Оценка организационной структуры Департамента финансов
Г. Москвы
Используя методику анализа организационной структуры, приведенной в п. 1.3 настоящей курсовой работы проведем оценку организационной структуры Департамента финансов г. Москвы [18].
1. Проанализируем организационную структуру Департамента финансов г. Москвы.
Организационная структура управления представляет собой состав взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления [15, с. 26].
Схема организационной структуры Департамента финансов г. Москвы представлена на рисунке 8 (Приложение 2).
По рисунку 8 (Приложения 2) видно, что в Департаменте финансов г. Москвы применяется линейно-функциональная организационная структура, которая позволяет его руководителю эффективно взаимодействовать с отделами, занимающимися решением своих специфических задач. Следовательно, общее распорядительство ресурсами и целеустремленность вступают в полномочия линейных руководителей Департамента финансов г. Москвы, а руководство действиями свершения установленных целей в рамках назначенных ресурсов и отдельных иных ограничений возлагается на управляющие функциональные службы и подразделения Департамента.
Управление Департаментом финансов г. Москвы осуществляется в соответствии с законодательством РФ, настоящим действующим Положением, которое в свою очередь строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Руководитель Департамента финансов г. Москвы выступает единоличным исполнительным органом, осуществляющий руководство текущей деятельностью Департамента, совершая при этом любые действия, которые необходимы для реализации данной функции.
В целом организационной структуре Департамента финансов г. Москвы четко выражено разделение труда его персонала. Достоинствами такого вида организационной структуры выступают:
1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией персонала Департамента.
2. Освобождение линейных руководителей Департамента от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.
3. Построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый сотрудник Департамента подчинен только одному руководителю.
Также рассмотрим и коротко охарактеризуем основные функции руководителей Департамента финансов г. Москвы.
В таблице 4 представлены основные функции руководителей Департамента финансов г. Москвы [20].
Таблица 4 – Основные функции руководителей Департамента финансов г. Москвы
Руководитель Департамента | Функции |
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента | Руководство работой финансов г. Москвы. Решение финансовых вопросов, связанных с постоянным функционированием Департамента. Решение стратегических вопросов. Осуществление контроля за деятельностью Департамента и взаимодействием его структурных подразделений. Планирование дальнейшей деятельности Департамента. Организация бесперебойной деятельности Департамента и обеспечение здорового климата внутри него. Мотивация руководящего персонала Департамента к максимально рациональному построению труда своего и своих непосредственных подчиненных и др. |
Заместитель руководителя Департамента | Участие в разработке и реализации на территории г. Москвы единой государственной бюджетной политики. Участие в осуществлении общего руководства организацией финансов в г. Москва. Организация и осуществление работы по формированию проекта бюджета г. Москвы в части расходов на очередной финансовый год и на плановый период. Организация и осуществление работы по составлению оперативных, месячных, квартальных, годовых отчетов об исполнении бюджета г. Москвы и др. |
Первый заместитель руководителя Департамента, статс-секретарь | |
Второй заместитель руководителя Департамента | |
Главный бухгалтер | Планирование бюджета Департамента. Планирование доходов и расходов Департамента. Организация бухгалтерского учета в Департаменте, а также средств и методов ведения бухгалтерского учета. Мотивация работников Департамента с целью добиться более эффективного расходования ими средств. Контроль над расходами и доходами организации. Контроль над сохранностью денежного капитала Департамента и иных, при наличие финансовых инструментов. |
Следует отметить, что руководители Департамента финансов г. Москвы и их подчиненные осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с их должностными инструкциями, что является положительным фактором эффективного функционирования Департамента в целом.
Таким образом, организационная структура Департамента финансов г. Москвы представляется рациональной, т. к. она обеспечивает достаточно эффективную организацию управления на всех уровнях, иными словами, обладает функциональной пригодностью. Также следует отметить и тот факт, что действующая структура управления Департамента обеспечивает достоверность передачи информации без искажения управляющих команд и иных передаваемых данных, а также обеспечивает бесперебойность связи в системе управления Департамента.
2. Выявление первичных количественных характеристик организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
Проведем анализ первичных количественных характеристик организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
В таблице 5 представлены данные расчета первичных показателей организационной структуры Департамента финансов г. Москвы. Данные для анализа были получены из годовых отчетов Департамента финансов об исполнении бюджета по городу Москве за 2016 гг. [19].
Таблица 5 – Первичные количественные показатели организационной структуры Департамента финансов г. Москвы
Наименование показателя | Формула расчета | Значение |
Максимальное количество уровней управления Департамента | Max | |
Минимальное количество уровней управления Департамента | Min | |
Разница между максимальным и минимальным количествам уровней Департамента | Max - Min | |
Среднее количество уровней управления Департамента | (Max + Min) / 2 | 1,5 ≈ 2 |
Средняя норма управляемости Департамента | Общее количество подчиненных / Общее количество руководителей | 11,50 |
Продолжение таблицы 5
Наименование показателя | Формула расчета | Значение |
Нормативное значение коэффициента управляемости Департамента | Стандартное значение | 7 - 9 |
Коэффициент соблюдения нормы управления Департамента | Средняя норма управляемости / Нормативное значение нормы управляемости | 1,64 |
Уровень формализации отношений подчиненности и делегирования полномочий | Количество фактических должностей / Количество должностей всего | 1,21 |
По данным таблицы 5 видно, что норма управляемости в Департаменте финансов г. Москвы не соблюдена, однако учитывая специфику и размер организации данным отклонением от нормы можно пренебречь.
Графически первичные количественные показатели Департамента финансов г. Москвы представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Первичные количественные показатели Департамента финансов г. Москвы
3. Анализ соответствия организационной структуры целям Департамента финансов г. Москвы (Матрица распределения ответственности).
По результатам проведенного анализа организационной структуры Департамента финансов г. Москвы составим матрицу распределения ответственности руководителей Департамента.
В таблице 6 представлена матрица распределения ответственности руководителей Департамента финансов г. Москвы.
Таблица 6 – Матрица распределения ответственности руководителей Департамента финансов г. Москвы
Министр Правительст-ва Москвы, руководитель Департамента | Заместитель руководителя Департамента | Первый заместитель руководителя Департамента, статс-секретарь | Второй заместитель руководителя Департамента | Главный бухгалтер | |
Министр Правительст-ва Москвы, руководитель Департамента | Пустое множество, отсутствие связи | Линейная связь | Линейная связь | Линейная связь | Линейная связь |
Заместитель руководителя Департамента | Линейная связь | Пустое множество, отсутствие связи | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь |
Первый заместитель руководителя Департамента(статс-секре-тарь) | Линейная связь | Горизонталь-ная связь | Пустое множество, отсутствие связи | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь |
Второй заместитель руководителя Департамента | Линейная связь | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь | Пустое множество, отсутствие связи | Горизонталь-ная связь |
Главный бухгалтер | Линейная связь | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь | Горизонталь-ная связь | Пустое множество, отсутствие связи |
4. Количественный анализ организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
В таблице 7 представлен количественный анализ организационной структуры Департамента финансов г. Москвы. Данные для анализа были получены из годовых отчетов Департамента финансов об исполнении бюджета по городу Москве за 2016 гг. [19].
Таблица 7 – Количественный анализ организационной структуры Департамента финансов г. Москвы
Наименование показателя | Значение |
Структурный коэффициент централизации | 1,0 |
Количественный коэффициент централизации | 0,6 |
Коэффициент централизации управления | 0,2 |
Коэффициент централизации функций | 1,0 |
Коэффициент централизации отдельных функций | 0,5 |
Уровень формализации отношений подчиненности и процессов делегирования полномочий | 0,2 |
Коэффициент сложности управления | 1,0 |
Коэффициент соблюдения норм управляемости | 1,6 |
Коэффициент соответствия должности | 1,2 |
Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что организационная структура Департамента финансов г. Москвы эффективно функционирует, поскольку подчиненность подчиненных Департамента находится в пределах нормы. Степень совершенства организационной структуры проявляется в четкости (централизованности) системы управления Департаментом и высоких конечных результатах его деятельности.
Графически количественные показатели анализа организационной структуры Департамента финансов г. Москвы представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Количественные показатели анализа организационной структуры Департамента финансов г. Москвы
В заключении выделим сильные и слабые стороны организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
В таблице 8 представлены сильные и слабые стороны организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
Таблица 8 – Сильные и слабые стороны организационной структуры Департамента финансов г. Москвы
Сильные стороны | Слабые стороны |
Функциональные подразделения Департамента помогают решать возникающие в ходе деятельности проблемы высшему руководству | Дублирование функций некоторыми функциональными подразделениями Департамента |
Учитывает особенности производственного процесса | |
Каждый работник Департамента подчинен только одному руководителю (т. е. соблюдается принцип единоначалия) |
Таким образом, можно сказать, что права и обязанности в управлении Департаментом финансов г. Москвы четко распределены, и зафиксированы в должностных инструкциях и иных документах, которые регулируют данную сферу. При этом прослеживается жесткая иерархия, что в свою очередь позволяет организовать эффективное взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития Департамента финансов г. Москвы.
В целом проведенный анализ организационной структуры Департамента финансов г. Москвы показал, что применяемая в Департаменте линейно-функциональная организационная структура является эффективной и отлично подходит для эффективной и оперативной организации (распределения) функций его сотрудников. Она позволяет мотивировать сотрудников Департамента и эффективно использовать более гибкие структурные решения, уточнять вопросы разделения труда и полномочий работников Департамента, а также совершенствовать коммуникации внутри Департамента и вне его и улучшать делегирование полномочий сотрудников Департамента. Следовательно, в совершенствовании организационной структуры Департамента финансов г. Москвы нет необходимости.
В заключении второй главы можно сделать вывод о том, что организационная структура, применяемая в Департамента финансов г. Москвы, является эффективной с учетом размеров и специфики деятельности Департамента, поскольку она позволяет обеспечить достаточно эффективную организацию управления на всех уровнях, т. е. обладает функциональной пригодностью. При этом она обеспечивает оперативность и достоверность передачи информации без искажения управляющих команд и иных передаваемых данных, а также обеспечивает бесперебойность связи в системе управления Департаментом.
Заключение
В настоящее время эффективность работы предприятия во многом зависит от организационной формы, которая выбрана для управления им. При этом организационная структура управления должна соответствовать определенному объекту управления (т. е. предприятию), его целям и условиям.
В процессе курсовой работы была достигнута, поставленная перед автором работы цель и решены следующие задачи:
1. Определены сущность и значение организационной структуры управления.
2. Рассмотрены классификация организационных структур и принципы их формирования.
3. Изучена методика проведения анализа организационной структуры управления.
4. Приведена общая характеристика Департамента финансов г. Москвы.
5. Проведена оценка организационной структуры Департамента финансов г. Москвы.
По первой главе, посвященной теоретическим аспектам проведения анализа организационной структуры был сделан вывод о том, что организационная структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Следовательно, организационная структура позволяет определять ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления предприятием.
По второй главе, посвященной анализу организационной структуры Департамента финансов г. Москвы были сделаны следующие выводы:
1. Департамент финансов г. Москвы на протяжении всех лет своего существования эффективно осуществлял свою деятельность, построенную на эффективных принципах работы и в строгом соответствии с законодательством РФ.
2. Применяемая в Департаменте финансов г. Москвы организационная структура является рациональной, поскольку обеспечивает достаточно эффективную организацию управления на всех уровнях и обладает функциональной пригодностью.
3. Норма управляемости в Департаменте финансов г. Москвы не соблюдена, однако учитывая специфику и размер организации данным отклонением от нормы можно пренебречь.
4. Организационная структура Департамента финансов г. Москвы эффективно функционирует, поскольку подчиненность подчиненных Департамента находится в пределах нормы, а степень совершенства организационной структуры проявляется в четкости (централизованности) системы управления Департаментом и высоких конечных результатах его деятельности.
5. Права и обязанности в управлении Департаментом финансов г. Москвы четко распределены, и зафиксированы в должностных инструкциях и иных документах, которые регулируют данную сферу. При этом прослеживается жесткая иерархия, что в свою очередь позволяет организовать эффективное взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития Департамента финансов г. Москвы.
Таким образом, можно сказать, что применяемая в Департаменте финансов г. Москвы линейно-функциональная организационная структура является эффективной, поскольку позволяет мотивировать сотрудников Департамента и эффективно использовать более гибкие структурные решения, уточнять вопросы разделения труда и полномочий работников Департамента, а также совершенствовать коммуникации внутри Департамента и вне его и улучшать делегирование полномочий сотрудников Департамента. Следовательно, в совершенствовании организационной структуры Департамента финансов г. Москвы нет необходимости.
В заключении можно сделать вывод о том, что выбор и построение эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной предприятием стратегии функционирования и процветания. При этом эффективность организационной структуры поддерживается постоянным регулированием, адаптацией ее конфигурации и пропорций к множеству изменений внешних и внутренних (структурообразующих) факторов.