Интеграционные процессы в Южной Америке
Интеграционные процессы в Южной Америке представляют внушительный интерес и являются поучительными для многих стран мира. Серьезными проблемами в развитии интеграции в регионе является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями.
Все это значительно отличается от условий Западной Европы, чья территория легко позволяет создать разветвленную транспортную систему.
Такое прошлое не оказывало содействия интеграции из-за слабого дополнения национальных экономик, поэтому они были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.
Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись победить экономический кризис и приспособиться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принес им значительного успеха в 80-х г. Стремление приумножить физические объемы экспорта не сопутствовало повышению валютных доходов из-за понижения мировых цен на сырье, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.
В связи с мировым опытом развития страны Латинской Америки выдвинули новую теорию региональной интеграции, представляющую собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а оптимальную, на их взгляд, базу для развития связей Латинской Америки с иными районами мира. В результате чего была поставлена проблема изменения старого стиля интеграции, нацеленной сначала на замену ввоза в рамках региональных рынков, что не отвечало новейшей модели развития латиноамериканских стран.
Начала разрабатываться четко сформулированная теория "открытого регионализма", т. е. интеграция, образованная на низких таможенных барьерах и более раскрытая для мирового рынка.
Развитие субрегионального сотрудничества приобрело дополнительный импульс после создания в начале 1990-х г. НАФТА и провозглашения Дж. Бушем так называемой "Инициативы для Америк", согласно которой предусматривалось образование зоны свободной торговли "от Аляски до Огненной Земли".
Естественно, что инициатива Дж. Буша была призвана укрепить позиции США в Латинской Америке, дать своего рода ответ на укрепление интеграционных тенденций и процессов в других регионах мира.
Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет представить следующие причины, которые привели к ускорению интеграции в регионе.
Первая причина- это увеличивающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и увеличение доходов от применения новых технологий и инвестиций с другой. Все это вызвало образование более крупных и открытых рынков.
Второй причинойускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 1980-х г. либерализация внешней торговли.
Третья причиназаключается в решительном пересмотре механизмов интеграции в регионе.
В прослеживающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более важное значение приобретает МЕРКОСУР - Совокупный рынок стран Южного конуса, сформированный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в недолгий срок превратившийся в одного из основных участников действительной региональной интеграции.
На сегодняшний день МЕРКОСУР - это крупный интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн долларов), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли континента.
Контрактом о формировании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифов во взаимной торговле между 4 странами, т. е. организацию ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.
В переходный период в конце 1994 г. для руководства процессом интеграции были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка - исполнительный орган, который действует постоянно и имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео и 10 технических комиссий, которые подчиняются Группе общего рынка и занимающются вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, промышленной технологии, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, сельского хозяйства и энергетики.
Становление МЕРКОСУР не обходится без сложностей. Несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группировки не смогли договориться к назначенному сроку (1 января 1995 г.) об абсолютной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле.
Участники МЕРКОСУР договорились временно на переходный период (до 2000 г.) сохранить существенное число изъятий из общего порядка, которые колеблются для каждой из четырех стран.
К примеру, Уругвай получил право на наиболее широкий список временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР - 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина - 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272 позиции до 2000 г. Не удалось скоординировать в запланированные сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, которые не входят в МЕРКОСУР. Однако сторонами скоординирован график, в соответствии с которым планируется ежегодно одинаковыми долями понижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.
Договор МЕРКОСУР устанавливает отмену нетарифных ограничений, за исключением не только мер, регулирующих торговлю вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, но и рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального и культурного достояния. Также сохраняются нетарифные регулирующие меры, не имеющие ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.
Все-таки эта весьма объемная и сложная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, еще не завершена. На сегодняшний день общий регламент по защите от демпинга разрабатывается Комиссией по торговле.