Сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для
освоения дисциплины
www.i-exam.ru – Единый портал интернет-тестирования в сфере образования.
www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
government.ru – Официальный сайт Правительства России.
minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.
pravmin74.ru – Официальный сайт Правительства Челябинской области.
www.finanz.ru – Информационно-аналитический портал «Финанс.ру».
www.rbc.ru – Информационно-аналитический портал «РосБизнесКонсалтинг».
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Экономическая теория» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских (практических, индивидуальных) занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. п. 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…).
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (групповые методы, основанные на коллективном решении студентами задач, заранее подготовленных преподавателем; творчески-конструктивные методы, при которых понимание предмета достигается через творческий поиск решений проблем, ошибки и их исправление («Мозговой штурм», «Делфи») и т.д.), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и Интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Вопросы экономики», «Известия Уральского государственного экономического университета», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Проблемы региональной экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и бизнес», «Финансы. Деньги. Инвестиции», «Человек и труд», «Экономические науки».
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы по темам «Предмет, метод и этапы развития экономической теории», «Производственные возможности общества и экономический выбор», «Экономические системы», «Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение», «Теория производства фирмы», «Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения» студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и Интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Вопросы экономики», «Известия Уральского государственного экономического университета», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Проблемы региональной экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и бизнес», «Финансы. Деньги. Инвестиции», «Человек и труд», «Экономические науки» (задания для самостоятельной работы см. в Разделе 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине).
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
Выбор методов обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется с учетом особенностей восприятия ими учебной информации, содержания обучения, методического и материально-технического обеспечения. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Таблица 13
Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Виды контроля |
Аттестация в рамках текущего контроля | Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. | Текущий (аттестация) |
Диктант | Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков обучающихся. | Текущий (в рамках практического занятия), промежуточный (часть аттестации) |
Доклад | Средство оценки навыком публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара) |
Кейс-задача | Проблемное задание, в котором, обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы соответствующей области. | Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы) |
Конспекты | Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. | Текущий (в рамках лекционных занятия или сам. работы) |
Практическая работа | Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. | Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы) |
Разноуровневые задачи и задания | Оценочное средство для отработки умений и навыков. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы) |
Семинар | Один из основных методов обсуждения учебного материала и инструмента оценки степени его усвоения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. | Текущий |
Ситуационные задания | Задания, выполняемые студентами по результатам пройденной теории, включающие в себя не вопрос – ответ, а описание осмысленного отношения к полученной теории, т.е. рефлексии, либо применении данных теоретических знаний на практике. | Текущий (в рамках практического занятия, семинара или сам. работы) |
Творческое задание | Учебные задания, требующие от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов в решении поставленной в задании проблемы. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Текущий (в рамках самостоятельной работы, семинара или практического занятия) |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Текущий (в рамках входной диагностики, контроля по любому из видов занятий), промежуточный |
Экзамен | Форма отчетности студента, определяемая учебным планом. Экзамен для оценки работы студента в течение срока обучения по дисциплине (модулю) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. | Промежуточный |