Надзор коллегиальных органов и стратегия компании.
При использовании различных типов организационных структур важное значение приобретают коллегиальные формы работы. Это комитеты, целевые рабочие группы, комиссии, советы, коллегии. Разумеется, эти формы не представляют собой какого-либо обособленного типа структуры. Они могут быть постоянными или временными, иметь неодинаковый статус, уровень предоставляемых полномочий и выполнять разные задачи в организации. Коллегиальные органы нередко наделяются полномочиями принимать определенные решения, осуществлять руководство (или передавать полномочия по осуществлению руководства). Известна практика образования таких органов для выполнения совещательных функций, т. е. представления руководителю любого уровня обоснованного мнения по тому или иному вопросу.
Коллегиальный орган, осуществляющий контроль. Такое организационное звено выполняет по отношению к руководителям главным образом роль органа, дающего разрешение на принятие решений, соответствующих определенным требованиям. Он же осуществляет контроль за выполнением этих решений. Деятельность коллегиальных органов может охватывать различные направления деятельности организации:
1) решения, относящиеся к общей стратегии и политике;
2) акты управления и административные действия;
3) непосредственную исполнительскую деятельность, реализующую принимаемые решения.
В случае, когда большинство акционеров корпорации не знакомы друг с другом, это создает объективные трудности коммуникации между ними. В корпорации с распыленным владением достаточно большой по составу будет также и группа крупнейших участников, владеющих в сумме контрольным пакетом. Поскольку смена акционеров в корпорациях не затруднена, возможна высокая «текучесть» акционеров, и многочисленные не общающиеся друг с другом акционеры нуждаются в относительно стабильном квалифицированном органе – посреднике, представляющем их интересы перед менеджментом организации. Т.е. коллегиальном органе. Как правило, стратегические решения принимаются на заседаниях такого органа.
Отражение особенностей компании в Положении о системе корпоративного финансового контроля как составляющей СВК.
На примере БАНКА
Термины, используемые в настоящем Положении
Внутренний контроль - деятельность, осуществляемая банком (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение целей, определенных Положением "О внутреннем контроле" в "[наименование банка]".
Система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами банка и Положением "О внутреннем контроле" в [наименование банка].
Система органов внутреннего контроля - определенная учредительными и внутренними документами банка совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля структурное подразделение банка, осуществляющее внутренний контроль и содействие органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования банка.
Задачи СВК
3.1. Служба внутреннего контроля является частью системы внутреннего контроля банка и действует на основании Устава банка, настоящего Положения и иных актов, регулирующих действие системы внутреннего контроля, в части касающейся СВК.
3.2. Численность и персональный состав СВК определяется руководителем банка с учетом объемов и специфики решаемых СВК задач.
3.3. Основные задачи, возложенные на СВК состоят в обеспечении:
- выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
- определения в документах и соблюдения установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
- принятия своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
- выполнения требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
- сохранности активов (имущества) банка;
- адекватного отражения операций банка в учете;
- надлежащего состояния отчетности, позволяющего получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
- эффективного функционирования внутреннего аудита банка;
- эффективного взаимодействия с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.