Статистика вывоза капитала из России и влияние вывоза капитала на состояние российской экономики
Экономическая проблема, которая родилась в момент становления Российской Федерации как суверенного государства и продолжает быть актуальной – это проблема оттока капитала за рубеж. Масштабы этого процесса и его влияние на экономику страны, а также на валютно-финансовую устойчивость России становятся все более значительными. В настоящей статье исследуется связь между проблемой вывоза капитала за рубеж и манипулированием ценами при совершении внутренних сделок между бизнес-единицами одной транснациональной корпорации.
Очевидно, что капитал всегда стремится переместиться из страны А в страну Б, где его встретят наиболее благоприятные условия и где от его вложений будет получена максимальная прибыль. В случае если капитал продолжает приносить доход стране А, из которой он был экспортирован, то его влияние на экономику страны можно оценить как положительное. При экспорте капитала из страны А в страну Б будут наблюдаться негативные эффекты на экономику страны А в следующих случаях: (1) если страна А не получит доход, финансовые / экономические и иные преимущества от экспортируемого из нее капитала; (2) если, одновременно с этим, страна Б станет получателем дохода, финансовых / экономических и иных преимуществ от импортируемого в нее капитала.
Исключительно негативное влияние на экономику страны оказывает нелегальный вывоз капитала. Это, прежде всего, невозврат выручки по экспорту, фиктивный импорт и фиктивные операции по ценным бумагам . Он реализуется при совершении операций по средствам нарушения российского законодательства.
Подсчитать приблизительный объем капитала, нелегально вывезенного из России, можно на основании следующих статей Платежного баланса РФ:
Размер нелегального оттока капитала из России, рассчитанный по данным платежного баланса РФ на основании вышеуказанной методики, представлен в Таблице 1. Соответственно, нелегальный вывоз капитала из России в 2013 году сократился по сравнению с 2012 годом на 11,8 млрд. долл. США. В то же время, за весь период 2012 – 2013 годов общий размер нелегального вывоза капитала из страны является существенным и оценивается в 86,4 млрд. долл. США.
Таблица 3. Нелегальный вывоз капитала из России по данным платежного баланса РФ
Показатель | 2014 год (млрд. долл. США) | 2015 год (млрд. долл. США) |
«Сомнительные операции» | 38,8 | 26,5 |
«Чистые ошибки и пропуски» | 10,3 | 10,8 |
Расчетный показатель нелегального оттока капитала из России | 49,1 | 37,3 |
Источник: составлено автором на основе Платежного баланса Российской Федерации за 2014 год (аналитическое представление, по методологии РПБ6) [11].
Помимо использования незаконных способов для вывоза капитала за рубеж, экономические субъекты «изобретают» и применяют абсолютно легальные схемы, по средством которых осуществляют вывод средств из страны. Такой вывоз капитала нельзя назвать нелегальным, так как он формально соответствует закону. В экономическом сообществе чаще всего его принято обозначать как «серый» вывоз капитала.
Основными субъектами, осуществляющими «серый» вывоз капитала, являются транснациональные корпорации (далее – ТНК). Они создают разветвленные структуры с множеством дочерних / аффилированных компаний в целях осуществления деятельности с максимально возможной степенью оптимизации бизнеса как на внутреннем рынке, так и на глобальном уровне в рамках международного холдинга. Одним из распространенных механизмов такой оптимизации является установление внутренних цен при продаже товаров (реализации работ, услуг, имущественных прав) одними компаниями другим в рамках организации – совокупности бизнес-единиц. Зачастую манипулирование трансфертными ценами способствует нелегальному оттоку капитала и наносит значительный ущерб как бюджетам субъектов Российской Федерации, так и консолидированному бюджету страны в целом. Для более глубокого понимания этого процесса далее предлагается ознакомиться с сущностью трансфертного ценообразования и механизмом его регулирования.
Период конца 40-х – начала 50-х годов XX века, послевоенный этап восстановления экономики Европы, ознаменовался развитием интеграционных процессов и международного разделения труда. Именно он породил ТНК, которые стали способствовать восстановлению разрушенной экономики стран после Второй мировой войны. Осуществляя свою деятельность одновременно в нескольких государствах мира и искусственно занижая или завышая цены в расчетах между входящими в корпорацию компаниями, ТНК удалось оптимизировать финансовые, а как следствие, и налоговые потоки. Так и появилась трансфертная - внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (работы, услуги), а процесс ее установления и юридического закрепления стал называться трансфертным ценообразованием.
В современной законодательной мысли под трансфертными ценами понимаются цены в сделках между взаимозависимыми лицами, а трансфертное ценообразование рассматривается как применение подобных цен при реализации («трансферте») товаров, работ, услуг.
Формируя цены, отличные от рыночных, ТНК могли повышать свою рентабельность в целом, тогда как финансовые результаты отдельных компаний могли существенно ухудшаться. В конечном итоге, одним из ключевых механизмов оптимизации деятельности корпорации стало использование различий в системах налогообложения в разных странах. Прямым следствием этого явилось снижение налоговых поступлений в бюджеты отдельных государств, которые по истечении определенного времени стали устанавливать индивидуальные нормы налогового регулирования трансфертного ценообразования.
В определенный момент все эти страны достигли критической массы, после чего на межправительственном, межгосударственном уровне Организация экономического сотрудничества и развития (The Organization for Economic Cooperation and Development; далее – ОЭСР), приняла «общие правила игры». Установленные рамочные правила «Рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций» (далее – Рекомендации) от 27 июня 1995 года в настоящее время становятся отправной точкой регулирования и унификации трансфертного ценообразования практически во всех странах мира, в том числе, в России [12].
В Рекомендациях устанавливается, что цена сделок между взаимозависимыми компаниями отличается от рыночной, потому что они «идут рука об руку». Данное утверждение подразумевает под собой установление трансфертной цены на основе принципа «вытянутой руки» («arm's length principle»), который официально изложен в 9 статье Модельной налоговой конвенции ОЭСР: «Когда между двумя ассоциированными предприятиями в их коммерческих или финансовых отношениях устанавливаются условия таким образом, что они отличаются от тех, которые были бы установлены между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая была бы начислена одному из предприятий, но из-за наличия таких условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль данного предприятия и, соответственно, обложена налогом». [4] Другими словами, сущность принципа выражается в соответствии рыночному уровню трансфертных цен.
Страны утверждают этот принцип осуществления сделок на рыночных условиях по нескольким причинам. Одной и наиболее значимой из них является обеспечение максимально равноправного режима, действующего для так называемой совокупности бизнес-единиц (ТНК) – и независимых компаний. Это обстоятельство помогает минимизировать создание налоговых преимуществ или невыгодных условий, при наличии которых между компаниями искажаются конкурентные позиции.
Базовой и, по своей сути, самой важной задачей контроля за применением трансфертного ценообразования в целях противодействия «серому» вывозу капитала за рубеж является своевременное выявление нарушения принципа «вытянутой руки».
На рисунке 1 приведена схема А, отражающая методику ценообразования между производственной компанией и независимым контрагентом, которые зарегистрированы/имеют налоговое резидентство в разных юрисдикциях.
После осуществления купли-продажи товаров по цене, установленной компанией «Мечта» ее прибыль до налогообложения составит 200 у.е. Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций – 30%, уплаченный налог составит 60 у.е., а прибыль «Мечты» после налогообложении – 140 у.е. Эта ситуация показывает характер взаимодействия независимых компаний на основании рыночных цен.
Для более наглядного отражения «серого» вывоза капитала на рисунке 2 смоделирована ситуация (схема Б) взаимодействия контрагентов, осуществляющих манипулирование трансфертными ценами.
В отличие от первой схемы в цепочку поставок вовлечен дополнительный участник – дочерняя компания «Мечты» - торговый дом, который находится на территории другой налоговой юрисдикции. Приобретая товары от материнской компании – производителя по заниженным трансфертным ценам, торговая компания реализует их на внутреннем рынке независимым покупателям. Цена реализации соответствует цене реализации товаров, которая устанавливалась в предыдущей ситуации.
Налоговая ставка для резидента - 10%, налог, уплаченный дочерней компанией «Мечты» - 15 у.е., чистая прибыль – 135 у.е. Но при этом, компания «Мечта», искусственно занижая цены при реализации товаров взаимозависимому лицу в целях оптимизации налоговых обязательств всей транснациональной корпорации, уплатит налогов на сумму 15 у.е. и получит чистую прибыль в размере 170 у.е[13].
Если рассчитать совокупность налоговых обязательств ТНК по этой схеме и сравнить их с налоговыми обязательствами по схеме А, видно, что они будут в два раза меньше, а разница в чистой прибыли составит 30 у.е. Объем средств, недополученных бюджетом юрисдикции составляет 45 у.е. Последняя цифра представляет собой оценку «серого» вывоза капитала из одной страны в другую по средством манипулирования трансфертными ценами.
С 2012 года Россия делает прогрессивные шаги на пути минимизации негативного влияния трансфертных цен, примененных в сделках между взаимозависимыми компаниями, на окружающую экономическую среду. В настоящее время большинство крупных компаний озабочены соблюдением требований со стороны налоговых органов по раскрытию детальной информации о «внутренних» сделках. С введением государством в силу новых положений о регулировании трансфертного ценообразования и попытками пресечения манипулирования трансфертными ценами, крупные корпорации стали корректировать цепочки поставок продукции и пересматривать методики ценообразования.
Цены в сделках между взаимозависимыми компаниями, пересматриваются в соответствии с рыночным уровнем цен, примененных в сделках между независимыми сопоставимыми компаниями (компаниями, чей функциональный профиль идентичен по набору функций/рисков/активов с функциональным профилем зависимых компаний).
Для наиболее полного эффекта от предотвращения «серого» вывоза капитала контроль за применением трансфертного ценообразования необходимо внедрять не только в область налогообложения. Ряд изменений по этой части следует внести в сферу таможенного регулирования, денежно-кредитного и валютного контроля. Но в целом, можно положительно оценить проделанную законодательными и исполнительными органами власти работу на первоначальном этапе регулирования трансфертных цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная миграция капитала является неотъемлемой, определяющей чертой современной мировой экономики, состоящей в вывозе капитала – целенаправленном перемещении денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело.
Отток капиталов может делиться на два вида, в зависимости от источника денежных средств. Государственный капитал Денежные ресурсы этого вида находятся во владении государства. Правительство или межгосударственные организации сами решают, когда, куда и как инвестировать финансы. Это могут быть ссуды, займы с последующей прибылью в виде процентов за пользование или международная финансовая помощь. Частный капитал Эта отрасль отличается от государственной тем, что импортировать деньги может любое частное лицо или компании из своих собственных средств, которые не контролирует государство на территории своей страны. Но зато контроль денежных средств входит в компетенцию правительства за рубежом, если они не были скрыты от власти. Это могут быть, к примеру, инвестиции в заграничное производство чего-либо, открытие собственной фирмы, межбанковские отношения, носящие инвестиционный характер. Статистика оттока капитала Отток капитала из РФ, по статистике, после предыдущего года снижается. Такое положение вполне оправданно, и логично было бы связать отток капиталов с экономической ситуацией в стране и стабилизацией курса рубля. отток капитала статистика По прогнозам Центробанка, отток капиталов из страны за 2015 год составит в среднем 118$ миллиардов, с учетом плюс–минус 10$ миллиардов. Согласно данным, по сравнению с оттоком капитала за первые три месяца прошлого года, в этом году наблюдается положительная динамика. Он составил $33 млрд., в отличие от $47,7 млрд. за 2014 год, это практически в 1,5 раза меньше. И эти показатели будут уменьшаться. Так, в 2016 году планируется вывезти из страны денег на сумму в $87 млрд., а в 2017 - на $80 млрд. В начале весны этого года глава ведомства Алексей Улюкаев отметил, что пока будут сохраняться санкции со стороны западных стран, отток капиталов будет продолжаться. Вывоз денежных средств в 2014 году составил рекордно максимальную сумму в 150$ миллиардов, против 61$ миллиарда в 2013. Центробанк, ориентируясь на стоимость одного барреля нефти, делает прогноз, что импорт денег в этом году составит около 120$ млрд. А если цена на мировом нефтяном рынке опустится до критических 40$ за 159 литров нефти, то есть вариант повышения оттока капитала до 130$ млрд. Если смотреть на отток капитала, статистика показывает прямую связь между стоимостью нефти и экспортом финансов.
По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции. Первые являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. Вторые не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода. Россия принимает активное участие в международном движении капитала. Однако, по данным Ростата количество иностранных инвестиций с 2011 по 2013 годы уменьшилось на 10 % и составило 170180 млн. долларов США. Количество прямых инвестиций увеличилось на 5,7 % , из них: взносы в капитал возросли на 1.1 % , кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций – на 4.7 % . Количество портфельных инвестиций возросло в незначительной мере и составило 0,2 % , из них: акции и паи возросли на 0,2 % , объем долговых ценных бумаг остался прежним. Количество прочих инвестиций уменьшилось на 5.9 % , причем торговые кредиты возросли на 6,5 % , а прочие кредиты уменьшились на 0,9 % .
На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде портфельных и прямых инвестиций, депозитов и кредитов даже наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании. Причинами острого «инвестиционного голода» являются: высокий уровень коррупции, сложность открытия и ведения собственного бизнеса, противоречивость и количество законодательных актов, высокий уровень экономической преступности. Также, поступление инвестиций приостанавливают санкции против РФ со стороны Америки и Евросоюза . Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим.
С 2014 по 2015 годы количество инвестиций из России за рубеж увеличилось на 49967 млн. долл. США и составило 201640 млн. долл. США. Количество прямых инвестиций возросло на 25,2 % , из них: взносы в капитал возросли на 27,3 % , кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций упали на 2,0 % . Количество портфельных инвестиций уменьшилось на 6,2 % , из них акции и паи возросли на 0,2 % , долговые ценные бумаги уменьшились на 5,4 % . Количество прочих инвестиций упало на 20,0 % . С 2011 по 2013 годы увеличилось поступление инвестиций из Кипра (на 2.7 % ), из Великобритании (на 4,2 % ), из Люксембурга (на 7,5 % ), из Франции (на 3,8 % ), из США (на 4,2 % ). Таким образом, основными странами - инвесторами являются Швейцария (20,0 % ), Кипр (18,0 % ), Соединенное Королевство (15,0 % ), Люксембург(10,0 % ).
Очевидно, что Россия имеет низкую инвестиционную привлекательность, что не лучшим образом сказывается на экономическом положении государства. Следовательно, требуется соответствующая инвестиционная политика для привлечения средств из - за рубежа. Для решения проблемы нужно обеспечить благоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране: стабилизировать политическую обстановку, снизить налоги, проводить более мягкую кредитную политику, исключить криминализацию экономической деятельности, создать инфраструктуру (склады, транспортные предприятия, дороги, аэродромы, жилье).