Возникновение финансов и развитие науки о финансах
Вопросы к зачету
1 Возникновение финансов и развитие науки о финансах Лекции
2 Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений Лекции
3 Функции финансов Лекции
4 Понятие финансовых ресурсов Лекции
5 Роль государственного бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов. Лекции
6 Ссудный капитал, денежные доходы и сбережения населения, страховой фонд как источники финансовых ресурсов. Лекции
7 Характеристика современных теорий финансов Реферат №14 Хаматуллин
8 Макроэкономические условия развития финансовой системы РФ, прогнозы развития Реферат №1 Ахметзянова
9 Динамика и структура финансовых ресурсов, мобилизуемых отдельными субъектами экономики Реферат №1 Ахметзянова
10 Общая характеристика предпринимательства в России: отраслевые, институциональные аспекты. Реферат №3 Нурлыгаянова
11 Классификация предприятий на группы: микро, малые, средние и крупные Реферат №3 Нурлыгаянова
12 Как решается проблема доступа СМП к рынку госзакупок Реферат №3 Нурлыгаянова
13 Факторы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости субъектов предпринимательства Реферат №16 Шавалиева
14 Основные тенденции совершенствования финансового менеджмента, его связь с общей стратегией коммерческой организации Реферат №5 Гарифуллин
15 Сравнительный анализ основных показателей финансового рынка России, стран БРИКС Реферат 24 Шавалиева
16 Показатели развития финансового рынка: уровень капитализации; объемы внутреннего кредитования Реферат №4 Баширов
17 Кредитный рейтинг: понятие, сравнительная шкала, описание шкалы кредитных рейтингов. Кредитный рейтинг РФ и РБ Лекции
18 Современное состояние финансового рынка РФ и основные направления развития финансового рынка Реферат №23 Шавалиева
19 Реформа государственных и муниципальных учреждений, оценка изменения финансового механизма бюджетных, автономных и казенных учреждений Реферат №6 Мулюкова
20 Внедрение концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в практику Реферат №8 Нуриахметова
управления государственных и муниципальных финансов, анализ зарубежного опыта
21 Модели социальной защиты, их особенности в разных странах Реферат №10 Нурлыгаянова
22 Оценка финансовой устойчивости пенсионной системы РФ. Анализ современных концепций развития пенсионной системы РФ Реферат №11 Хаматуллин
23 Программа модернизации региональных систем здравоохранения и реформа обязательного медицинского страхования Реферат №15 Хасанова
Функции финансов
Сущность финансов проявляется в ее функциях. Обычно выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную.
Распределительная функция обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Валовой внутренний продукт включает в себя стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход состоит из необходимого продукта и прибавочного. Необходимый продукт в виде заработной платы и других денежных доходов предназначен для потребления работниками производственной сферы. Прибавочный продукт, чистый доход предприятий выступает в виде доходов предприятий сферы материального производства. В результате первичного распределения ВВП и НД формируются первичные доходы работников сферы материального производства и предприятий.
В результате дальнейшего распределения или перераспределения образуются вторичные или производственные доходы. Основным источником вторичного распределения является чистый доход, за счет которого обеспечивается процесс расширенного воспроизводства, другая часть перераспределяется и направляется в централизованные денежные фонды государства, с помощью централизованных финансовых ресурсов государство выполняет свои функции.
Сама роль финансов при распределении и перераспределении неодинакова. Если первичное распределение связано с такими экономическими инструментами как цена, заработная плата, то перераспределение осуществляется преимущественно с помощью финансов.
Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованию. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта.
Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. В нормативных актах закрепляется предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных ресурсов. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредитования, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов
При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция. Поскольку без этой функции не может существовать контрольная функция, так как нет субъекта контроля. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной функции. В распределительной и контрольной функции выражаются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений.
Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Через финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и др. можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.
Реализация контрольной функции связана с финансовой дисциплиной, соблюдением установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.
Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми государственными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля.
Понятие финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы – фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Эти фонды денежных средств образуются в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода. Эти фонды предназначены для использования на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды.
В денежном выражении валовой внутренний продукт представляет собой c + v + m, где c – стоимость износа основных средств, в виде амортизационных отчислений, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии; v– стоимость необходимого продукта; m – стоимость прибавочного продукта.
Каждая часть ВВП соответствует определенным элементам финансовых ресурсов. Основная сумма финансовых ресурсов, состоящая из прибыли, налогов, неналоговых доходов, прибыли доходов от внешнеэкономической деятельности и другие элементы в сумме составляют прибавочный продукт. Часть необходимого продукта v, в виде налогов и других отчислений, направляется в бюджет и другие фонды, образуя финансовые ресурсы. Часть c в виде амортизационных отчислений также входит в финансовые ресурсы. Указанные части ВВП входят в финансовые ресурсы частично, прибавочный продукт (m) полностью.
Если рассматривать по удельному весу названных источников, то основным источником формирования финансовых ресурсов в составе ВВП является чистый доход. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов находящихся в распоряжении предприятий и организаций, т.е. на расширение производства на микроуровне. Они используются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса и другие нужды производства.
Часть децентрализованных финансовых ресурсов в виде целевых денежных фондов направляется на расширенное воспроизводство стоимости рабочей силы.
Вторым по величине источником финансовых ресурсов после чистого дохода являются амортизационные отчисления. Хотя основная функция амортизационных отчислений вложение и замещение изношенных основных фондов, но, учитывая долговременный период, через который осуществляется замещение изношенных основных фондов, оно происходит на новой технической основе и таким образом амортизационный фонд выступает источником не простого, а расширенного воспроизводства. На практике амортизационные отчисления как равняются на новое строительство, реконструкцию, модернизацию и расширение основных фондов.
Кроме названных источниками децентрализованных финансовых ресурсов могут быть экономия от снижения стоимости строительства выполняемого хозяйственным способом, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества предприятия и другие источники, например кредиты банка, средства полученные от операций с ценными бумагами и другие заемные и привлеченные средства.
Пропорции формирования денежных фондов финансовых ресурсов на государственные предприятия контролируются соответствующими органами. В условиях рынка хозяйствующие субъекты сами определяют размеры фонда развития производства, фонда социального развития и жилищного строительства и др.
Другая часть чистого дохода обеспечивает формирование централизованного финансирования ресурсов, то есть формирование финансовых ресурсов на макроуровне, обеспечивая общегосударственные потребности. Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения главным образом чистого дохода осуществляемого через налоговые и неналоговые платежи.
Формирование централизованных финансовых ресурсов осуществляется так же за счет отчислений хозяйствующих субъектов органами государственного страхования на социальные страхования, имущественное и личное страхование, во внебюджетные фонды. Кроме того, источником централизованных финансовых ресурсов являются средства госкредита, то есть полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций и т.д.
Определенная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет денежных поступлений от населения через налоги, сбора дохода от лотерей и др.
Часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот от продажи полезных ископаемых, и других невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов так же служит источником централизованных денежных фондов. При эффективной организации источником финансовых ресурсов является поступления от внешнеэкономической деятельности.
В результате перераспределительных процессов основная часть финансовых ресурсов государства аккумулируется в государственном бюджете. Это дает возможность осуществлять единую финансовую политику, финансировать важнейшие общегосударственные программы. В этих же целях в состав госбюджета включены ряд бывших внебюджетных фондов: дорожный фонд, фонд занятости и др., а с 2004 г. в состав госбюджета включен фонд социальной защиты населения.
Основные направления использования финансовых ресурсов - это финансирование развития народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, социальной защиты населения, финансирование обороны и правоохранительных органов, государственное управление и др.
Скандинавская модель
В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является то, что социальное обеспечение - это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом). Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.
Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии.
Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.
Континентальная модель
Континентальная модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.
Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь.
В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Американо-британская модель
Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
Южно-европейская модель
Испания, Греция и Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Рудиментарная модель характеризуется тем, что институтами, несущими ответственность за граждан в обществе выступают семья и церковь, уровень налогообложения сравнительно низкий, социальные услуги финансируются за счет страховых самоуправляемых организаций и распространяются прежде всего на малоимущих.
Вопросы к зачету
1 Возникновение финансов и развитие науки о финансах Лекции
2 Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений Лекции
3 Функции финансов Лекции
4 Понятие финансовых ресурсов Лекции
5 Роль государственного бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов. Лекции
6 Ссудный капитал, денежные доходы и сбережения населения, страховой фонд как источники финансовых ресурсов. Лекции
7 Характеристика современных теорий финансов Реферат №14 Хаматуллин
8 Макроэкономические условия развития финансовой системы РФ, прогнозы развития Реферат №1 Ахметзянова
9 Динамика и структура финансовых ресурсов, мобилизуемых отдельными субъектами экономики Реферат №1 Ахметзянова
10 Общая характеристика предпринимательства в России: отраслевые, институциональные аспекты. Реферат №3 Нурлыгаянова
11 Классификация предприятий на группы: микро, малые, средние и крупные Реферат №3 Нурлыгаянова
12 Как решается проблема доступа СМП к рынку госзакупок Реферат №3 Нурлыгаянова
13 Факторы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости субъектов предпринимательства Реферат №16 Шавалиева
14 Основные тенденции совершенствования финансового менеджмента, его связь с общей стратегией коммерческой организации Реферат №5 Гарифуллин
15 Сравнительный анализ основных показателей финансового рынка России, стран БРИКС Реферат 24 Шавалиева
16 Показатели развития финансового рынка: уровень капитализации; объемы внутреннего кредитования Реферат №4 Баширов
17 Кредитный рейтинг: понятие, сравнительная шкала, описание шкалы кредитных рейтингов. Кредитный рейтинг РФ и РБ Лекции
18 Современное состояние финансового рынка РФ и основные направления развития финансового рынка Реферат №23 Шавалиева
19 Реформа государственных и муниципальных учреждений, оценка изменения финансового механизма бюджетных, автономных и казенных учреждений Реферат №6 Мулюкова
20 Внедрение концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в практику Реферат №8 Нуриахметова
управления государственных и муниципальных финансов, анализ зарубежного опыта
21 Модели социальной защиты, их особенности в разных странах Реферат №10 Нурлыгаянова
22 Оценка финансовой устойчивости пенсионной системы РФ. Анализ современных концепций развития пенсионной системы РФ Реферат №11 Хаматуллин
23 Программа модернизации региональных систем здравоохранения и реформа обязательного медицинского страхования Реферат №15 Хасанова
Возникновение финансов и развитие науки о финансах
Термин «финансы» берет свое начало от латинского слова «финиш», что в денежных отношениях между населением и государством означало конец – завершение платежа, окончательный расчет. Затем от термина «финиш» произошло слово «финансы» (finansia), означавшее денежный платеж. Позднее термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, как совокупность публичных доходов и расходов. Далее появился термин «публичные финансы», определявший совокупность государственных доходов и расходов.
Возникновение финансов и развитие науки о финансах было вызвано объективной необходимостью, диктуемой практической действительностью того времени. Мыслители Древнего мира, мыслители средних веков разрабатывали основу финансовой науки: доходы государства, налоги и др. Развитие товарно-денежных отношений, усиление роли государства в экономической жизни страны, возникновение рыночной экономики и развитие финансов, как инструмента этой экономики позволили систематизировать знания о финансах и в XIXвеке финансовая наука выделилась в самостоятельную отрасль знаний, а во второй половине ХХ века теория финансов стала признаваться частью общеэкономической теории.
Таким образом, финансы – историческая категория, они присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение созданного продукта.
В эпоху рабовладения и феодализма денежные доходы государства не имели решающего значения, поскольку господствовало натуральное хозяйство и преимущественно натуральные подати и сборы. Главными видами доходов государства в то время были личное имущество государей, дани и грабежи покоренных народов и т.д. Денежные налоги в этих формациях занимали подчиненное место при формировании доходов и осуществлении государственных расходов. Поскольку в условиях преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не осуществляло экономических распределительных функций, то совокупность натуральных отношений не может рассматриваться как сфера финансов. Поэтому возникновение финансов исторически связано:
-во-первых, с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений;
-во-вторых, с усилением и расширением функций государства.
Важнейший признак финансов – их денежный характер, их денежное выражение в наличной и безналичной формах. Кроме товарно-денежных отношений для возникновения финансов необходима и регулирующая роль государства, в котором финансы становятся рычагом воздействия государства на общественное воспроизводство.
Возникновение финансов непосредственно связано с развитием общества. На определенном этапе возникает общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично. Затем важным моментом в возникновении финансов было то, что формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов, которые закреплялись законодательно. Если ранее доходы государства формировались преимущественно за счет натуральных податей и повинностей, то затем преимущественной формой налогов становится денежная.
В своем развитии финансы проходят два основных этапа. Вначале неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств расходовалась на военные цели и вся финансовая система состояла из одного звена – бюджета.
В эпоху свободной конкуренции усиливается необходимость осуществления государством экономических функций, по распределению и перераспределению ресурсов, направлением их на обеспечение эффективного развития общественного производства, развитие непроизводственной инфраструктуры.
Второй этап развития финансов связан с появлением более сложной финансовой системы, включающей государственный бюджет, страхование, государственный кредит. Государство через финансы оказывает влияние на социальную сферу.
В эпоху государственно-монополистического капитализма развиваются все звенья финансов и государственный бюджет, и финансы предприятий, страхование, кредит и т.д. Финансы превращаются в основной рычаг косвенного воздействия государства на общественное производство.