Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм определяет совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Финансовый механизм подразделяется на:
· финансовый механизм предприятий и организаций;
· страховой механизм;
· механизм функционирования государственных финансов.
В свою очередь каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на:
· бюджетный механизм;
· механизм функционирования внебюджетных фондов;
· механизм государственных кредитов.
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти.
В зависимости от степени участия государства в организации финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный- предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Регулирующийфинансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил.
Фактически финансовый механизм включает виды, формы и метода организации финансовых отношений и способы их количественного определения.
К функциям финансового механизма относятся:
· организация финансовых отношений,
· управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.
Структуру финансового механизма составляют 5 взаимосвязанных элементов:
1. Финансовые методы.
2. Финансовые рычаги.
3. Правовое обеспечение.
4. Нормативное обеспечение.
5. Информационное обеспечение.
Управление финансами
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Система управления финансами состоит из взаимодействующих блоков:
· финансовое прогнозирование и планирование;
· финансовое регулирование;
· финансовый контроль;
· комплекс правового обеспечения финансовой деятельности;
· система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, а в качестве субъектов управления – специальные службы, называемые финансовым аппаратом.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. Это управление регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного и т.д.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; бездефицитного государственного бюджета; устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует контроль исполнения планов, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения целей посредством использования специальных организационных моделей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.
Управление финансовой системой страны каждый в сфере своих полномочий осуществляют соответствующие органы.
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
· рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
· рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
· установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат:
· Министерство финансов России;
· Федеральное казначейство;
· Дирекции внебюджетных фондов;
· Территориальные финансовые органы;
· Государственная налоговая служба;
· Государственный таможенный комитет;
· финансовые департаменты и отделы соответствующих министерств и агентств.
· финансовые службы и финансовые отделы предприятий.
Министерство финансов России (и его органы на местах) организует и обеспечивает:
· разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
· составление проекта и исполнение федерального бюджета;
· разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
· осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
· осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
· разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
· финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих задач:
· бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
· отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.;
· департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
· департамент налоговых реформ;
· департамент страхового надзора;
· департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
· Главное управление федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета).
Система Федерального казначейства во главе с Главным управлением федерального казначейства была создана в 1993 году.
Основные задачи органов Казначейства:
· организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
· управление доходами и расходами федерального бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органом государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;
· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
· разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
· организует исполнение федерального бюджета РФ и государственных федеральных внебюджетных фондов;
· руководит работой территориальных органов федерального казначейства; доводит до территориальных органов размеры ассигнований из федерального бюджета;
· ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов;
· организует распределение доходов между бюджетами различных уровней, передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
· осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств централизованных финансовых ресурсов и др.;
· осуществляет контроль за использованием средств бюджетополучателями, за уполномоченными банками.
Территориальные органы казначейской системы осуществляют на своих территориях аналогичные функции в пределах их компетенции.
С целью осуществления контроля за бюджетополучателями развивается система открытия лицевых счетов бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в отделениях федерального казначейства. Обычная схема перечисления денег:
| |||
Территориальные финансовые органы: Минфины республик, областные, окружные, краевые финансовые управления (финансовые департаменты), районные, городские финансовые департаменты (управления). Они имеют свой счет в уполномоченном банке, куда поступают территориальные налоги, средства из федерального бюджета в порядке помощи. В процессе исполнения бюджета в соответствии с планом денежные средства переводятся на счета бюджетополучателей.
Основные функции территориальных финансовых органов:
· составление проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственное его исполнение.
· разработка проектов территориального финансового законодательства,
· управление территориальным государственным и муниципальным долгом,
· контроль за использованием средств территориального бюджета.
Дирекции внебюджетных фондов осуществляют управление государственными федеральными внебюджетными фондами.
В сфере страхования основными хозяйствующими субъектами являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Для контроля за их деятельностью существует Департамент страхового надзора (в составе Минфина РФ).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службуи ее органы на местах -налоговые инспекции.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - таможенные посты, таможни.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления.
Управление финансами отраслей экономики производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и агентств. Они формируют и распределяют отраслевые финансовые фонды, управляют финансами отрасли. Финансовые управления министерств и агентств осуществляют распределение бюджетных ассигнований по подведомственным организациям.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые службы и финансовые отделы предприятий. Они осуществляют:
· анализ финансового положения предприятия, поиск путей роста рентабельности, восполнение недостатка оборотных средств, исследование резервов роста прибыли, повышение ликвидности и т.д;
· финансовое планирование;
· организацию финансирования деятельности (работа с учредителями по получению дополнительных взносов, эмиссия ценных бумаг, работа по получению и погашению банковских кредитов);
· разработку предложений по размещению временно свободных финансовых ресурсов;
· финансовый контроль;
· разработку внутрифирменных нормативных документов по премированию работников и внутрифирменному распределению финансовых ресурсов.
На крупных предприятиях появляются финансовые дирекции. Они объединяют все экономические службы предприятия: бухгалтерию, отдел по труду и зарплате, несколько специализированных финансовых отделов.
Свою специфику работы имеют финансовые органы некоммерческих бюджетных организаций.
Большинство низовых бюджетных организаций не имеют собственных финансовых органов и управление их финансами осуществляется отраслевыми региональными органами. Смету большинства поликлиник, больниц, школ, библиотек, детских дошкольных и других учреждений составляет отраслевая организация территориальной исполнительной власти. Распорядителем этих средств является руководство организации, но определяет величину суммы и осуществляет контроль за использованием выделенных средств соответствующие департаменты, например, Департамент здравоохранения, Департамент образования и т.д.
В организациях, выделенных на самостоятельные балансы и имеющих свой счет в банке, то есть обладающих основными признаками юридического лица, создается бухгалтерия, которая составляет сметы, осуществляет управление внебюджетными финансовыми ресурсами. Но это не отменяет управление бюджетными средствами и контроль за их использованием со стороны территориальных органов исполнительной власти.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административнымиметодами.
К экономическим методам относятся:
· фискальная политика;
· финансовое планирование;
· координация финансовых ресурсов;
· финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентирования использования финансовых ресурсов.
К административным методам можно отнести:
· систему амортизационных отчислений;
· систему финансовых санкций;
· финансовый менеджмент.
Задачами финансового менеджмента является:
· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;
· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;
· координация финансовой деятельности всех подразделений;
· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.
Пример Системы финансового планирования
№ п.п. | Системы фин. планирования | Формы реализации результатов | Период планирования |
| Прогнозирование финансовой деятельности | Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности (наиболее сложная система) | Max до 3-х лет |
| Текущее планирование | Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности | 1 год |
| Операционное планирование финансовой деятельности | Разработка и доведение до исполнителей операционных плановых заданий по всем вопросам финансовой деятельности (бюджетов, платежных календарей…) | 1 кв.- месяц |
Системы финансового прогнозирования базируются на финансовой идеологии, т.е. основополагающих принципах осуществления финансовой деятельности и финансовом менталитете учредителей и менеджеров.
1) Финансовая стратегия – система долгосрочных целей финансовой деятельности определяющих его финансовую идеологию и наиболее эффективные пути их достижения. Её разработка осуществляется в условии неопределённости.
Выделяют 4 уровня неопределённости:
· Достаточно ясное будущее (можно легко получить информацию для прогнозирования).
· Альтернативное будущее.
· Диапазон будущих событий.
· Абсолютная независимость.
Формируют 3 типа стратегий:
§ Создание будущего – принятие активных мер по изменению сложившейся стабильности в свою пользу.
§ Адаптация к будущему – позиционирование своего продукта, технологий заблаговременно до возможного изменения ситуации.
§ Закрепление права на игру – немедленные, невозвратимые, небольшие или большие инвестиции ради занимаемого среднего положения и получения преимуществ в будущем.
Формируют 3 варианта действий
§ Большие ставки – крупные инвестиции поглощения, отсюда: победа или поражение.
§ Опцион (цель) – страхование больших ставок или минимизация убытков при неблагоприятном развитии событий.
§ Беспроигрышные действия – например, закрытие предприятия.
2) Финансовая политика – форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах их осуществления.
Элементы финансовой политики
· Определение центра доходов хозяйствующего субъекта – подразделение, которое приносит предприятию максимальные доходы.
· Определение центра расходов хозяйствующего субъекта – подразделение малорентабельное или убыточное, но играющее важную роль в производственно-сбытовом процессе.
Для этого используют
· Правило Парето.
· Правило ABC – анализа. Применителен к продажам:
- важнейшая клиентура: A - 15% по численности, её значимость в конкретном результате/доходах/прибыли, составляющих примерно 65%;
- важная клиентура: B – 20% по численности и 20% в конкретном результате;
- мелкая клиентура: C - ?
Текущие финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности
· План доходов и расходов по операционной деятельности. Цель: определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности.
· План доходов и расходов по инвестиционной деятельности. Цель: определение объёма потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможностей поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
· Кассовый план – план поступления и расходования денежных средств. Цель: обеспечение постоянной платёжеспособности предприятия в планируемом периоде.
· Балансовый план – прогнозный балансовый отчёт; определяют результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств на конец планового периода. Цель: определение необходимого прироста отдельных видов активов, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость в планируемом периоде.
Исходная информация планирования
· Финансовая стратегия
· Финансовая политика
· Планируемые объёмы производства и реализации продукции
· Система норм и нормативов
· Система ставок налоговых платежей
· Действующая система норм амортизационных отчислений
· Результаты за предшествующий период.
Планы «можно» разрабатывать в 3-х вариациях
· Оптимистический
· Пессимистический
· Реалистичный.
Система оперативного планирования финансовой деятельности – разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению направлений деятельности предприятия.
Главная форма планового задания: бюджет – операционно-финансовый план краткосрочного периода (квартал/месяцц), отражающий расходы и поступления денежных средств в процессе осуществления деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является основным документом, доводимым до центров ответственности (доходов/расходов).
2 основные задачи бюджетирования
· Определение объёма и состава расходов, связанных с деятельностью структурных подразделений.
· Обеспечение покрытие расходов с указанием источников финансовых ресурсов.
Процесс бюджетирования носит непрерывный/скользящий характер.
Классификация бюджетов
1). По сферам деятельности:
· Операционной
· Инвестиционной
· Финансовой.
2). По видам затрат:
· Текущий
· Капитальный.
3). По номенклатуре затрат:
· Функциональный (по 1-2 статьям)
· Комплексный
4). По методам разработки
· Стабильный (не изменяется в зависимости от изменения объемов)
· Гибкий.
1.6. Финансовый контроль
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль. Имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.
Содержание, значение и задачи финансового контроля
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Объектом финансового контроля являются процессы формирования и использования источников финансовых ресурсов в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях экономической системы.
Финансовый контроль обычно рассматривают в 2-х аспектах:
· строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
· элемент управления финансами и денежными потоками на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются по целям, методам, субъектам контроля. В первом случае, преобладает правовая и количественная сторона контроля, во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Финансовый контроль включает:
· проверку соблюдения требований экономических законов в части оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода;
· проверку правильности составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
· анализ финансового состояния предприятий и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций , учреждения;
· налоговый контроль;
· другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
· обеспечение сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах с размерами денежных доходов и фондов;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
· выявление внутрихозяйственных резервов в целях снижения себестоимости и повышения рентабельности;
· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов;
· содействие правильной организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.