Дебиторская задолженность и кредитная политика
Когда организация продаёт на рынке произведённую продукцию, это ещё не означает, что товар оплачивается немедленно. Неоплаченные счета и составляют большую часть дебиторской задолженности организации. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются менее чем через 12 месяцев после отчётной даты, на 30 сентября 2005 года составили 598272 тыс. руб., что составляет 39,61% в общей структуре оборотных активов и 38,24% в общей структуре активов ООО «СУ В.С.Т.». По сравнению с 2004 годом этот показатель вырос на 275825 тыс. руб. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты, отсутствует. Платежи по дебиторской задолженности ожидаются наличными денежными средствами в виде безналичных платежей. Основными формами безналичных платежей в организации являются платёжное поручение, расчёты по инкассо, расчётные чеки.
Задачей финансового менеджера (планово-экономического отдела) в организации при управлении дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатёжеспособности покупателей, расчёт прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатёжеспособными покупателями.
Особый упор в управление дебиторской задолженностью в ООО «СУ В.С.Т.» планово-экономическим отделом делается на контроль оборачиваемости средств в расчётах. Это, на мой взгляд, является положительным фактором в финансовом управлении. Большое значение ООО «СУ В.С.Т.» уделяет также отбору потенциальных покупателей (чаще всего государство, которое производит финансирование из государственного бюджета). Если же потенциальным покупателем выступает коммерческая организация, то здесь уже ведётся некоторый отбор: рассматривается соблюдение платёжной дисциплины покупателя, его прогнозные финансовые возможности, уровень текущей платёжеспособности, уровень финансовой устойчивости. Также при некоторых сомнениях может быть рассмотрена публикуемая финансовая отчётность.
Поскольку государство является постоянным клиентом у ООО «СУ В.С.Т.» и это достаточно надёжный и проверенный партнёр, то фирма предоставляет оплату в кредит с небольшой отсрочкой платежа. В этом случае организация на каждый конкретный строительный объект, оказание услуг составляет кредитный договор, в котором указывается срок предоставления договора, система оплаты кредита, санкции в случае не оплаты или несвоевременной оплаты товаров и т.д.
Разрабатывая политику кредитования своих потребителей ООО «СУ В.С.Т.» определяется со сроками предоставления кредита, определяет критерии предоставления кредита, создаёт резервы по сомнительным долгам, разрабатывает систему сбора платежей, определяет систему предоставляемых скидок. Однако покупатель получает определённую скидку только в том случае, если он в течение количества дней, указанных в договоре, оплачивает произведённую строительную продукцию либо услуги.
Таким образом, предоставление скидки выгодно и ООО «СУ В.С.Т.» и потенциальным покупателям. Поскольку покупатель имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товара, а ООО «СУ В.С.Т.» получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность.
Таким образом, подводя итог по управлению дебиторской задолженностью организацией, можно сделать вывод, что дебиторская задолженность требует постоянного контроля со стороны планово-экономического отдела по ряду параметров: время оборачиваемости вложенных в дебиторскую задолженность средств, структура дебиторов по различным признакам, контроль за исполнением дебиторами своих обязательств и др.
Инновационный менеджмент
ООО «СУ В.С.Т.» не является исполнителем работ по НИОКР, не осуществляет научно-технической деятельности. Поэтому политика в данной области не разрабатывается. Объектов интеллектуальной собственности не имеет. В связи с этим предоставление информации по этому разделу не представляется возможным.
На мой взгляд, в связи с тем, что предприятие расширяется и планирует выйти на российский рынок строительства стоит создать на предприятие отдел, занимающийся внедрением в процесс производственной и строительной деятельности нововведений способных помочь конкурировать на рынке с более крупными компаниями.
Основным документом для создания и предотвращения в жизнь новых, модернизированных изделий является План НИОКР.
Ежегодно надо издавать Приказ о создании научно-технического совета по разработке плана НИОКР на будущий год. Все подразделения предприятия должны подавать в техническое управление перечень мероприятий, которые должны войти в План НИОКР на будущий год. Исходя из предоставленных мероприятий техническое управление будет составлять План НИОКР по разделам:
I. Освоение новой и совершенствование выпускаемой продукции;
II. Повышение качества оказываемых услуг;
III. Разработка новых и совершенствование действующих техпроцессов;
IV. Механизация и автоматизация производственных процессов;
V. Разработка и внедрение автоматизированных систем управления производством.
Составляющей частью плана НИОКР является инновационный процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научных достижений или разработок.
Расход денежных средств на НИОКР состоит из двух частей:
1. Оплата договоров на научно-исследовательские работы
2. Оплата собственных нужд на разработку мероприятий проводимых на предприятии.
В планы НИОКР включаются мероприятия направленные на решение наиболее необходимых и актуальных проблем предприятия.
Жизненный цикл проекта.
Любой проект на предприятии тщательно исследуется, и прогнозируются примерная продолжительность каждой из стадий жизненного цикла. Это делается для того чтобы, проанализировать его экономическую эффективность на время запуска в работу, а так же для того чтобы подготовить все смежные с этим проектом рабочие места, процессы и механизмы, чтобы по возможности сократить жизненный цикл проекта и не опоздать с его внедрением.
Планы технического развития предприятия.
В рамках программы развития на 2006 - 2007 гг. предприятие планирует провести работы по реконструкции производства важнейших видов продукции и освоению новых производств на базе современных технологий.
Организация управления проектами.
Организация управления проектами на предприятии не структурирована и ведется не упорядочено. Основные функции в этой деятельности выполняет производственный отдел.
Анализ инвестиционной привлекательности предприятия.
ООО «СУ В.С.Т.» имеет достаточно высокую инвестиционную
привлекательность. Предприятие обладает достаточно большой материально-технической базой и имеет хорошую репутацию, как надежного и выгодного партнера, что позволяет говорить о предприятии как о потенциальном объекте для инвестиций. Однако нужно сказать, что финансовые показатели нескольких последних лет имеют нестабильную динамику, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности предприятия.
Исследование инвестиционных программ предприятия.
Исследование инвестиционных программ не ведется на предприятии на регулярной основе, и имеют эпизодический характер. Проводятся такие исследования для предоставления их в отчетах перед собранием акционеров. Перспективами развития инвестиционного менеджмента является внедрение какой-либо интегрированной управляющей системы, которая обеспечит четкий контроль за всеми инвестиционными проектами, позволит рационально распределять средства между проектами, а также снизит расходы на управление ими.Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой отдаёт приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Исключением не является и ООО «СУ В.С.Т.», тем более что это строительная организация, и она осуществляет инвестиционную деятельность на рынке капитальных вложений и подрядных работ. На сегодняшний день ООО «СУ В.С.Т.» расширяет масштабы своей деятельности, привлекая всё большее количество заказчиков и инвестируя, всё большее количество собственных и заёмных средств в строительство объектов. Предполагается строительство жилого дома на ул. Лесгафта г. Казань (на сегодняшний день проводятся подготовительные работы). Расширение масштабов деятельности ООО «СУ В.С.Т.» имеет как социальную, так и экономическую природу. Этот процесс благотворно влияет на имидж ООО «СУ В.С.Т.», что способствует укреплению и расширению её позиций на строительном рынке Республики Татарстан.
Администрирование инвестиционной деятельностью включает четыре стадии: исследование, планирование и разработка проекта; реализация проекта; текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; оценка и анализ достигнутых результатов по завершении проекта.
Основными процедурами на стадии планирования являются: формулирование целей и подцелей инвестиционной деятельности, исследование рынка и идентификация возможных проектов, экономическая оценка, перебор вариантов в условиях различных ограничений (временных, ресурсных, имеющих экономическую и социальную природу), формирование инвестиционного портфеля.
Стадия реализации проекта подразделяется на три фазы: непосредственно инвестирование денежных средств, исполнение проекта (производство, сбыт, затраты, текущее финансирование), ликвидация его последствий. На каждой из этих фаз осуществляются процедуры контроля и регулирования.
Оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей – это неотъемлемая часть работы планово-экономического отдела (финансового менеджера), должны выполняться по завершении очередного проекта.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка, сравнение объёма предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений.
В процессе оценки инвестиционного проекта у планово-экономического отдела ООО «СУ В.С.Т.» совместно с топ-менеджментом фирмы возникают следующие проблемы:
· прогнозирование объёмов реализации в установленные сроки;
· оценка притока денежных средств по периодам;
· оценка доступности требуемых источников финансирования; оценка приемлемого значения стоимости капитала.
В целях преодоления кризиса в инвестиционной сфере в ООО «СУ В.С.Т.» предполагается усилить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики.
Доля повышения эффективности инвестиций ООО «СУ В.С.Т.» планирует в ближайшей перспективе направить свои усилия на:
1. введение дополнительных независимых экспертиз инвестиционных проектов;
2. пересмотрение нормативных сроков возведения объектов в сторону их сокращения;
3. организация деятельности подрядных работ на антизатратной основе путём проведения экономического анализа по антизатратной методике;
4. регламентация структуры себестоимости строительно-монтажных работ по отдельным статьям затрат;
5. уменьшение сроков освоения новых производственных мощностей;
6. практика обязательности проведения подрядных торгов на строительство всех объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета Республики Татарстан (главными критериями для победителей подрядных торгов считать минимальную стоимость объекта или минимальные сроки строительства при нормативной стоимости объекта)