Существующий порядок управления доходными поступлениями на транспорте

В рыночных условиях важным фактором дальнейшего развития любо­го предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.

В свою очередь важнейшими факторами роста доходов являются увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Основной источник доходов предприятия — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой объем выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции).

Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т.д.

Конкретный метод определения выручки от реализации продукции устанавливается самим предприятием на длительный период.

Кроме выручки от реализации продукции в результате основной деятельности в качестве источников доходов могут выступать проценты по выданным коммерческим кредитам, авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.

Наряду с основной деятельностью предприятие занимается также инвестиционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие виды доходов. Так, от инвестиционной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций. В результате финансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.

Все потоки денежных средств по трем сферам деятельности предприятия взаимосвязаны и по мере необходимости могут перетекать из одной сферы в другую. В российской экономике наблюдается движение средств от всех видов деятельности преимущественно в основную деятельность. Это объясняется неустойчивым финансовым положением предприятий на данном этапе. А поскольку все виды доходов предприятия концентрируются главным образом в основной деятельности, то инвестиционная сфера деятельности не имеет достаточного объема денежных средств.

Итак, выручка от реализации продукции — это главный вид доходов предприятия.

Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что предприятия железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений.

Состав выручки дороги

Большую часть выручки железных дорог составляет выручка от перевозок:

Ø от перевозки грузов во внутригосударственном и международном сообщениях;

Ø от перевозки пассажиров во внутригородских и международных сообщениях;

Ø от перевозки почты и багажа;

Ø прочие выручки (от обслуживания подъездных путей, аренды подвижного состава и др.);

Ø дополнительные сборы (за хранение грузов, за подачу и уборку вагонов, за маневровую работу локомотивов и др.).

Провозные платежи, сборы и штрафы, связанные с перевозкой грузов и грузобагажа, при оплате наличными деньгами вносятся в кассу станции (товарную, багажную, билетную). Безналичные расчеты по таким перевозкам осуществляются через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД).

При расчетах через ТехПД предусматривается форма:

Ø предварительной оплаты платежными поручениями на основной расчетный счет (ОРС) и подсобные расчетные счета ;

Ø плановыми платежами на основании соглашений ТехПД и плательщиков, в которых предусматривается порядок определения месячной и текущей суммы планового платежа, срок перечисления сумм, порядок расчетов, ответственность за несвоевременную оплату;

Каждый плательщик, производящий расчеты через ТехПД, заключает соглашение о производстве расчетов, включающее определение форм расчетов, сроков их производства и ответственность.

Расчеты за перевозки пассажиров и багажа производятся в основном наличными деньгами, с оплатой в билетную и багажную кассы станций. Безналичные расчеты допускаются только в случае предварительной оплаты таких перевозок платежными поручениями на расчетный счет по учету выручки от перевозок, открытый по месту нахождения дороги.

Кроме того, в сумму выручки включается выручка от реализации продукции, работ, услуг вспомогательных производств, подсобного сельского хозяйства, непромышленных предприятий и организаций производства строительно-монтажных работ и капитального ремонта, эксплуатации жилищно-коммунальных хозяйства и прочих видов деятельности железной дороги. В состав выручки также входит сумма выручки от реализации основных средств и прочих активов и доходы от внереализационных операций, а так же дотации местных органов на пригородные перевозки.

Структура выручки определяется структурой перевозок по их видам и операциям перевозочного процесса, принятой системой построения тарифов, действующим порядком формирования выручки и финансирования железной дороги, взаимоотношениями с пользователями транспортных услуг, учетной политикой.

Основная масса выручки за перевозку грузов образуется за счет получения тарифной платы, которая составляет более 92% всей выручки. Точный расчет тарифных расстояний, правильное применение прейскуранта №10-01 (тарифное руководство №1 ОАО «РЖД») обеспечивает полноту платы за перевозку грузов.

К дополнительным сборам относятся суммы, взыскиваемые за услуги, оказываемые при перевозке грузов и использование инфраструктуры:

Ø за хранение груза и багажа

Ø за подачу - уборку вагонов

Ø за маневровую работу локомотивов

Ø прочие сборы, из которых 25 % составляют договорные тарифы: за пользование стяжками, включая комиссионный сбор; за задержку возврата стяжек; за пользование стропами, включая комиссионный сбор; за задержку возврата стропов; сборы, связанные с выполнением таможенных операций; за пользование поддонами, за пользование контейнерами; за пользование вагонами (кроме рефрижераторного подвижного состава); сбор за внесение изменений в принятые заявки на перевозки грузов в вагонах; сбор за переадресовку грузов в вагонах; за не предъявление грузов в соответствии с назначением на указанную железную дорогу; за объявленную ценность воинских грузов; за сопровождение и охрану воинских грузов; за пробег локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта; за внесение изменений в принятые заявки на перевозки грузов в контейнерах; за переадресовку грузов в контейнерах; за пользование подъездными путями; плата за пользование подвижным составом филиалов; плата за время нахождения подвижного состава на станционных путях; за пользование фитинговыми платформами; за хранение груза в контейнере.

В целях расширения самостоятельности дорог, более полного учета, индивидуальных запросов грузоотправителей и грузополучателей, стимулирования повышения качества перевозок грузов и других транспортных услуг железные дороги могут устанавливать по договоренности с предприятиями – грузоотправителями договорные тарифы (сборы). Размеры договорных тарифов устанавливаются на базе действующих тарифов на перевозки соответствующих грузов с повышением платы в пределах экономического эффекта, образующегося у грузоотправителя и грузополучателя и среднесетевой рентабельности – 35%. При выполнении перевозок с отступлением от условий договорного тарифа по вине железной дороги договорной тариф снижается в размере, определяемом сторонами. Грузоотправитель вносит в перевозочные документы отметку «Перевозки по договорному тарифу».

Кроме того, к дополнительным сборам относятся так называемые тарифные платежи, которые состоят из: набора по перечням с других дорог; провозной платы за перевозки грузов, взыска по квитанции разных сборов по отправлению, облагаемой НДС; провозной платой за перевозки грузов, взыска по квитанции разных сборов по прибытию, облагаемых НДС; внутристанционных перевозок; провоза пассажиров в пригородном сообщении, взыска по квитанции разных сборов или штрафным; провозной платы за перевозку багажа, взыскиваемой по квитанциям разных сборов; провозной платы за перевозку грузобагажа, взыскиваемой по квитанции разных сборов; провозной платы за перевозки грузов, взыскиваемой по квитанции разных сборов по отправлению, не облагаемой НДС; погашения начетов по перечням недоборов по внутригосударственным перевозкам; погашения начетов по недовзносам; провозной платы за перевозки грузов, взыскиваемой по квитанциям разных сборов по прибытию, не облагаемых НДС; погашения начетов по недоборам и недовзносам по пассажирским перевозкам; недоборов с НДС 0 % по перечням, поступившим с других дорог; погашение начетов по перечням недоборов по международным перевозкам, облагаемых НДС; погашения начетов по перечням недоборов по международным перевозкам, облагаемых НДС по ставке 0%; провозной платы за перевозку груза в контейнере, взыскиваемых по квитанциям разных сборов по отправлению, облагаемых НДС; провозной платы за перевозку груза в контейнере, взыскиваемой по квитанциям разных сборов по прибытию, облагаемых НДС; провозной платы за перевозку груза в контейнере, по квитанции разных сборов по отправлению, не облагаемых НДС; провозной платы за перевозку груза в контейнере, по квитанции разных сборов по прибытию, не облагаемых НДС.

В состав выручки от пассажирских перевозок включаются выручка от перевозки пассажиров и от перевозки почты и багажа.

Структура выручки от пассажирских перевозок по дороге:

Ø перевозки пассажиров

Ø от перевозки почты

Ø от перевозки багажа

Ø прочие поступления, в том числе: за работы и услуги по договорным тарифам, учитываемые в составе о доходах от перевозок; комиссионный сбор за предварительную продажу и заказ билетов пассажирам; плата за провоз пассажиров, взыскиваемая бригадирами поездов дальнего следования по квитанциям разного сбора; плата за провоз пассажиров, взыскиваемая ревизорами поездов дальнего следования по штрафным квитанциям; плата за провоз пассажиров, взыскиваемая ревизорами поездов местного сообщения по штрафным квитанциям; за провоз пассажиров, взыскиваемый бригадирами поездов местного сообщения по квитанциям р/с; плата за перевозку излишней ручной клади, взыскиваемая ревизорами по квитанциям р/с; за провоз пассажиров по катушечным билетам.

Кроме вышеперечисленных дополнительных сборов как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам дорога собирает платежи за услуги клиентуре и пассажирам, сборы за транспортно-экспедиционное обслуживание, а так же имеет иные разнородные поступления: сбор за взвешивание груза в случаях, не предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации; сбор за очистку, промывку, дезинфекцию грузовых вагонов и цистерн; сбор за транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей; плата за реализацию запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) для вагонов; за услуги по договорным ставкам, не предусмотренным тарифом; плата за реализацию запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) для контейнеров; плата за реализацию чая и кондитерских изделий; сбор за доставку билетов пассажирам, прием групповых заявок; плата за хранение ручной клади в автоматических, станционных и передвижных камерах хранения и другие, а так же по договорным ставкам: въезд на места общего пользования железнодорожных станций автотранспорта, если это не связано с приемом и выдачей груза; перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, закрытие башмаками на железнодорожных подъездных путях, не принадлежащих железной дороге; промывка зерновозов после выгрузки незерновых грузов, очистка вагона после выгрузки; обеспечение грузоотправителя дополнительными комплектами перевозочных документов, бланками заявок на перевозку грузов; осуществление инспекторского надзора за железнодорожными подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам и другие.

Необходимо различать присущие железнодорожному транспорту следующие понятия:

Ø доходные поступления – сумма денежных средств, поступивших на доходные счета технологических центров по переработке перевозочных документов и кассы железнодорожных станций за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, прочие операции, связанные с перевозками и от дополнительных сборов и услуг;

Ø выручка дороги – вся сумма денежных средств, поступивших на расчетные счета дороги, отделений дороги и структурных единиц в кассы за перевозки, реализованную продукцию, электроэнергию, топливо, различные виды услуг, оказанных предприятиям и населению.

Получение выручки от прочей деятельности связано с выпуском продукции, выполнением работ и услуг обслуживающими производствами и хозяйствами как предприятий эксплуатационной деятельности, так и подсобно-вспомогательных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе.

Под обслуживающими производствами и хозяйствами понимаются производства и хозяйства, деятельность которых не связана с выполнением перевозочного процесса, с выпуском продукции, выполнением работ по оказанию услуг, осуществляемыми предприятием в порядке его основной деятельности. В функции этих производств и хозяйств входит в частности обслуживание бытовых нужд пассажиров и работников предприятия и оказания различного рода услуг непромышленного хозяйства. От прочей деятельности формируется выручка от реализации и производства: погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных операций, услуг контор обслуживания пассажиров, подсобного сельского хозяйства, эксплуатации автомобильного транспорта; работ по капитальному ремонту, носящих строительных характер, выполненных внутриподрядным способом, производства строительных – монтажных работ, выполняемых подрядным способом, прочих услуг и продукции подсобных предприятий, электромеханических и механических мастерских.

К выручке предприятий промышленного производства относятся реализация и отпуск продукции шпалопропиточного завода, рельсосварочных поездов, щебеночных заводов.

При производстве продукции промышленного и непромышленного производства различают два вида продажи: реализацию и внутрисистемный отпуск продукции.

Под реализацией продукции понимается продажа готовой продукции, выполненных работ на сторону (в том числе персоналу предприятия) и организациям ОАО «РЖД», не входящим в сводный баланс дороги по основной деятельности.

Под внутрисистемным отпуском продукции (готовых изделий, материальных ценностей и выполненных работ) понимается продажа продукции предприятиям своей дороги, входящим в сводный баланс дороги, для их основной деятельности.

Выручка от производства товаров народного потребления и платных слуг населению складываются от реализации непродовольственных товаров народного потребления, включающих следующие изделия:

Ø изготовление мебели, садово-огородного инвентаря, строительных деталей и материалов;

Ø железобетонные изделия;

Ø прочие (гаражи, котлы, земляная смесь, метлы, цветы, сани, рассада, стиральные машины, пылесосы, холодильники, насосы, изготовление срубов, пошив чехлов для автомашин, куртки меховые, пододеяльники, наволочки и т.д.).

Платные услуги населению включают:

Ø бытовые услуги, в том числе пассажирского транспорта (комплектация постельных принадлежностей, чай, газированные напитки, электронные игры);

Ø услуги коммунального хозяйства;

Ø услуги физкультуры и спорта;

Ø санитарно-курортные услуги.

В бытовых услугах широкий перечень работ по:

Ø ремонту автомашин, стиральных машин, электродвигателей, телевизоров, часов, обуви, квартир;

Ø сварка гаражей, ворот, дверей, химчистка, платные стоянки автомашин, продажа электроплит, дистиллированной воды, прокат холодильников, распиловка дров, установка радиаторов, облицовка стен плиткой, остекление балконов, установка оконных переплетов;

Ø реализация товарно-материальных ценностей, шпал и т.п.

Наши рекомендации