Оценка проектных и финансовых рисков
ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ
ЛАБОРАТОРНЫЙПРАКТИКУМ
ДЛЯ студенТОВ экономических специальностей
Самара 2017
Печатается по решению ученого совета СамГТУ, (протокол №9 от 31.03.2017 г.)
Составитель: Н.А. Крутова
УДК 330.13 (076.5)
ББК У012.12я73
Оценка проектных и финансовых рисков.Лабораторный практикум для студентов экономических специальностей / Самар. гос. техн. ун-т; Сост. Н.А. Крутова. Самара, 2017. 63 с.
В лабораторном практикуме представлены общие требования к выполнению лабораторных работ; даются теоретическое основание, методические указания по их проведению, задание и порядок его выполнения, а также приводится список рекомендуемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………………4
Общие требования к выполнению лабораторных работ……………………………………………………………5
1. Лабораторная работа №1.
Методологические основы анализа
проектных рисков………………………………………………………................................................................…6
2. Лабораторная работа №2.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОЕКТНЫХ РИСКОВ
Цель работы - формирование навыков проведения групповой экспертизы на примере формирования списка важнейших рисков методами мозгового штурма и сложного ранжирования.
Теоретическое основание
Качественная оценка рисков включает ряд последовательных этапов:
1) выявление факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении определенных финансовых операций. Эти факторы не несут в себе какого-либо конкpeтного расчетного предназначения, а служат исходной базой для анализа рисков;
2) определение системы оценочных показателей риска, которая должна отвечать требованиям адекватности, комплексности, динамичности, объективности, а также допускать пополнение и развитие;
3) установление потенциальных областей риска, т.е. выявление мероприятий, операций, работ, при выполнении которых может возникнуть неопределенность в получении положительного результата;
4) идентификация всех возможных рисков, т.е. определение возможных рисков в результате данного действия либо бездействия.
К качественным методам анализа относится экспертный метод, который заключается в привлечении специалистов для высказывания суждений о проблеме и последующем сведении результатов и предложений в систему, на базе которой и делаются выводы [1].
"Эксперт" в переводе с латинского означает "опытный", поэтому при выборе эксперта важны профессиональный опыт и интуиция, репутация среди специалистов определенной категории. Кроме того, оценки эксперта должны быть стабильны во времени, и эксперт должен быть признанным специалистом в определенной области. Вариантный и вероятный характер современных процессов повышает роль экспертных оценок при определении экономических и финансовых показателей. Характер оказания услуги как процесса, совершаемого в индивидуальном порядке, по существу оставляет единственную возможность для оценки значений рисков - и использование мнений экспертов. Каждому эксперту представляется перечень рисков и предлагается оценить вероятность наступления рисков в соответствии с разработанной системой оценок. Оценки экспертов подвергаются анализу на непротиворечивость, который выполняется по определенным правилам. Во-первых, максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору не должна превышать 50. Во-вторых, для оценки согласованности мнений экспертов по всему перечню рисков выявляется пара экспертов, мнения которых наиболее расходятся. Для расчетов расхождения оценки суммируются по модулю и результат делится на число простых рисков, частное не должно превышать 25. При отсутствии противоречий все оценки экспертов сводятся в среднюю, которая используется в дальнейших расчетах.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ [2]
1. Формирование подгрупп
1.1. Работа выполняется подгруппами по 3 - 5 чел.
1.2. Внутри подгрупп распределяются роли экспертов: руководитель группы - организация и координация выполнения экспертизы; администратор группы - протоколирование выполнения экспертизы; эксперт по расчетам - организация обработки первичных данных; эксперт по логическому анализу - обеспечение качества первичных данных; эксперт по внешней среде - введение дополнительной информации по ситуации (в случае необходимости). Если число студентов подгруппы меньше 5, данные роли перераспределяются между участниками подгруппы.
2. Подготовка к работе
2.1. Подготовить краткое описание проекта.
2.2. Оформляется заголовок отчета по лабораторной работе с указанием всех участников подгруппы.
3. Оценка значимости мнений экспертов
3.1. Критерии оценки значимости мнений экспертов: по подгруппам методом мозгового штурма применительно к своему конкретному заданию. уточняются предложенные критерии оценки значимости мнений экспертов; формулируется один дополнительный критерий оценки.
3.2. Разрабатывается шкала для оценки экспертов по основным и дополнительному критерию.
3.3. Результаты (критерии оценки значимости мнению экспертов и оценочные шкалы) заносятся в отчет.
4. Экспертиза весомости критериев оценки значимости мнений экспертов (Точность выполняемых расчетов 2 знака после запятой)
4.1. Каждый эксперт оценивает весомость критериев оценки значимости мнений экспертов (включая сформулированный), ранжируя их в порядке убывания значимости: 1-й - самый важный, последний - наименее важный. Каждым индивидуально заполняется оценочная таблица 1 (у каждого эксперта свои собственные оценки).
4.2. Мнения экспертов обобщаются в таблице 2 - общая для всех экспертов подгруппы: первые строки таблицы переносятся из таблиц 1, заполненных экспертами индивидуально.
4.3. Рассчитывается сумма рангов критериев - по столбцам, - и их общая сумма.
4.4. Выполняется вспомогательный расчет - инвертирование рангов: общая сумма рангов делится на сумму рангов каждого критерия (число из последнего столбца предыдущей строки на число соответствующего столбца, рассчитанного в п. 4.3), в последнем столбце приводится сумма рассчитанных значений
4.5. Рассчитываются коэффициент весомости критериев оценки значимости мнений экспертов; а затем полученные значения складываются; в последней строке приводится результат деления соответствующего числа вспомогательной строки на сумму значений из вспомогательной строки.
5. Оценка значимости мнений экспертов (Точность выполняемых расчетов - 2 знака после запятой)
5.1. Каждый эксперт индивидуально по критериям (п. 3.1), используя разработанные шкалы (п. 3.2), оценивает всех участников экспертной группы, включая себя, заполняя таблицу 3.
5.2. Рассчитывается обобщенная оценка значимости мнений экспертов. Для этого заполняется сводная таблица 4, общая для всех в подгруппе: сначала по каждому эксперту заносятся в соответствующие строки суммы выставленных баллов по каждому из критериев, затем рассчитываются средневзвешенные баллы, их сумма, а в следующем столбце - отношение средневзвешенного балла к сумме баллов.
6. Формирование анализируемого перечня рисков, связанных с заданием (Для анализа должен быть составлен окончательный список из 15 - 20 рисков)
6.1. Каждый эксперт самостоятельно письменно предлагает 5 -7 рисков, которым следовало бы уделить внимание в приведенной ситуации
6.2. Проводится групповое обсуждение предлагаемых для анализа рисков: несущественные риски отбрасываются, совпадающие по сути риски приводятся к общей формулировке. Отклоненные риски участники группы вычеркивают на своих листах, а принятые и предложенные другими участниками подгруппы дополняют общий список, отделенные горизонтальной линией.
6.3. Каждому риску присваивается свой единый для всех экспертов код (по которому они будут приводится в последующих таблицах).
7. Формулирование критериев оценки важности рисков 7.1. Совместно всеми участниками экспертной подгруппы методом мозгового штурма применительно к своему конкретному заданию уточняются предложенные критерии оценки важности рисков.
7.2. Формулируется один дополнительный критерий оценки важности рисков.
7.3. Результаты заносятся в отчет.
8. Экспертиза весомости критериев оценки важности рисков (Точность выполняемых расчетов - 2 знака после запятой)
8.1. Каждый эксперт оценивает важность критериев (п. 7), ранжируя их в порядке убывания значимости: 1-й - самый важный, последний - наименее важный. Каждый эксперт индивидуально заполняет оценочную таблицу 5.
8.2. Оценивается значимость каждого критерия - вес критерия. Для этого построчно заполняется таблица б, общая для всех в подгруппе:
8.2.1. По каждому эксперту заносятся в соответствующие строки суммы выставленных рангов по каждому из критериев.
8.2.2. Рассчитываются средневзвешенные ранги по каждому из критериев ~ по столбцам - и их сумма.
8.2.3. Рассчитывается отношение суммы средневзвешенных рангов (итоговый столбец п.8.2.2) к соответствующему средневзвешенному рангу.
8.2.4. Рассчитывается вес критерия как отношение соответствующего значения (п.8.2.3) к сумме вспомогательных значений предыдущей строки.
9. Оценка важности рисков
9.1. Каждый эксперт самостоятельно оценивает важность рисков с точки зрения каждого из предложенных критериев, ранжируя их в порядке убывания значимости: 1-й - самый важный, последний - наименее важный. Каждым индивидуально заполняется оценочная таблица 7.
9.2. Рассчитывается средневзвешенный ранг риска.
9.3. Определяется окончательный ранг (в последнем столбце) - порядковый номер при расположении рисков в порядке возрастания рангов
10. Отбор 10 наиболее важных рисков по ситуации
10.1. Заполняется таблица 8, общая для всех участников экспертной подгруппы: сначала по каждому эксперту заносятся в соответствующие столбцы выставленные ранги по каждому из рисков (последние столбцы таблицы 7).
10.2. Рассчитываются средневзвешенные ранги по каждому из рисков - по строкам.
10.3. Рассчитанные ранги ранжируются в порядке возрастания и нумеруются.
10.4. Первые 10 рисков включаются в перечень важнейших рисков таблицы 9, заполняемой в порядке возрастания рангов таблицы 8.
11. Интерпретация полученных результатов.
11.1. Подгруппа обсуждает полученные результаты.
11.2. Оформляются комментарии по полученным результатам.
Контрольные вопросы
1. В какой зависимости находится качество информации, принимаемой во внимание для принятия решения, и величина риска наступления негативных последствий от реализации принятого решения?
2. На какой стадии производится оценка комплекса рисков инвестиционного проекта?
3. Как на практике может быть реализован экспертный метод оценки проектных и финансовых рисков?
4. От чего главным образом зависит качество экспертных оценок проектных и финансовых рисков?
5. На чем основывается ранжирование проектных и финансовых рисков при их анализе?
Лабораторная работа №2 (6 часов)
СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ЗА СЧЕТ СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ПОМОЩЬЮ PROJECT EXPERT
Цель работы: получение практических навыков идентификации рисков и разработки стратегии их смягчения с использованием Project Expert.
Теоретическое основание
Создание достаточно детализированного плана проекта, оптимизированного по срокам и издержкам, избавляет менеджера проекта от всяческих проблем до наступления даты окончания проекта. Однако на практике случаются события, способные неблагоприятно отразиться на ходе реализации проекта. Такие события, которые трудно предусмотреть заранее, но которые способны негативно повлиять на ход осуществления проекта, являются рисковыми. В контексте проекта риск — это вероятность наступления нежелательного события и всех его возможных последствий в ходе реализации проекта. При наступлении любого из них возникает ситуация несвоевременного завершения проекта, выхода за рамки запланированных финансовых ресурсов, невыполнения условий контракта и т.д.
Для того чтобы защитить проект от негативных факторов и опасностей, необходимо разработать продуманную стратегию управления проектными рисками.
Как правило, в риск-менеджменте выделяют восемь этапов [3]:
1) идентификация рисков;
2) оценка вероятности наступления неблагоприятных событий;
3) определение структуры предполагаемого ущерба;
4) построение законов распределения ущерба;
5) оценка величины риска;
6) определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков;
7) принятие решения об определении алгоритма действий по управлению рисками;
8) контроль эффективности и результатов внедрения мер по снижению рисков.
Для анализа возможностей снижения рисков используют полученный в результате оптимизации план проекта, содержащий описание структуры работ и направления распределения ресурсов. Поэтому начальный анализ риска рекомендуется проводить непосредственно перед сохранением базового плана и началом реализации проекта.
Выбор валюты проекта.
Используя модуль «Окружение/Валюта», введите следующую информацию:
основная валюта – Казахстанский тенге
вторая валюта – Доллар США
курс на начало проекта – 147,00 KZT/USD
Порядок выполнения задания:
1. Окружение - Валюта.
2. Заполнить открывшееся диалоговое окно «Валюта проекта».
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
Список продуктов.
Особенность производства заключается в том, что вначале пиво приготавливается в больших емкостях в течение 15 дней, а затем разливается в бутылки. Издержки на производство пива как такового описываются из расчета на 1000 Дл, а издержки на пиво как конечный продукт (отпускаемый потребителю) – из расчета на 1 ящик пива (содержит 20 бутылок емкостью 0,5 л). Поэтому для удобства описание вводится дополнительный продукт «Пиво (в производство)».
В модуле «Проект/Список продуктов» введите информацию о продуктах:
Пиво (в производство) – ед. измерения – 1000 Дл
Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л) – ед. измерения – ящик
Порядок выполнения задания:
1. Проект - Список продуктов.
2. Заполнить открывшееся диалоговое окно «Продукты/ Услуги».
3. Отметить начало продаж: 01.01.2002.
4. Щелкнуть по кнопке «ОК».
1.4. Подготовка к производству (инвестиционный план).
Для реализации проекта планируется:
построить производственные помещения;
приобрести соответствующее импортное оборудование и смонтировать варочный, разливочный, бродильный и фильтрационный цеха;
создать собственное автохозяйство;
провести рекламную кампанию.
Примечание.
a. Этапы: «Варочный цех», «Бродильный цех», «Фильтрационный цех», «Разливочный цех»: Длительность – 1 день, галочку «Ö» в поле «Фиксированная дата» убирать.
b. Этапы «Пиво (в производство)», «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л.)» вводим с помощью пиктограммы «Добавить производство» в диалоговом окне «Календарный план». Дата начала производства – 06.01.2003. Галочку «Ö» в поле «Фиксированная дата» не убирать.
Установите на диаграмме Гантта отображение длительностей этапов.
Сохраните проект под именем: pivo_1_1.pex (введены наименования и длительности работ).
1.4.2. Временные связи календарного плана, группировка этапов.
Установите временные связи календарного плана, группировка этапов.
1. Монтаж и наладка варочного цеха начинается по окончании строительства производственных помещений (тип связи конец-начало).
2. Работы по монтажу и наладке варочного, бродильного и фильтрационного цехов выполняет одна бригада последовательно (тип связи конец-начало).
3. Монтаж и наладка разливочного цеха начинается после монтажа варочного цеха (тип связи конец-начало).
4. Соответствующее оборудование должно быть закуплено к моменту начала работ по монтажу и наладке (тип связи начало-конец).
5. Производство «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» начинается по завершении монтажа и наладки разливочного цеха (тип связи конец-начало).
6. Производство «Пиво (в производство)» должно быть запущено за 15 дней до начала производства «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» в связи с наличием 15-ти дневного производственного цикла (тип связи начало-конец с лагом минус 15 дней).
7. Работы по созданию автохозяйства должны быть закончены к началу производства «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» (тип связи начало-конец).
8. Рекламная кампания начинается за месяц до начала производства «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» (тип связи начало-начало с лагом минус 30 дней).
Проведите необходимую группировку этапов плана.
Установите на диаграмме Ганта отображение дат окончания этапов.
Порядок выполнения задания:
Пример создания 1-ой временной связи: 1. Монтаж и наладка варочного цеха начинается по окончании строительства производственных помещений (тип связи конец-начало).
1. Выделить этап «Монтаж и наладки (варочный цех)».
2. Пункт меню «Этапы» - Настройка связей …
3. Из списка стадий выделить «Строительство производственных помещений».
4. Щелкнуть по кнопке «Добавить»
5. Выбрать «тип текущей связи»- «конец-начало».
6. Щелкнуть по кнопке ОК.
Примечание.
a. Чтобы связи показывались на экране монитора, нужно: Вид – Опции - поставить галочку «Ö» в поле «Показать связи между этапами» - ОК.
b. Чтобы сгруппировать этапы плана, их нужно выделить протягиванием левой кнопки мыши и щелкнуть по правой кнопке мыши и выбрать команду «Сгруппировать».
Сохраните проект под именем: pivo_1_2.pex (введены этапы календарного плана без стоимости).
1.4.3. Ресурсы и стоимость этапов календарного плана.
При проведении работ используются следующие ресурсы (все стоимости указаны с учетом НДС):
Название | Тип | Ед. изм. | Стоимость за ед. |
Автомобили грузовые | Оборудование | шт. | 50000 $ US |
Автомобили легковые | Оборудование | шт. | 5000 $ US |
Импортное оборудование | Оборудование | тыс. USD | 1000 $ US |
Услуги по монтажу и наладке | Услуги | тыс. USD | 1000 $ US |
Услуги рекламного агентства | Услуги | млн. KZT | 1000000 KZT |
Услуги строительной организации | Услуги | млн. KZT | 1000000 KZT |
Введите данные о ресурсах в модуле «Инвестиционный план/Ресурсы».
Порядок выполнения задания:
1. Инвестиционный план – Ресурсы.
2. В контекстом меню выбрать команду «Добавить» или нажать клавишу Insert.
3. В открывшемся диалоговом окне ввести имя нового ресурса, в нижней части окна «Редактирование ресурсов» ввести тип ресурса, единицу измерения, стоимость за единицу.
Расходование ресурсов в процессе работ производится следующим образом:
Название этапа | Ресурсы | Кол-во ед. | |
Строительство производственных помещений | Услуги строительной организации | ||
Приобретение оборудования (варочный цех) | Импортное оборудование | ||
Монтаж и наладка (варочный цех) | Услуги по монтажу и наладке | ||
Приобретение оборудования (бродильный цех) | Импортное оборудование | ||
Монтаж и наладка (бродильный цех) | Услуги по монтажу и наладке | ||
Приобретение оборудования (фильтрационный цех) | Импортное оборудование | ||
Монтаж и наладка (фильтрационный цех) | Услуги по монтажу и наладке | ||
Приобретение оборудования (разливочный цех) | Импортное оборудование | ||
Монтаж и наладка (разливочный цех) | Услуги по монтажу и наладке | ||
Автохозяйство | Автомобили грузовые | ||
Автомобили легковые | |||
Рекламная кампания | Услуги рекламного агентства | ||
Введите расход ресурсов, используя диалог «Редактирование этапа проекта».
Порядок выполнения задания:
1. Инвестиционный план - Календарный план.
2. Дважды щелкнуть на нужный этап и в открывшемся диалоговом окне «Редактирование этапа проекта» щелкаем по кнопке «Ресурсы».
3. Из списка доступных ресурсов занести ресурсы в «Ресурсы этапа».
4. Заполнить поля «Количество», «Регулярные выплаты». Затем щелкнуть по кнопке «Закрыть».
5. Щелкнуть по кнопке ОК в окне «Редактирование этапа проекта».
Учет созданных активов.
В результате выполнения работ инвестиционного плана образуется ряд активов, которые необходимо учитывать на балансе предприятия.
Введите информацию об активах, используя диалог «Редактирование этапа проекта».
Название этапа | Тип актива |
Строительство производственных помещений | Здания и сооружения |
Варочный цех | Оборудование |
Бродильный цех | Оборудование |
Фильтрационный цех | Оборудование |
Разливочный цех | Оборудование |
Автохозяйство | Оборудование |
Установите на диаграмме Ганта отображение стоимостей этапов во второй валюте.
Порядок выполнения задания:
1. Инвестиционный план - Календарный план.
2. Дважды щелкнуть по имени нужного этапа и в окне «Редактирование этапа проекта» поставить галочку «Ö» в поле «Этап является активом».
3. Щелкнуть по полю «Характеристика» и в появившемся диалоговом окне «Характеристики актива» ввести данные.
Сохраните проект под именем: pivo_1_3.pex (введен инвестиционный план).
Общие издержки и персонал.
Введите информацию об общих издержках (модуль «Операционный план/Общие издержки»).
Название издержки | Сумма (KZT) | Платежи |
Управление | ||
Офисные расходы | Ежемесячно, весь проект | |
Производство | ||
Расходы по содержанию и эксплуатации | Ежемесячно, весь период производства | |
Пар | Ежемесячно, весь период производства | |
Электроэнергия | Ежемесячно, весь период производства |
Порядок выполнения задания:
1. Операционный план - Общие издержки.
2. В появившемся диалоговом окне «Общие издержки» занести данные, дважды щелкнув по полю «Название».
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
Введите информацию о затратах на персонал (модуль «Операционный план/План по персоналу»).
Должность | Кол-во | Зарплата (KZT) | Платежи |
Управление | |||
АУП | Ежемесячно, весь проект | ||
Производство | |||
Операторы | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Подсобные | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Автообслуживание | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Водители | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Погрузчики | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Разливочники | Ежемесячно, весь период пр-ва | ||
Парочники | Ежемесячно, весь период пр-ва |
Добавьте в составленный ранее отчет информацию об издержках и персонале и проконтролируйте правильность ввода данных.
Порядок выполнения задания:
1. Операционный план - План по персоналу.
2. В появившемся диалоговом окне «План персонала» ввести данные и их описание. Щелкнуть дважды по полю «Должность».
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
План сбыта.
В модуле «Операционный план/План сбыта» установите цену на продукт «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» из расчета 35 KZT за бутылку.
С помощью функции «Заполнить» введите объем сбыта продукта «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л)» в размере 500000 ящиков в месяц в течение всего проекта.
Сначала нужно установить дату начала продаж продукта:
1. Проект - Список продуктов.
2. Установить начало продаж 06.01.2003 для «Пиво (в производство)», «Пиво (ящик – 20 бут. по 0,5 л.)». Эту дату берем потому, что в календарном плане (см. Инвестиционный план - Календарный план) дата окончания монтажа и наладки разливочного цеха 05.01.2003, а на следующий день уже можно начинать производство пива.
Порядок выполнения задания:
1. Операционный план - План сбыта.
2. Установить цену (KZT) за пиво (ящик 20 бут. по 0,5 л.) 700 тенге (35x20=700 тенге).
3. В окне «Объем сбыта» с помощью кнопки «Масштаб» установить галочку «Ö» «Показывать данные по месяцам до 2006 года включительно», и щелкнуть по кнопке ОК.
4. Щелкнуть по кнопке «Быстрый ввод» и указать: V – плановый объем продаж – 500000; 1- рост объема продаж – 4 (мес).
5. Щелкнуть по кнопке ОК.
Налоги.
В модуле «Окружение/Налоги» введите информации об основных республиканских налогах:
Название налога | База | Период выплат | Ставка |
НДС | Добавленная стоимость | Месяц | 16% |
Налог на прибыль | Прибыль | Квартал | 30% |
Налог на имущество | Имущество | Квартал | 1% |
Социальный налог | Зарплата | Месяц | 21% |
Сначала нужно установить темпы роста/падения курса валюты за 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый годы в размере 4%:
1. Окружение – Валюта.
2. Ввести цифру «4» в ячейку «1 год» и затем с помощью контекстном меню вырать команду «Заполнить».
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
Порядок выполнения задания:
1. Окружение – Налоги.
2. Последовательно ввести названия, ставки всех налогов и описать их налогооблагаемую базу, периодичность выплат.
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
Используя таблицу детализации «К.-Ф. Налоговые выплаты», сравнить результаты выплат налогов с образцом.
Порядок выполнения задания:
Выполнить расчет проекта с помощью клавиши F9 или пиктограммы на панели инструментов.
1. На панели инструментов выбрать пиктограмму «Детализация» (или использовать клавишу F11).
2. В поле «Все таблицы» выбираем таблицу «Кэш-Фло».
3. В правом поле (К.-Ф. Поступления от продаж) в списке выбираем К.-Ф. «Налоговые выплаты». И получаем результаты выплат налогов.
Предварительный анализ эффективности проекта.
Рассчитайте проект и проанализируйте показатели эффективности инвестиций.
Порядок выполнения задания:
1. Анализ проекта - Эффективность инвестиций.
2. Получаем, таблицу показателей при Ставке дисконтирования, %- 0,00.
В модуле «Проект/Настройка расчета» введите значение ставок дисконтирования (35% для KZT и 20% для USD), рассчитайте проект и оцените изменение показателей эффективности.
Порядок выполнения задания:
1. Проект - Настройка расчета.
2. В появившемся окне «Настройка расчета» ввести ставки: для тенге – 35%, для доллара – 20%.
3. Щелкнуть по кнопке ОК.
4. Щелкнуть по кнопке «Расчет» на панели инструментов или использовать клавишу F9.
5. Анализ проекта - Эффективность инвестиций.
6. Получаем таблицу финансовых показателей для ставок, которые мы ввели в пункте 2.
Предварительный анализ чувствительности проекта.
Используя модуль «Анализ проекта/Анализ чувствительности», проанализируйте чувствительность проекта по показателю NPV в USD к изменению параметров «Объем сбыта», «Цена сбыта» и «Прямые издержки» в пределах от -60 до +60 процентов с шагом 20 процентов. Выпишите предельно возможные для проекта значения отклонений параметров:
Объем сбыта_________________
Цена сбыта__________________
Прямые издержки____________
Порядок выполнения задания:
1. Анализ проекта - Анализ чувствительности. Выбрать: «Анализируем по: NPV».
2. В открывшемся окне из «Доступные параметры» выбрать последовательно «Объем сбыта», «Цена сбыта», «Прямые издержки» и щелкнуть по кнопке «Добавить параметр» на панели инструментов.
3. Установить диапазон от -60 до +60% с шагом 20%.
4. Щелкнуть по пиктограмме «Рассчитать» на панели инструментов.
5. Выделить полученную таблицу значений выбранных параметров.
6. Щелкнуть по пиктограмме «Показать график».
7. Записать предельно возможные для проекта значения отклонений параметров.
8. Закрыть график, щелкнув по кнопке «X».
9. Щелкнуть по кнопке «Закрыть» в окне «Анализ чувствительности».
Сохраните проект под именем: pivo_1_4.pex (построена упрощенная модель проекта).
Контрольные вопросы
1. Что следует понимать под риском проекта?
2. Как можно защитить проект от негативных факторов и опасностей?
3. Каким образом лучше всего осуществлять анализ возможностей снижения проектных и финансовых рисков?
4. На какой стадии проектной деятельности целесообразнее производить оценку рисков?
Лабораторная работа №3 (10 часов)
Теоретическое основание
При сравнительной оценке эффективности инвестиционных проектов осуществляется приведение (дисконтирование) будущих показателей к стоимости на момент сравнения (дата начала реализации инвестиционного проекта).
, где
аt – коэффициент дисконтирования;
Е – коэффициент доходности (норма дисконта), та доходность, при которой инвесторы готовы вложить средства в проект.
С экономической точки зрения ставка дисконтирования - это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором. Иначе говоря, с ее помощью можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Поэтому от значения ставки дисконтирования зависит принятие ключевых решений, в том числе при выборе инвестиционного проекта.
Пример [4]
При реализации проекта «А» инвестор в течение трех лет получает в конце года доход в размере 500 руб. При реализации проекта «Б» инвестор получает доход в конце первого и в конце второго года по 300 руб., а в конце третьего года — 1100 руб. Инвестору нужно выбрать один из этих проектов. Предположим, что инвестор определил ставку дисконтирования на уровне 25% годовых. Текущая стоимость (NPV) проектов «А» и «Б» рассчитывается следующим образом:
где Pk — денежные потоки за период с 1-го по n-й годы;
r — ставка дисконтирования — 25%;
I — начальные инвестиции — 500.
NPVА = [500 : (1 + 0,25)1 + 500 : (1 + 0,25)2 + 500 : (1 + 0,25)3] – 500 = 476 руб.;
NPVБ = [300 : (1 + 0,25)1 + 300 : (1 + 0,25)2 + 1100 : (1 + 0,25)3] – 500 = 495,2 руб.
Таким образом, инвестор выберет проект «Б». Однако если он установит ставку дисконтирования, например, равную 35% годовых, тогда текущие стоимости проектов «А» и «Б» будут равны 347,9 и 333,9 руб. соответственно (расчет аналогичен предыдущему). В этом случае для инвестора проект «А» более предпочтителен.
Следовательно, решение инвестора полностью зависит от значения ставки дисконтирования: если она больше 30,28% (при этом значении NPVА = NPVБ), то предпочтительнее проект «А», если меньше, тогда более выгодным будет проект «Б».
Внутренняя норма доходности (IRR) – представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным инвестиционным вложениям. Другими словами, ВНД – это та норма, которая представляет процентную ставку, при которой чистая современная стоимость проекта (ЧДД от проекта) равна нулю.
Е* - внутренняя норма доходности.
.
То есть под внутренней нормой доходности понимают значение ставки дисконтирования, при которой NPV проекта равен нулю:
IRR = Е, при котором NPV == f(E) = 0.
Если инвестиции вкладываются сразу в начале проекта единовременно, то можно применять следующую формулу:
. ЧТС – чистая текущая стоимость.
Преобразованное равенство:
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.
Срок окупаемости (РР) – минимальный временной период от начала осуществления инвестиционного проекта, за пределами которого интегральный экономический эффект (ЧДД) становится и остаётся в дальнейшем неотрицательным.
где
PP – срок окупаемости в годах;
Io – начальные инвестиции в проект в рублях;
CFcr – среднегодовой доход проекта в рублях.
Другими словами, это время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или месяцах.
Необходимо отметить, что это один из самых простых и широко распространенных методов экономического обоснования инвестиций в мировой учебно-аналитической практике.
Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими.
Поскольку среднегодовой доход определить не всегда представляется возможным, то расчет окупаемости инвестиционного проекта проводят по формуле:
где:
CFt – поступление доходов от проекта в t-й год;
n – количество лет.
Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, на которые необходимо обращать внимание при анализе: он не учитывает влияние доходов последних периодов; не обладает свойством аддитивности.
Задания:
1. Компания «ABC» рассматривает возможность выпуска двух новых изделий – X и Y. Оба продукта изготавливаются на одинаковом оборудовании и имеют схожий технологический процесс производства. Ниже в таблицах 3.1.1 и 3.1.2 приведены данные по характеристикам двух инвестиционных проектов.
Таблица 3.1.1.
Теоретическое основание
Значение PERT/Cost-анализа главным образом заключается в том, что он положил начало методики освоенного объема. Вместо того, чтобы обеспечивать сопоставление планируемых и фактических затрат, что было уже привычным, PERT/Cost представление связывало объем физически выполненных работ с фактически осуществленными расходами для определения полезности и эффективности капиталовложений. Сравнение того, что было фактически