Оценка финансового состояния организации.
Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отображающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, на финансовое состояние предприятия благоприятно воздействует бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции. Но финансовое состояние предприятия находится под влиянием факторов не только финансового характера, но и таких, которые не имеют стоимостной оценки (политические и общеэкономические изменения, реорганизация сфер экономики, изменение формы собственности и т.п.).
Целью оценки финансового состояния предприятия является поиск резервов повышения рентабельности производства и укрепление коммерческого расчета как основы стабильной работы предприятия и выполнение им обязательств перед бюджетом, банком и другими учреждениями.
Основными задачами анализа финансового состояния являются:
• определение рентабельности и финансовой стойкости предприятия;
• исследование эффективности использования имущества (капитала) предприятия, обеспечение предприятия собственными оборотными активами;
• оценка положения субъекта хозяйствования на финансовом рынке и количественная оценка его конкурентоспособности;
• определение эффективности использования финансовых ресурсов.
Пользователями информации о финансовом состоянии предприятия являются владельцы предприятия, инвесторы, банковские учреждения, партнеры по бизнесу, профессиональные участники рынка ценных бумаг, работники налоговой службы, страховые компании, другие участники экономических отношений.
В связи с этим различают внешний и внутренний финансовый анализ.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
• ориентация анализа на публичную (внешнюю) отчетность предприятия;
• множественность пользователей;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей.
Составляющие внешнего анализа более формализованные и менее детализированные.
Внутренний анализ осуществляется аналитиками предпринимательства и основывается на широкой информационной базе, которая включает и оперативные данные.
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы предприятия, их формирование и использование.
Информация, которая принимается во внимание для анализа финансового состояния предприятия, по доступности делится на открытую и закрытую (тайную).
Информация, которая содержится в бухгалтерской и статистической отчетности и выходит за пределы предприятия, является открытой.
Но каждое предприятие разрабатывает свои плановые и прогнозные показатели, нормы, нормативы, лимиты, тарифы и т.п. Эта информация представляет коммерческую тайну, а иногда и "ноу-хау". Предприятие имеет право держать такую информацию в тайне, т.е. она является закрытой.
При анализе финансового состояния используются такие формы бухгалтерской отчетности как форма №1 (Баланс предприятия), форма №2 (Отчет о финансовых результатах) и форма №3 (Отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия).
Стойкое финансовое состояние предприятия формируется в процессе всей его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому оценку финансового состояния можно объективно осуществить не через один (пусть и важнейший) показатель, а только с помощью комплекса, системы показателей, которые детально и всесторонне характеризуют хозяйственное положение предприятия.
Наиболее ликвидными являются денежные средства (ими сразу можно погасить долги), а также рыночные ценные бумаги. Менее ликвидными являются дебиторская задолженность, товары, готовая продукция, запасы, незавершенное производство.
Наиболее обобщающим показателем ликвидности является коэффициент общей ликвидности. Он дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько гривен текущих активов предприятия приходится на 1 гривну текущих обязательств.
Коэффициент общей ликвидности = Оборотные активы / Текущие обязательства
Наиболее оптимальное теоретическое значение показателя находится в пределах от 2.0 до 2,5
Более жестким показателем ликвидности является коэффициент текущей (промежуточной) ликвидности, поскольку при его расчете принимаются во внимание более ликвидные текущие активы, т.е. не учитываются запасы.
Различают такие типы финансовой стойкости предприятия:
1. абсолютная финансовая стойкость (встречается на практике очень редко) - когда запасы и расходы предприятия формируются лишь за счет собственных оборотных активов;
2. нормально стойкое финансовое состояние - когда запасы и расходы обеспечиваются величиной собственных оборотных активов и долгосрочными заемными источниками;
3. неустойчивое финансовое состояние - когда запасы и расходы обеспечиваются за счет собственных оборотных активов, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов, т.е. за счет всех основных источников формирования запасов и расходов;
4. кризисное финансовое состояние - когда запасы и расходы не обеспечиваются источниками их формирования, и предприятие находится на границе банкротства.
Финансовая стойкость предприятия характеризуется структурой источников средств (источники средств - собственный и заемный капитал) и степенью зависимости от внешних кредиторов.
53. Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности.
Сигнальными показателями, в которых проявляется финансовое состояние предприятия, выступают ликвидность и платежеспособность. В настоящее время существует большое количество определений ликвидности и платежеспособности применительно к различным субъектам и сферам деятельности. При этом отсутствует единый подход, что порождает определенные трудности при оперировании аналитической терминологией, употребляемой в описаниях различных методик и алгоритмов анализа, оценки и прогнозирования ликвидности и платежеспособности. Большинство авторов в зависимости от характеризуемого анализа выделяют следующие виды ликвидности:
Ликвидность активов предприятия. Можно выделить следующие группы определений ликвидности активов, приводимые отечественными и зарубежными авторами.
Во-первых, ликвидность активов трактуется как аналитическая величина, характеризующая распределение активов по оси времени.
Ликвидность активов – величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги.
Ликвидность активов – величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.
Во-вторых, ликвидность активов понимается, как внутренне присущая активу способность трансформироваться в денежные средства.
В-третьих, ликвидность понимается как характеристика активов, определяющая незначительные затраты на трансформацию их в денежные средства.
Ликвидные активы – активы, которые могут быть быстро превращены в деньги без значительного снижения их стоимости [21, 86].
Представляется логичным сформировать следующее определение ликвидности активов предприятия. Это комплексная аналитическая категория, характеризующая способность каждого конкретного актива быть трансформированным в денежные средства. При этом степень ликвидности определяется двумя факторами: скоростью трансформации и потерями собственника от снижения стоимости актива в результате экстренной продажи.
Ликвидность баланса. Ликвидность баланса трактуется отечественными авторами более однозначно в отличие от ликвидности активов: это возможность и степень покрытия обязательств. Можно привести следующие взгляды на ликвидность баланса.
Ликвидность баланса – возможность предприятия обратить в наличность и погасить свои платежные обязательства.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которого в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Таким образом, ликвидность баланса можно определить, как характеристику теоретической учетной возможности предприятия обратить активы в наличность и погасить свои обязательства, а также степень покрытия обязательств активами на различных платежных горизонтах.
Ликвидность предприятия Подходы к определению ликвидности предприятия в отечественной и зарубежной аналитической практике целесообразно сгруппировать в несколько блоков.
Во-первых, ликвидность предприятия трактуется с точки зрения общей возможности совершения необходимых расходов.
Ликвидность предприятия – способность субъекта хозяйствования в любой момент совершать необходимые расходы.
Ликвидность предприятия – способность осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами.
Во-вторых, данная категория трактуется как способность предприятия погашать свои исключительно краткосрочные обязательства.
Ликвидность – способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
Краткосрочная ликвидность – способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства.
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами [11, 87].
В-третьих, ликвидность предприятия понимается как способность погашать требования контрагентов как за счет собственных средств, так и на базе привлеченных средств.
Ликвидность предприятия – более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Но предприятие может привлечь заемные средства, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Ликвидность – способность предприятия быстро реагировать на неожиданные финансовые проблемы и возможности, увеличивать активы при росте объема продаж, возвращать краткосрочные долги путем обычного превращения активов в наличность.
На основе указанных предпосылок логично сформулировать следующее определение. Ликвидность предприятия – синтетический учетно-аналитический показатель, характеризующий способность предприятия погашать в установленное время, а в отдельных случаях – и с нарушением сроков оплаты свои обязательства как за счет собственных, так и на основе привлеченных средств.