Вопрос 55. анализ рентабельности и деловой активности экономического субъекта

Оценка финансового состояния организации начинается с изучения уровня и тенденций изменения рентабельности капитала. Эти показатели важны не только для самого предприятия, но и для вкладчиков средств, поскольку рентабельность капитала характеризует выгодность вложения средств в данную организацию.

Успешность деятельности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или убытков. Относительный показатель – уровень рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта прибыли с наличными или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно разделить на две группы:

· показатели, характеризующие рентабельность предприятия;

· показатели, характеризующие рентабельность продукции.

Данные о прибыли можно получить из отчета о финансовых результатах, данные о величине имущества – из бухгалтерского баланса. Для расчета средней стоимости имущества находят их сумму на начало и конец периода и делят на 2.

В этой группе могут рассчитываться следующие показатели:

· рентабельность активов: отношение прибыли к средней величине активов.

Данный показатель позволяет судить о том, насколько эффективно в организации используется имущество (основной и оборотный капитал). Его низкий уровень по сравнению с организациями-конкурентами позволяет сделать вывод о том, что в организации имеет место перевложение капитала в активы или отсутствует спрос на производимую и реализуемую продукцию (работы, услуги. товары).

В качестве числителя могут использоваться различные показатели прибыли (от продаж, до налогообложения, чистая и др.). Можно рассчитать показатель рентабельность активов по разным показателям прибыли и сравнить их между собой. При сравнении показателей рентабельности, рассчитанных по прибыли от продаж и прибыли до налогообложения дается оценка эффективности неосновной деятельности экономического субъекта. При сравнении показателей рентабельности, рассчитанных по прибыли до налогообложения и чистой прибыли дается оценка степени налогового изъятия.

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

· рентабельность собственного капитала: отношение прибыли (предпочтительно чистой) к средней величине собственного капитала.

Данный показатель отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Он служит показателем инвестиционной привлекательности компании, характеризует дивидендные возможности и возможности устойчивого экономического роста этой компании.

Он показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от показателя «рентабельность активов», данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.

Главным сравнительным критерием при анализе рентабельности собственного капитала выступает процент альтернативной доходности, которую мог бы получить собственник, вложив свои деньги в другой бизнес.

· рентабельность производства (производственных фондов): отношение прибыли к сумме основных производственных фондов и запасов.

Данный показатель характеризует рентабельность производственной деятельности предприятия и показывает, насколько эффективно используются материальные фонды.

· рентабельность основных средств: отношение прибыли к средней стоимости основных средств предприятия.

Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляется использование основных средств организации. Повышение рентабельности основного капитала при снижении показателя рентабельности активов организации свидетельствует о необоснованном увеличении оборотных средств в результате скопления остатков запасов или несвоевременным исполнением дебиторами своих обязательств.

Показатели рентабельности продукции (товаров, работ, услуг) рассчитываются на основе данных отчета о финансовых результатах. В этой группе могут рассчитываться следующие показатели:

· рентабельность продаж: отношение прибыли от продаж к выручке.

Он показывает, с одной стороны, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованной продукции; с другой стороны, какую долю в выручке от реализации продукции (работ, услуг) занимает прибыль от продаж.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и собственного капитала.

Данный показатель в торговых предприятиях и предприятиях общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

· рентабельность затрат: отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции.

Данный показатель отражает эффективность затрат предприятия и показывает, сколько прибыли приносит 1 руб. затрат предприятия.

Показатели деловой активности

В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности термин «деловая активность» понимается как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции. Финансовое состояние предприятия в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств.

Оборачиваемость – это скорость превращения средств, вложенных в имущество организации, в денежную форму через выручку от реализации продукции (работ, услуг). Оборачиваемость характеризует скорость оборота средств, степень деловой активности капитала, эффективность использования финансовых ресурсов.

Основными показателями деловой активности являются коэффициенты оборачиваемости, которые характеризуют скорость оборота (в количестве оборотов) капитала и его составных частей.

Чем больше коэффициент оборачиваемости, тем интенсивней используются активы в деятельности организации, тем выше деловая активность. Определенного норматива для показателей оборачиваемости не существует, поскольку они зависят от отраслевых особенностей организаций и специфики их деятельности. В капиталоемких отраслях оборачиваемость активов будет ниже, чем в торговле или сфере услуг. Чем выше значение этого коэффициента, тем быстрее оборачивается капитал, и тем больше дохода приносит каждая единица (каждый рубль) активов организации.

Данные о выручке можно получить из отчета о финансовых результатах, данные о величине имущества – из бухгалтерского баланса. Для расчета средней стоимости имущества находят их сумму на начало и конец периода и делят на 2.

Среди наиболее популярных коэффициентов оборачиваемости в финансовом анализе используют:

· коэффициент оборачиваемости активов: отношение выручки к средней стоимости активов.

Данный показатель характеризует интенсивность использования организацией всей совокупности имеющихся активов и отражает скорость оборота совокупного капитала. Он показывает, сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов, или иначе показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.

Желательна более высокая оборачиваемость активов. Низкая оборачиваемость может свидетельствовать о недостаточной эффективности использования активов. Кроме того, оборачиваемость зависит от рентабельности продаж. При высокой рентабельности оборачиваемость активов, как правило, ниже, а при низкой норме рентабельности – выше.

· коэффициент оборачиваемости собственного капитала: отношение выручки к средней величине собственного капитала.

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой - скорость оборота вложенного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий источник доходов.

· коэффициент оборачиваемости оборотных активов: отношение выручки к средней стоимости оборотных активов.

Данный показатель характеризует размер объема выручки от продаж продукции в расчете на 1 руб. оборотных средств.

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств, интенсификации процесса производства, а уменьшение – о замедлении оборота оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств ведет к высвобождению оборотных средств предприятия из оборота. Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнута за счет использования следующих факторов: опережающий темп роста объемов продаж по сравнению с темпом роста оборотных средств; совершенствование системы снабжения и сбыта; снижение материалоемкости и энергоемкости продукции; повышение качества продукции и ее конкурентоспособности; сокращение длительности производственного цикла и др. Напротив, замедление оборачиваемости приводит к увеличению потребности предприятия в оборотных средствах.

· коэффициент оборачиваемости запасов: отношение выручки к средней стоимости запасов.

Данный коэффициент отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период. Снижение данного показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств «омертвлено» в этой наименее ликвидной статье оборотных активов, тем более ликвидную структуру имеют оборотные активы и тем устойчивее финансовое положение предприятия.

Данный показатель также характеризует качество запасов и эффективность управления ими, позволяет выявить остатки неиспользуемых, устаревших или некондиционных запасов.

Для показателей оборачиваемости общепринятых нормативов не существует, их следует анализировать в рамках одной отрасли и еще лучше – в динамике для конкретного предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производственного процесса. Кроме того, оборачиваемость запасов зависит от маркетинговой политики организации.

Также данный коэффициент можно рассчитать по следующей формуле: отношение себестоимости реализованной продукции к средней стоимости запасов. Этот подход является более обоснованным, так как использование выручки от реализации, содержащей в себе заложенную в цену продукции прибыль, приводит к искажению показателей оборачиваемости.

· коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие дает товарный кредит для потребителей своей продукции, то есть существует разрыв во времени между продажей товара и поступлением оплаты за него, в результате чего возникает дебиторская задолженность. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период обернулись средства, вложенные в расчеты. То есть данный показатель измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации, а именно насколько быстро организация получает оплату от своих покупателей за проданные товары (работы, услуги). Коэффициент измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.

Как правило, чем выше этот показатель, тем лучше, потому что предприятие скорее получает оплату по счетам. С другой стороны, предоставление покупателям товарного кредита является одним из инструментов стимулирования сбыта, поэтому важно найти оптимальную продолжительность кредитного периода.

В ходе экономической диагностики целесообразно сопоставить фактические сроки погашения дебиторской задолженности с продолжительностью предоставляемого покупателям периода отсрочки платежа, что позволит оценить эффективность контроля за состоянием расчетов с дебиторами и сделать выводы об уровне их кредитоспособности.

Для оборачиваемости дебиторской задолженности, как и для других показателей оборачиваемости не существует четких нормативов, поскольку они сильно зависят от отраслевых особенностей и технологии работы предприятия. Но в любом случае, чем выше коэффициент, т.е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации.

Высокая оборачиваемость дебиторской задолженности отражает улучшение платежной дисциплины покупателей (а также других контрагентов) – своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и (или) сокращение продаж с отсрочкой платежа (коммерческого кредита покупателям). Динамика этого показателя во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.

Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Благоприятной для компании является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности.

· коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности: отношение выручки к средней величине кредиторской задолженности.

Данный коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного предприятию. Рост коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение - рост покупок в кредит.

Оборачиваемость кредиторской задолженности – это показатель скорости погашения организацией своей задолженности перед кредиторами. Данный коэффициент показывает, сколько раз в среднем за период фирма погасила величину своей кредиторской задолженности.

Оборачиваемость кредиторской задолженности сильно зависит от отрасли, масштабов деятельности организации. Для кредиторов предпочтителен более высокий коэффициент оборачиваемости, в то время как самой организации выгодней низкий коэффициент, позволяющий иметь остаток неоплаченной кредиторской задолженности в качестве бесплатного источника финансирования своей текущей деятельности.

Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами – своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).

Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно больше коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

· коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача): отношение выручки к средней стоимости основных средств.

Фондоотдача – это финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

Следует отменить, что сам по себе показатель фондоотдачи не говорит об эффективности использования производственных фондов, а лишь показывает, как соотносится объем полученной от реализации продукции (т.е. выручки) со стоимостью имеющихся у организации средств труда. Сделать выводи именно об эффективности использования производственных фондов можно, сравнивая показатель фондоотдачи в динамике за ряд лет, либо сравнивая его с таким же показателем для других, аналогичных предприятий той же отрасли.

В некоторых источниках рекомендуют использовать первоначальную стоимость основных средств. Однако в бухгалтерском балансе указывается остаточная стоимость основных средств, поэтому чаще в расчетах используют именно эту оценку.

Коэффициент фондоотдачи не имеет общепринятого нормального значения. Это объясняется тем, что показатель сильно зависит от отраслевых особенностей. Например, в фондоемких производствах доля основных средств в активах предприятия велика, поэтому коэффициент будет ниже. Если рассматривать показатель фондоотдачи в динамике, то рост коэффициента говорит о повышении интенсивности (эффективности) использования оборудования.

Соответственно, чтобы повысить фондоотдачу нужно либо увеличить выручку при использовании уже имеющегося оборудования (повысить эффективность его использования, производить продукцию с большей добавленной стоимостью, увеличить время использования оборудования – количество смен, использовать более современное и производительное оборудование), либо избавиться от ненужного оборудования, снизив таким образом его стоимость в знаменателе коэффициента.

Помимо коэффициентов оборачиваемости, которые характеризуют скорость оборота, принято рассчитывать оборачиваемость в днях (период оборота, продолжительность одного оборота): отношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости.

Например, оборачиваемость кредиторской задолженности в днях показывает среднее количество дней, в течение которого счета кредиторов остаются неоплаченными; оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (период инкассации) – это время, в течение которого дебиторская задолженность перейдет в денежные средства, то есть это количество дней, в течение которого дебиторская задолженность остается неоплаченной; оборачиваемость запасов в днях показывает, на сколько дней работы предприятия хватит имеющихся запасов.

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и суммы прибыли. Для его определения однодневная выручка от реализации умножается на изменение продолжительности оборота в днях.

Если экономический эффект получился со знаком «-», то он показывает сумму высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости капитала; если же получился знак «+», то это дополнительно привлеченные средства в оборот при замедлении оборачиваемости капитала.

ВОПРОС 56. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.

Прибыль предприятия можно рассматривать с нескольких сторон: как экономическую категорию; как форму денежных накоплений; как результат деятельности предприятия; как источник финансирования развития предприятия; как критерий оптимизации текущих затрат; как критерий выбора инвестиционных проектов. Как экономическая категория прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:

ü Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыть является показателем эффективности деятельности организации.

ü Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.

ü Прибыть является источником формирования доходов бюджетов.

Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

ü получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

ü обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

ü обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

ü получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

ü обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.

Основные показатели финансовых результатов представлены в форме «Отчет о финансовых результатах»:

Валовая прибыль — это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, ра­бот, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью продаж. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие доходы), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, прочие расходы.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении предприятия. Это главные показатель эффекта хозяйственной деятельности предприятия.

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыть. Данный вид прибыли отражается в форме «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыть (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к организации. Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора.

Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

ü на отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда). Как известно, резервный капитал может быть создан как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью (в последних создание резервного фонда носит добровольный характер).

ü на выплату дивидендов. Акционерное общество вправе принимать решения не только о выплате дивидендов по итогам финансового года, но и о выплате промежуточных дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года (выплата (объявление) дивидендов относится к компетенции общего собрания акционеров). Однако наличие достаточной по размерам прибыли вовсе не означает, что общество вправе объявлять и выплачивать дивиденды как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям. Законом «Об акционерных обществах» установлены определенные ограничения на выплату дивидендов:

а) общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов до полной оплаты всего уставного капитала (для вновь создаваемых АО);

б) нельзя принимать решение о выплате дивидендов до выкупа всех акций, которые общество обязано выкупить у акционеров по их требованию;

в) нельзя принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов, если на момент их выплаты акционерное общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признают появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

г) собрание акционеров не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если стоимость чистых активов общества меньше суммы трех величин: уставного капитала; резервного фонда; превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом, ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций (либо станет меньше этой суммы в результате выплаты дивидендов).

ü На погашение убытков прошлых лет.

На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации. Значительная часть прибыли может быть направлена на финансирование инвестиций во внеоборотные активы и в прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за счет собственных источников финансирования, снижая при этом финансовые расходы предприятия на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Наряду с финансированием развития производства прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на удовлетворение социальных нужд (эксплуатация социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назна­чения, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий); на материальное поощрение (выплата премий, оказание материальной помощи сотрудникам, надбавки к пенсиям и т.п.).


Наши рекомендации