Анализ хозяйственной деятельности

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов специальности

Экономика и управление на предприятии»

Витебск

УДК

Анализ хозяйственной деятельности : методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

Витебск : Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2012.

Составители : доц. Касаева Т.В.

доц. Карташева Н.И.

ст. преп. Жук М.В.

ст. преп. Прудникова Л.В.

ст. преп. Стабровская Е.Н.

Методические указания содержат перечень тем и примерные планы курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности», а также общие и практические рекомендации по их выполнению.

Одобрено кафедрой экономики УО «ВГТУ»

12 октября 2012 г., протокол №3.

Рецензент: зам. директора по экономике КУПП «Витебчанка»

Ташпулатова Т.П.

Редактор: ст. преп. кафедры экономики Дулебо Е. Ю.

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ» “____” ____________ 2012 г. Протокол №

Ответственная за выпуск : Васильева Н. С.

Подписано к печати _______________Формат _________ Уч.-изд. лист._______

Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ № ____ .Цена _____ .

Отпечатано на ризографе учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”.

Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 г.

210035, г. Витебск, Московский пр., 72.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4  
1 Общие положения 5  
1.1 Цель и задачи курсовой работы 5  
1.2 Выбор темы и порядок выполнения работы 5  
2 Подбор литературы и рекомендации по сбору и обработке фактического материала 8    
3 Структура курсовой работы 10  
3.1 Титульный лист 10  
3.2 Задание по курсовому проектированию 10  
3.3 Содержание 11  
3.4 Введение 11  
3.5 Основная часть 12 3.5.1 Теоретическая часть 12 3.5.2 Аналитическая часть 14 3.5.3 Проектная часть 16  
3.6 Заключение 17  
3.7 Список использованных источников 17  
3.8 Приложения 17  
4 Примерные планы курсовых работ 19  
5 Правила оформлениякурсовой работы 35 6 Рекомендуемая литература 35  
Приложение А Примерная тематика курсовых работ 41  
Приложение Б Образец оформления задания по курсовому проектированию 42    
Приложение В Образец оформления титульного листа курсовой работы 44    
   

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики выпускники высших учебных заведений должны быть подготовленными к самостоятельной профессиональной деятельности. Важной формой развития необходимых навыков является выполнение курсовой работы, которая является самостоятельной комплексной работой студентов на заключительном этапе изучения учебной дисциплины.

Курсовая работа по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» выполняется в течение последнего семестра теоретического обучения в соответствии с учебными планами по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной форм обучения.

Курсовая работа должна быть выполнена на основе нормативных правовых документов, тщательно проработанных литературных источников, научных публикаций по теме исследования, обработанного фактического материала (данных форм бухгалтерской и статистической отчетности, синтетического и аналитического учета исследуемой организации и др.).

Данные методические указания определяют порядок выполнения, структуру и содержание курсовой работы по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной форм обучения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ И

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Разработку содержания выбранной темы курсовой работы необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к выполнению курсовой работы необходимо выделить ее следующую типичную структуру:

- титульный лист;

- задание по курсовому проектированию;

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

В верхней части титульного листа приводятся наименования министерства, учреждения образования и выпускающей кафедры, которые печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с выравниванием по центру и отделяют друг от друга одной строкой.

Наименование работы (КУРСОВАЯ РАБОТА) располагается по центру титульного листа и печатается прописными буквами полужирным шрифтом, с размером 16 пт, с выравниванием по ширине. Через одну строку после наименования работы указывается наименование дисциплины, а на следующей строке − название темы курсовой работы строчными буквами (кроме первой прописной), полужирным шрифтом, с размером 14 пт.

После наименования темы курсовой работы через 2 строки приводятся сведения об авторе работы (с указанием экономического или заочного факультета в соответствии с формой обучения студента) и научном руководителе (с интервалом между ними в 1 строку печатного текста).

На предпоследней и последней строке титульного листа указывается место издания курсовой работы и год, который должен соответствовать году защиты курсовой работы.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении Б.

Задание по курсовому проектированию

Задание является второй и третьей страницами курсовой работы, выдается научным руководителем после утверждения темы. Задание подписывается студентом, научным руководителем курсовой работы и утверждается заведующим кафедрой. В нем указывается факультет (экономический или заочный в соответствии с формой обучения студента), тема курсовой работы, дата выдачи задания и срок сдачи студентом законченной работы, перечень подлежащих разработке вопросов, календарный график выполнения работы.

Образец заполненного бланка задания по курсовому проектированию приведен в приложении В.

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте работы.

Названия структурных частей, перечисленных в содержании, печатают строчными буквами с первой прописной, выравнивая текст по левому краю, без отточия до указанного номера страницы.

Содержание приводится вначале, так как это предоставляет возможность сразу увидеть структуру работы.

Введение

Во введении работы дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования, отмечается научная новизна положений, их практическая и теоретическая значимость. Кроме того, во введении указываются объект, предмет, методы исследования, его временной лаг (период) и информационная база; даются отдельные пояснения к содержанию курсовой работы: чем обусловлена принятая структура, почему ограничен круг исследуемых вопросов и др.

Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе, под которым понимают научную и (или) практическую своевременность (современность) выбранной темы. Значимостьпредполагаетважность темы для экономики организации.

Цель курсовой работы по своему содержанию опирается на обоснование актуальности ее темы и характеризует ее конечный итог. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Исходя из путей достижения цели курсовой работы, определяются ее задачи (не более пяти). Формулировать задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов курсовой работы (заголовки разделов и подразделов, по сути, определяются задачами работы). При этом следует использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «исследовать», «проанализировать», «выявить», «представить», «обосновать» и др.

Далее определяются объект и предмет исследования. Например: объект исследования – конкретная коммерческая организация, предмет исследования –себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.

Введение должно быть объемом 2 − 3 страницы печатного текста. Целесообразно предварительный вариант введения написать перед созданием основной части работы. Окончательный же его вариант необходимо исполнить после полного завершения основной части и заключения курсовой работы.

Основная часть

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь излагается ход исследования, формулируются его результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются последовательность, доказательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Как правило, основная часть курсовой работы должна содержать три основных раздела, которые, в свою очередь, делятся на подразделы, пункты, подпункты. Обязательными для курсовой работы являются логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Логичность построения и последовательность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждый раздел и подраздел курсовой работы имеют определенное целевое назначение и являются базой для последующего.

Теоретическая часть

Первый раздел основной части курсовой работы выполняется на основании изучения литературных источников по теме исследования. Он носит теоретический характер и предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

- определение понятий и категорий, составляющих основу предмета исследования;

- изучение состава и структуры предмета исследования (если это целесообразно) и возможных классификаций его элементов по известным признакам;

- характеристику и порядок расчета (с приведением необходимых формул) основных показателей наличия, движения, уровня использования и т. д., предмета исследования;

- цели, задачи и основные направления анализа предмета исследования, источники информации для его проведения;

- непосредственно методику анализа предмета исследования, выбранную автором для выполнения курсовой работы. При этом особое внимание следует уделить факторным моделям, которые автор предполагает использовать для проведения исследования на примере конкретной организации.

Например, в теме «Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)» при рассмотрении вопроса «Анализ затрат на рубль товарной продукции» могут быть описаны несколько из выбранных факторных моделей:

а) классическая трехфакторная модель изменения затрат на 1 рубль:

- за счет изменения структуры продукции;

- за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции;

- за счет изменения цен на продукцию;

б) четырехфакторная модель, предполагающая оценку таких факторов, как:

- изменение прямых материальных затрат;

- изменение прямых трудовых затрат;

- изменение затрат на обслуживание и управление производством;

- изменение прочих затрат;

в) пятифакторная модель, предполагающая оценку влияния на изменение затрат на 1 рубль продукции:

- объема выпуска товарной продукции;

- структуры товарной продукции;

- уровня переменных затрат на единицу продукции;

- уровня постоянных затрат на производство и реализацию продукции;

- изменения уровня отпускных цен на продукцию;

г) другие факторные модели, степень детализации которых при их практическом применении определяет автор с учетом наличия исходной информации в конкретной исследуемой организации.

Не допускается механическое изложение точек зрения различных авторов по методике проведения анализа предмета исследования без дискуссии и без формирования обоснованной собственной позиции студента.

При рассмотрении теоретических аспектов курсовой работы могут применяться различные схемы, рисунки, сравнительные таблицы, с помощью которых материал излагается более компактно и наглядно.

Все формулы, которые будут использоваться в курсовой работе для выполнения расчетов, необходимо привести в первом разделе (кроме способов детерминированного факторного анализа). При этом не допускается в формулах указывать термины в виде полных слов. Следует вводить их обозначения, а после формулы приводить расшифровку. Например:

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) рассчитывается по следующей формуле:

Ктл = КА / КО (1.1)

где КА – краткосрочные активы, млн. руб.;

КО – краткосрочные обязательства, млн. руб.

Т. о., теоретическая часть является результатом работы студента с литературными источниками в соответствии с целью и задачами курсовой работы. Объем первого раздела должен составлять 10 − 15 страниц печатного текста.

Аналитическая часть

Второй раздел представляет собой аналитическую часть курсовой работы, основанную на фактических данных исследуемой организации. Он включает несколько подразделов, в которых выполняются необходимые расчеты согласно изложенной автором в первом разделе курсовой работы методике анализа предмета исследования.

Цифровой материал курсовой работы оформляют в виде таблиц. Их следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые. Для наглядного представления характеристик объектов исследования, полученных данных анализа, выявленных закономерностей можно использовать иллюстрации (рисунки, схемы, диаграммы, графики). Однаконе допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

В первом подразделе аналитической части необходимо указать полное наименование, год создания исследуемой организации, форму собственности, виды экономической деятельности; провести анализ динамики основных технико - экономических показателей исследуемой организации за последние два года в виде таблицы. Например:

Таблица 2.1 – Анализ динамики основных технико-экономических

Проектная часть

В третьем разделе (проектной части) необходимо обосновать направления и резервы повышения эффективности деятельности организации по выбранному направлению исследования - по результатам анализа предмета исследования, проведенного во втором разделе курсовой работы.

Целесообразно привести необходимые формулы и выполнить расчет выявленных резервов повышения эффективности деятельности организации по выбранному направлению исследования в конкретной организации. Например:

Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство продукции за счет замены поставщика и, соответственно, снижения цены на материальный ресурс, составит:

Р↓МЗц = УРф х VВПф х (Цф – Цпл) (3.1)

где УРф – фактический расход материального ресурса на единицу продукции в натуральном выражении;

VВПф – фактический объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Цф , Цпл – фактические и плановые (прогнозные) цены на материальный ресурс, руб.

Следует формулировать собственную позицию, не ограничиваясь простым пересказом существующих в экономической литературе точек зрения. К решению существующих проблем в исследуемой организации студент должен подходить творчески.

Объем третьего раздела курсовой работы должен составлять не менее 5 страниц печатного текста.

Заключение

В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения по всем разделам основной части курсовой работы, к которым пришел автор в результате исследования.

Важно, чтобы все задачи, сформулированные студентом во введении, нашли свое итоговое отражение в заключении, которое показывает степень реализации целей и задач, поставленных перед исследованием, а также научно-теоретическую и практическую ценность выполненной работы.

Выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности проведенного анализа. Излагаются они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

Объем заключения должен составлять 3 страницы печатного текста.

Приложения

В приложения следует относить вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсовой работы, оценки ее научной и практической значимости. К приложениям относятся:

- необходимые для проведения анализа формы бухгалтерской, статистической отчетности исследуемой организации;

- первичные учетные документы, оперативные данные по предмету исследования;

- таблицы, иллюстрации вспомогательного характера и т. п.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

Введение

Исследуемой организации

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, работ, услуг

2.3 Анализ факторов изменения объемов производства и реализации продукции, работ, услуг

2.4 Анализ ассортимента и структуры продукции, работ, услуг

2.5 Анализ качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг

2.6 Анализ выполнения договорных обязательств

2.7 Анализ ритмичности производства и реализации продукции, работ, услуг

ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Персонала организации

1.1 Персонал организации: понятие, характеристика, показатели эффективности использования

1.2 Методика анализа эффективности использования персонала организации

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Введение

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ

Введение

ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Введение

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Организации

1.1 Сущность рентабельности, ее виды, методика расчета

1.2 Методика анализа рентабельности деятельности организации

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Организации

1.1 Понятие эффекта и эффективности, их критерии и показатели

1.2 Методика анализа эффективности деятельности организации

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление курсовой работы по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» следует выполнять в соответствии с «Методическими указаниями по выполнению и оформлению дипломных работ студентов экономических специальностей», изданными в УО «ВГТУ» в 2011 г. (обращаться в ауд. 4-309, 4-114, на сайт кафедры экономики УО «ВГТУ» www.economics.comoj.com).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебное пособие / Л. Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Минск : Современная школа, 2010. – 800 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск : Высшая школа, 2008. – 527 с.

3. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Т. П. Елисеева. – Минск : Современная школа, 2007. – 944 с.

4. Климова, Н. В. Экономический анализ : учебное пособие / Н. В. Климова. – Москва : Вузовский учебник, 2008. – 287 с.

5. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 576 с.

6. Пласкова, Н.С. Экономический анализ : учебник / Н.С. Пласкова. – Москва : Эксмо, 2007. – 704 с.

7. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. – 9 изд., перераб. и доп. – Москва : Инфра М, 2012. – 536 с.

8. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г. В. Савицкая. – 5 изд., перераб. и доп. – Москва : Инфра М, 2007. – 536 с.

Дополнительная

1. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов / Н.И. Иванова [и др.] // Инновации. — 2008. — № 7 (117). — С. 44—60.

2. Анисимов, Ю. П. Методика оценки инновационной деятельности предприятия / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Пешкова, Е. В. Солнцева // Инновации. – 2006. – № 11. — С. 45 — 48.

3. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций / И. В. Афонин . – Москва : Гардарики, 2006. – 301 с.

4. Бовин, А. А. Концепции и практика управления инновация­ми : учеб. пособие / А. А. Бовин, М. Я. Краковская, Л. Е. Чередникова. — Новосибирск : НГАЭиУ, 2002. – 310 с.

5. Бовин, А. А. Управление инновациями в организации / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович . – Москва : Омега-Л, 2006. – 143 с.

6. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие / А. А. Бовин . — Москва : Омега – Л, 2008. – 185 с.

7. Ветракова, Ю. В. Управление инновациями : теория и практика : учебное пособие / Ю. В. Ветракова, Е. С. Симоненко . – Москва : Эксмо, 2008. – 432 с.

8. Виногоров, Г. Г. Методика анализа и оценки инноваций на промышленном предприятии / Г. Г. Виногоров // Бухгалтерский учет и анализ. – 2006. – № 4. — С. 12 — 15.

9. Гамидов, Г. С. Основы инноватики и инновационной деятель­ности / Г.С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов . — Санкт-Петербург : По­литехника, 2000. – 323 с.

10. Головачев, А. С. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим спец. : в 2-х ч. Ч. 1,2 / А. С. Головачев . – Минск : Выш. шк., 2008. – 447 с.

11. Дорофеев, В. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников . – Пенза : Издательство Пензенского гос. университета, 2007. – 189 с.

12. Жиделева, В. В. Экономика предприятия: уч. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн . – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Инфра-М, 2008. – 133 с.

13. Жиц, Г. И. Ресурсы или способности : некоторые рассуждения о методологии оценки инновационного потенциала социаль­но-экономических систем различного уровня сложности / Г. И. Жиц // Инновации. — 2008. — № 7 (117). — С. 69—73.

14. Жуковская, Е. М. Оценка инновационной деятельности / Е. М. Жуковская // Бухгалтерский учет и анализ. – 2006. – № 7. – С. 27– 31.

15. Завлин, П. Н. Инновационный менеджмент : справ. пособие / А.К. Казанцева, Л. Э. Миндеди; под ред. П. Н. Завлина . – Санкт-Петербург : Наука, 2008. – 342 с.

16. Ивасенко, А. Г. Инновационный менеджмент : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И.Никонова, А. О. Сизова . – Москва : КНОРУС, 2009. – 416 с.

17. Ильин, А. И. Экономика предприятия: краткий курс / А. И. Ильин. – Москва: Новое знание, 2007. – 236 с.

18. Инновации и инновационная деятельность на предприятии / Л. Н. Нехорошева // Экономика предприятия / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л. Н. Нехорошевой. — Минск : БГЭУ, 2008.

19. Инновационная политика государства и пути ее реализации : материалы постоянно действующего семинара руководящих респ. и местных гос. органов, Минск, 10—11 июня 2004 г. — Минск : Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004.

20. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Л. Н. Оголева [и др.]; под ред. Л. Н. Оголевой. — Москва : ИНФРА – М, 2003. – 238 с.

21. Касаева, Т. В. Методологические аспекты оценки эффективности бизнеса: монография / Т. В. Касаева, Е. Ю. Дулебо, Я. И. Муратова. - Витебск, 2010. - 138 с.

22. Ковтуненко, А. Н. Научно-технический потенциал предприя­тия и его развитие / А. Н. Ковтуненко, В. А. Полежаев // Эконо­мика предприятия / под ред. Л. Н. Нехорошевой. — Минск : БГЭУ, 2008. – 170 с.

23. Лапин, Е. В. Экономический потенциал предприятия / Е. В. Лапин. – Москва : Наука, 2009. – 412 с.

24. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : Учебник / Д. В. Лысенко. – Москва : ИНФРА-М , 2008. – 312 с.

25. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент : учеб. / В. Г. Медынский. — Москва : ИНФРА–М, 2002. – 304 с.

26. Михеева, С. С. Новый метод оценки конкурентоспособности предприятия / С. С. Михеева // Стандарты и качество. – 2004. – N 6. – С. 74 – 77.

27. Нехорошева, Л. Н. Инновационные системы в современной экономике / Л. Н. Нехорошева, Н. И. Богдан. — Минск : БГЭУ, 2004. – 105 с.

28. Нехорошева, Л. Н. Интеллектуальный ресурс в системе уп­равления предприятием / Л. Н. Нехорошева, Э. Хостилович // Наука и инновации. — 2008. — № 8 (66). — С. 50.

29. Нехорошева, Л. Н. Научно-технологическое и инновационное развитие : проблемы, новые стратегии, государственное регули­рование / Л. Н. Нехорошева // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъек­тов хозяйствования : сб. науч. ст. : в 2 ч. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. — Ч. 1.

30. Нехорошева, Л. Н. Проблемы и перспективы инновационного развития в условиях формирования «новой экономики» / Л. Н. Нехорошева // Наука и инновационная деятельность. — 2008. — № 3, 4.

31. Нехорошева, Л. Н. Стратегия инновационного развития / Л. Н. Нехорошева, А. А. Слонимский // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 3. — С. 55 – 64.

32. Нехорошева, Л. Н. Экономика и управление инновациями. Практикум: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, С. А. Егоров; под ред. д-ра экон. наук, профессора Л. Н. Нехорошевой. – Минск : БГЭУ, 2010. – 287 с.

33. Опекун, Е. В. Инновационность предприятия : критерии и подходы к измерению / Е. В. Опекун, Г. А. Хацкевiч // Теоретические и прикладные вопросы экономики : сборник научных трудов. Вып. 23 / ВПЦ «Киевский университет». – Киев, 2011. – С. 96 – 105.

34. Организация производства и управления предприятием : учебник / О. Г. Туровец [и др.]. – Москва : ИНФРА– М, 2008. – 544 с.

35. Позднякова, А. А. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности по сбыту готовой продукции предприятия / А. А. Позднякова
// Сборник статей международной научно-технической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Молодежь – производству», 21-22 ноября 2006 г. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2006. – С. 316 – 318.

36. Поршнев, А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку : учеб. пособие / А. Г. Поршнев . — Москва : РИЦЛО, 2007. – 215 с.

37. Прудникова, Л. В. Анализ и оценка инновационной деятельности организации на основе матричной модели / Л. В. Прудникова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2006. – № 11. – С. 31– 34.

38. Прудникова, Л. В. Формирование концепции управленческой инновационной стратегии на основании диагностики инновационной ситуации / Л. В. Прудникова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2006. – № 10. – С. 18 — 22.

39. Сафронов, Н. А. Экономика предприятия : учеб. пособие / Н. А. Сафронов . – Москва : Дашков и Ко, 2008. – 213 с.

40. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: учеб. пособие для экон. спец. вузов / И. В. Сергеев . – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Финансы и статистика, 2000. – 304 с.

41. Суша, Г. З. Экономика предприятия: учебное пособие / Г. З. Суша. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Новое знание, 2005. – 470 с.

42. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов . - Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 448 с.

43. Хацкевич, Г. А. Инновационность предприятия : критерии и подходы к измерению / Г. А. Хацкевич, Е. В. Опекун // Теоретические и прикладные вопросы экономики: сб. науч. под. ред. проф. Ю. И. Еханурова, А. В. Шегды . – Киев : Киевск. унив., 2011. – Вып. 24. – С. 95 – 102.

44. Чередникова, Л. Е. Инновационное развитие предприятий : методологический аспект / Л. Е. Чередникова, А. А. Бовин; под общ. ред. С. Г. Золотаренко . — Новосибирск : НГАЭиУ,2004. – 56 с.

45. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Шепеленко . – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов на/Д : МарТ, 2002. – 544 с.

46. Шеремет, А. Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. Д. Шеремет . – Москва : ИНФРА-М , 2006. – 415 с.

47. Экономика предприятия / под ред. В. Я. Хрипача . – Минск : Экономпресс, 2000. – 464 с.

48. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учеб. пособие для экон. спец. вузов / под ред. А. С. Пелиха . – 4-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 544 с.

49. Экономика предприятия: учеб. для экон. спец. вузов / Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара . – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Банки и биржи, 2000. – 742 с.

50. Экономика предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Ильина . – 2-е изд., испр. – Москва : Новое знание, 2004. – 672 с.

51. Экономика предприятия: учебник для вузов: пер. с нем. / под ред. Ф. К. Беа и др. – Москва : ИНФРА-М, 2001. – 928 с.

52. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / А. И. Ильин, В. И. Станкевич, Л. А. Лобан и др.; под общ. ред. А. И. Ильина . – 4-е изд., стер. – Москва : Новое знание, 2006. – 698 с.

53. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А. С. Пелиха . – Ростов на / Д: Феникс, 2002. – 416 с.

54. Яшева, Г. А. Конкурентоспособность предприятий легкой промышленности : оценка и направления повышения / Г. А. Яшева, Н. Л. Прокофьева, В. В. Квасникова . – Витебск : УО «ВГТУ», 2003. – 302 с.

55. Яшева, Г. А. Методический подход к разработке сбытовой политики предприятия / Г. А. Яшева // Веснiк Вiцебскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя П. М. Машэрава . – 2000. – №2. – С. 28 – 30.

Нормативная

1. Инструкция о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета: утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

2. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 г. № 140/206 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

3. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности: утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

4. О бюджете Республики Беларусь на 2017 г. : Закон Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации.- Мн., 2016.

5. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 г. № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

6. Об установлении Типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

7. Налоговый кодекс. Общая часть. Особенная часть // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации.- Мн., 2017.

8. Нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности: утверждены постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.12.2011 г. № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.

9. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации.- Мн., 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления задания по курсовому проектированию

Учреждение образования «Витебский государственный технологический

университет»_______________________

(наименование вуза)

Факультет заочный   Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой _____________ «___» _____________201___г.    

З А Д А Н И Е

По курсовому проектированию

Студенту Антонову Игорю Алексеевичу

1. Тема проекта «Анализ себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Молоко»

Утверждена распоряжением по кафедре от _______

2. Сроки сдачи студентом законченного проекта ___________

3. Исходные данные к проекту статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетность ОАО «Молоко», бизнес-план ОАО «Молоко», литературные источники по теме исследования, нормативные правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)

Введение

1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг

2 Анализ себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Молоко»

3 Основные направления и резервы снижения себестоимости продукцииОАО «Молоко»

Заключение

5. Перечень графического материала (с точным указанием чертежей и графиков) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________ 6. Консультанты по проекту (с указанием относящихся к ним разделов проекта) -

7. Дата выдачи задания _____

8. Календарный график работы над проектом на весь период проектирования (с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов)

Обзор литературных источников и нормативных правовых документов…

Первый раздел…

Второй раздел…

Третий раздел…

Оформление курсовой работы…

Представление на подпись…

Руководитель ______________________________

Задание принял к исполнению _______________________

(дата)

_______________________

(подпись студента)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Министерство образования Республики

Наши рекомендации