Положение компании ПАО «МТС» на отраслевом рынке
Формы и интенсивность конкуренции можно проанализировать при помощи пятифакторной модели М. Портера, она показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. – Пятифакторная модель М. Портера
1. Конкуренция между производителями внутри отрасли.
Самая сильная конкуренция между компаниями разворачивается в среднем ценовом сегменте на который приходится 60% всех продаж, а также между производителями специализирующимися на предоставлении телекоммуникационных услуг.
2. Проникновение на рынок новых конкурентов.
По прогнозам экспертов, в 2016 году РФ займет 9 место в рейтинге самых важных международных рынков в сфере телекоммуникационного бизнеса. Причинами активного интереса зарубежных компаний к российскому рынку являются, прежде всего, увеличение покупательской способности населения, высокие показатели розничной активности.
Проникновение на рынок новых конкурентов не только отечественных, но и зарубежных обусловлено:
- относительно небольшими входными барьерами;
- сравнительно слабой реакцией компании на появление нового соперника.
Существует несколько источников входных барьеров:
- экономия на масштабе. ПАО «МТС» предоставляет услуги на высокопроизводительном оборудовании, но небольшими партиями, с существенными скидками при закупке тканей и фурнитуры, которые достигают 15%–20%, что позволяет значительно снизить себестоимость услуги и повысить конкурентоспособность в среднем ценовом сегменте.
- лояльность покупателей к предприятию, которое уже зарекомендовала себя, и услуги которого пользуются спросом по всей области и во многих других городах России;
- доступ к технологиям. Компания обладает новейшим оборудованием;
- Компания использует собственные каналы сбыта и налаженную систему сбыта через розничные сети города Омск.
3. Влияние товаров–заменителей на конкуренцию в отрасли.
Влияние товаров–заменителей на конкуренцию в отрасли умеренное по следующим причинам: телекоммуникационные услуги имеют в силу своей уникальности мало заменителей, по эффективности может сравниться только Интернет – связь
4. Конкурентное давление со стороны компаний–поставщиков.
Конкурентное давление поставщиков на компанию незначительно, а в ряде случаев отсутствует, так как телекоммуникационные услуги в общепринятом смысле являются «производителями» связи.
5. Конкурентное давление со стороны потребителей среднее, в силу того, что услуги компании реализуются множеством крупных и мелких компаний, число которых с каждым днем увеличивается.
Далее в таблице 1.1 показан анализ изменений в отрасли под влияние движущих сил.
Таблица 1.1. - Изменения в отрасли под влиянием движущих сил
Движущие силы | Изменения в отрасли |
1.Изменения в долговременной скорости роста | 1. Сокращение темпов роста отрасли в целом с 25-30% до 10-14% 2. В ближайшие пять лет остановится на отметке 10%, что в 2 раза выше среднеевропейского. |
2.Маркетинговые инновации | 1.Рост масштабов электронной торговли 2.Активное брендирование услуг компании |
3.Увеличение глобализации отрасли. | 1. Приход на рынок крупнейших западных ритейлеров и производителей. 2.Вытеснение отечественных производителей услуг из среднего ценового сегмента. |
4.Переход потребителей дифференцированным услугам | 1. Большое значение приобретает качество, соответствие модным тенденциям. 2. Покупатель готов переплачивать за марку (особенно в крупных городах) 3.Дифференциация "новых " и "старых" тарифов приобретает большое значение. |
Для оценки основных участников рынка телекоммуникационных услуг составим таблицу 1.2, в которой по 3-балльной системе определим уровень факторов, для чего используем следующую методику:
- экспертным путем дадим оценку основных участников телекоммуникационного рынка по различным факторам, при этом уровень факторов составляет от 1 до 3;
- затем осуществляем расчет среднего балла, для чего по вертикали разделим сумму баллов факторов на количество этих факторов.
В качестве примера определим средний балл по России:
1 + 1 + 2 / 4 = 1.33 балла – фактор доли рынка
Аналогично определяем среднее значение по всем факторам по горизонтали.
Далее рассчитываем средний балл по России:
Бср = 1.33 + 2 + 1 + 2 + 2 + 1.67 + 2.67 + 1.67 + 1 + 1 / 10 = 1.63 балла
Таблица 1.2. - Оценка конкурентов компании ПАО «МТС»
Показатели | Конкуренты | Средний балл по России | ||
МТС | Мегафон | Ростелеком | ||
Доля рынка | 1.33 | |||
Рентабельность оборота | ||||
Рентабельность капитала | ||||
Доля собственных оборотных средств | ||||
Уровень цены доминирующего товара | ||||
Широта ассортимента | 1.67 | |||
Качество услуг | 2.67 | |||
Система сбыта | 1.67 | |||
Уровень сервиса | ||||
Система управления | ||||
Средний балл | 1.3 | 1.4 | 2.2 | 1.63 |
Как показывают расчеты, средний уровень конкурентов составляет 1.63 балла, при этом наиболее значимым является МТС, так как его конкурентоспособность гораздо выше среднего уровня (2.2 балла). Наименее развитым является конкурент ЭТС, так как его возможности оцениваются в 1.3 балла, наравне с ПТС данная организация находится практически на одном уровне.
Каждый конкурент имеет свои преимущества и недостатки, так, например, компания ПТС имеет более высокое качество предоставляемых услуг, в то время как МТС отличается широким ассортиментом, налаженной системой сбыта и высокой рентабельностью услуг.