибыль, всего 881 124 1732 925 96,7 19,2 24,4 5,2 100,0 100,0
в том числе: продажа собственной продукции 863 494 1695 831 96,4 18,8 23,9 5,1 98,0 97,9
выполнение работ (услуг) 207,0 0,038 0,076 0,038 0,2 0,3
товарооборот 15 871 31 694 931 6 7 0,345 0,446 0,101 1,8 1,8

Прирост валовой прибыли составил 96,7%, или 851801 тыс. руб.

Используя методы экономико-математического моделирования и факторного анализа, можно оценить влияние факторов коэффициента валовой прибыли и объема продаж (В) на прирост валовой прибыли (ВП) по модели (тыс. руб.):

Влияние изменения цен на изменение объема продаж - student2.ru

Преобладающий вклад в формирование валовой прибыли вносит производство и продажа основной продукции - доля валовой прибыли составляет 98%. Коэффициент валовой прибыли по этому виду деятельности увеличился с 19,2 до 24,4%. Валовая прибыль по остальным видам деятельности незначительна, хотя темпы ее роста являются существенными. В то же время обращают на себя внимание очень низкие коэффициенты валовой прибыли по реализации работ (услуг) и товарообороту (менее 1%).

Распределив управленческие и коммерческие расходы по видам деятельности пропорционально объему продаж, можно проанализировать прибыль от продаж по видам деятельности (табл. 5.17).

Таблица 5.17 Прибыль от продаж по видам основной деятельности, тыс. руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год
Собственная продукция Работы, услуги Товарооборот Собственная продукция Работы, услуги Товарооборот
Валовая прибыль 836 494 15 871 1 695 831 31 694
Коммерческие расходы 79 936 10 694 243 861 38 984
Управленческие расходы 302 277 40 441 688 869 ПО 123
Прибыль от продажи 481 282 -35 264 763 101 -117413
Итого прибыль от продажи 447 369 648 959

Условность такого расчета очевидна. Но так можно показать, что определенные виды деятельности, отнесенные к обычным, не приносят или почти не приносят прибыли. Убыточность или низкая доходность этих видов деятельности компенсируется доходами от основной продукции, что служит обоснованием управленческих решений о повышении цен и тарифов на основную продукцию. Такая ситуация пока характерна для многих предприятий, включающих в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности непрофильные доходы и расходы.

Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на производство и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно-постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств, а в используемом примере ОАО «Молоко» - и прочие общепроизводственные расходы. Корректировка себестоимости в отчете о прибылях и убытках («минус») и валовой прибыли («плюс») на сумму амортиза-

ции и прочих общепроизводственных расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами). Разумеется, используя внутреннюю информацию о переменных и постоянных затратах, промежуточную отчетность, анализ можно провести более корректно. Это дает возможность оценивать динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас прочности, и делать выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж (см. табл. 5.18).

Критический объем продаж, операционный рычаг, запас прочности взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратится в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Снижение запаса прочности обусловлено увеличением условно-постоянных расходов в расчете на единицу выпускаемой продукции. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует изменению объема продаж, т. е. является экономически необоснованным.

Если взаимосвязь между рассматриваемыми показателями принимается как линейная, то запас прочности является обратной величиной показателя операционного рычага. Таким образом, увеличение операционного рычага также свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж.

Расчет и анализ этих показателей дает достаточно точную картину, если проводится по отношению к релевантному периоду, в течение которого затраты не меняют своего поведения. Годовой период нельзя признать таковым, и выполненные в табл. 5.18 расчеты не дают абсолютной точности, но они позволяют выявить тенденцию.

За анализируемый период операционный рычаг возрос с 1,42 до

2,906, а запас прочности ОАО «Молоко» снизился с 70,4 до 34,4%, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции в формировании финансовых результатов: более высокие темпы роста постоянных расходов по сравнению с объемом продаж меняют структуру маржинального дохо-

Таблица 5.18 Оценка тенденций формирования прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатели Год предшествующий предыдущему Предыдущий год Отчетный год Прогноз на следующий год
Влияние изменения цен на изменение объема продаж - student2.ru I. Выручка от продажи продукции 1 959 390 4 597 656 7 106 689 11 262 396
2. Переменные затраты 1 375 167 3 554 071 5 221 059 8 195 016
3. Маржинальный доход 584 223 1 043 585 1 885 630 3 067 380
4. Постоянные расходы, всего 172 907 596 216 1 236 671 2 299 788
в том числе: амортизация 25 163 65 400 96 505 173 709
прочие общепроизводственные расходы 97 061 56 200 S9 920
коммерческие расходы 18 272 90 715 283 401 595 142
управленческие расходы 127 360 343 040 800 565 1 441 017
5. Прибыль от продажи (п. 3 - п. 4) 411 316 447 369 648 959 767 592
Влияние изменения цен на изменение объема продаж - student2.ru 6. Коэффициент покрытия постоянных расходов (п. 3 / п. I) 0,298 0,227 0,265 0,272
7. Критический объем продаж (п. 4 / п. 6) 579 902 2 626 711 4 660 849 8 444 054
8. Операционный рычаг, коэффициент (п. 3 / п. 5) 1,420 2,333 2,906 3,996
9. Запас прочности, % (I/ п. 8 х 100) 70,4 42,9 34,4 25,0

да. Увеличение коэффициента покрытия постоянных расходов признается положительной тенденцией, если происходит увеличение доли прибыли в структуре маржинального дохода.

Структура маржинального дохода ОАО «Молоко» ухудшилась доля постоянных расходов возросла (табл. 5.19).

Таблица 5.19

Наши рекомендации