Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм определяет совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовый механизм подразделяется на:

· финансовый механизм предприятий и организаций;

· страховой механизм;

· механизм функционирования государственных финансов.

В свою очередь каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на:

· бюджетный механизм;

· механизм функционирования внебюджетных фондов;

· механизм государственных кредитов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти.

В зависимости от степени участия государства в организации финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный- предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующийфинансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил.

Фактически финансовый механизм включает виды, формы и метода организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

К функциям финансового механизма относятся:

· организация финансовых отношений,

· управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Структуру финансового механизма составляют 5 взаимосвязанных элементов:

1. Финансовые методы.

2. Финансовые рычаги.

3. Правовое обеспечение.

4. Нормативное обеспечение.

5. Информационное обеспечение.

Управление финансами

Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Система управления финансами состоит из взаимодействующих блоков:

· финансовое прогнозирование и планирование;

· финансовое регулирование;

· финансовый контроль;

· комплекс правового обеспечения финансовой деятельности;

· система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, а в качестве субъектов управления – специальные службы, называемые финансовым аппаратом.

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. Это управление регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного и т.д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; бездефицитного государственного бюджета; устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует контроль исполнения планов, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения целей посредством использования специальных организационных моделей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

Управление финансовой системой страны каждый в сфере своих полномочий осуществляют соответствующие органы.

Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:

· рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;

· рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

· установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат:

· Министерство финансов России;

· Федеральное казначейство;

· Дирекции внебюджетных фондов;

· Территориальные финансовые органы;

· Государственная налоговая служба;

· Государственный таможенный комитет;

· финансовые департаменты и отделы соответствующих министерств и агентств.

· финансовые службы и финансовые отделы предприятий.

Министерство финансов России (и его органы на местах) организует и обеспечивает:

· разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;

· составление проекта и исполнение федерального бюджета;

· разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

· осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;

· осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;

· разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;

· финансирует сферы деятельности.

Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих задач:

· бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);

· отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.;

· департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

· департамент налоговых реформ;

· департамент страхового надзора;

· департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;

· Главное управление федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета).

Система Федерального казначейства во главе с Главным управлением федерального казначейства была создана в 1993 году.

Основные задачи органов Казначейства:

· организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

· управление доходами и расходами федерального бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органом государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;

· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

· разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

· организует исполнение федерального бюджета РФ и государственных федеральных внебюджетных фондов;

· руководит работой территориальных органов федерального казначейства; доводит до территориальных органов размеры ассигнований из федерального бюджета;

· ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов;

· организует распределение доходов между бюджетами различных уровней, передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

· осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств централизованных финансовых ресурсов и др.;

· осуществляет контроль за использованием средств бюджетополучателями, за уполномоченными банками.

Территориальные органы казначейской системы осуществляют на своих территориях аналогичные функции в пределах их компетенции.

С целью осуществления контроля за бюджетополучателями развивается система открытия лицевых счетов бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в отделениях федерального казначейства. Обычная схема перечисления денег:

       
  Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. - student2.ru
   
Счет бюджетной организации
 

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. - student2.ru

Территориальные финансовые органы: Минфины республик, областные, окружные, краевые финансовые управления (финансовые департаменты), районные, городские финансовые департаменты (управления). Они имеют свой счет в уполномоченном банке, куда поступают территориальные налоги, средства из федерального бюджета в порядке помощи. В процессе исполнения бюджета в соответствии с планом денежные средства переводятся на счета бюджетополучателей.

Основные функции территориальных финансовых органов:

· составление проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственное его исполнение.

· разработка проектов территориального финансового законодательства,

· управление территориальным государственным и муниципальным долгом,

· контроль за использованием средств территориального бюджета.

Дирекции внебюджетных фондов осуществляют управление государственными федеральными внебюджетными фондами.

В сфере страхования основными хозяйствующими субъектами являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Для контроля за их деятельностью существует Департамент страхового надзора (в составе Минфина РФ).

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службуи ее органы на местах -налоговые инспекции.

За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - таможенные посты, таможни.

Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления.

Управление финансами отраслей экономики производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и агентств. Они формируют и распределяют отраслевые финансовые фонды, управляют финансами отрасли. Финансовые управления министерств и агентств осуществляют распределение бюджетных ассигнований по подведомственным организациям.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые службы и финансовые отделы предприятий. Они осуществляют:

· анализ финансового положения предприятия, поиск путей роста рентабельности, восполнение недостатка оборотных средств, исследование резервов роста прибыли, повышение ликвидности и т.д;

· финансовое планирование;

· организацию финансирования деятельности (работа с учредителями по получению дополнительных взносов, эмиссия ценных бумаг, работа по получению и погашению банковских кредитов);

· разработку предложений по размещению временно свободных финансовых ресурсов;

· финансовый контроль;

· разработку внутрифирменных нормативных документов по премированию работников и внутрифирменному распределению финансовых ресурсов.

На крупных предприятиях появляются финансовые дирекции. Они объединяют все экономические службы предприятия: бухгалтерию, отдел по труду и зарплате, несколько специализированных финансовых отделов.

Свою специфику работы имеют финансовые органы некоммерческих бюджетных организаций.

Большинство низовых бюджетных организаций не имеют собственных финансовых органов и управление их финансами осуществляется отраслевыми региональными органами. Смету большинства поликлиник, больниц, школ, библиотек, детских дошкольных и других учреждений составляет отраслевая организация территориальной исполнительной власти. Распорядителем этих средств является руководство организации, но определяет величину суммы и осуществляет контроль за использованием выделенных средств соответствующие департаменты, например, Департамент здравоохранения, Департамент образования и т.д.

В организациях, выделенных на самостоятельные балансы и имеющих свой счет в банке, то есть обладающих основными признаками юридического лица, создается бухгалтерия, которая составляет сметы, осуществляет управление внебюджетными финансовыми ресурсами. Но это не отменяет управление бюджетными средствами и контроль за их использованием со стороны территориальных органов исполнительной власти.

Методы управления финансами

Управление финансами осуществляется экономическими и административнымиметодами.

К экономическим методам относятся:

· фискальная политика;

· финансовое планирование;

· координация финансовых ресурсов;

· финансовое регулирование.

Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.

Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.

Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентирования использования финансовых ресурсов.

К административным методам можно отнести:

· систему амортизационных отчислений;

· систему финансовых санкций;

· финансовый менеджмент.

Задачами финансового менеджмента является:

· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;

· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;

· координация финансовой деятельности всех подразделений;

· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

Пример Системы финансового планирования

№ п.п. Системы фин. планирования Формы реализации результатов Период планирования
Œ Прогнозирование финансовой деятельности Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности (наиболее сложная система) Max до 3-х лет
 Текущее планирование Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год
Ž Операционное планирование финансовой деятельности Разработка и доведение до исполнителей операционных плановых заданий по всем вопросам финансовой деятельности (бюджетов, платежных календарей…) 1 кв.- месяц

Системы финансового прогнозирования базируются на финансовой идеологии, т.е. основополагающих принципах осуществления финансовой деятельности и финансовом менталитете учредителей и менеджеров.

1) Финансовая стратегия – система долгосрочных целей финансовой деятельности определяющих его финансовую идеологию и наиболее эффективные пути их достижения. Её разработка осуществляется в условии неопределённости.

Выделяют 4 уровня неопределённости:

· Достаточно ясное будущее (можно легко получить информацию для прогнозирования).

· Альтернативное будущее.

· Диапазон будущих событий.

· Абсолютная независимость.

Формируют 3 типа стратегий:

§ Создание будущего – принятие активных мер по изменению сложившейся стабильности в свою пользу.

§ Адаптация к будущему – позиционирование своего продукта, технологий заблаговременно до возможного изменения ситуации.

§ Закрепление права на игру – немедленные, невозвратимые, небольшие или большие инвестиции ради занимаемого среднего положения и получения преимуществ в будущем.

Формируют 3 варианта действий

§ Большие ставки – крупные инвестиции поглощения, отсюда: победа или поражение.

§ Опцион (цель) – страхование больших ставок или минимизация убытков при неблагоприятном развитии событий.

§ Беспроигрышные действия – например, закрытие предприятия.

2) Финансовая политика – форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах их осуществления.

Элементы финансовой политики

· Определение центра доходов хозяйствующего субъекта – подразделение, которое приносит предприятию максимальные доходы.

· Определение центра расходов хозяйствующего субъекта – подразделение малорентабельное или убыточное, но играющее важную роль в производственно-сбытовом процессе.

Для этого используют

· Правило Парето.

· Правило ABC – анализа. Применителен к продажам:

- важнейшая клиентура: A - 15% по численности, её значимость в конкретном результате/доходах/прибыли, составляющих примерно 65%;

- важная клиентура: B – 20% по численности и 20% в конкретном результате;

- мелкая клиентура: C - ?

Текущие финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности

· План доходов и расходов по операционной деятельности. Цель: определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности.

· План доходов и расходов по инвестиционной деятельности. Цель: определение объёма потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможностей поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

· Кассовый план – план поступления и расходования денежных средств. Цель: обеспечение постоянной платёжеспособности предприятия в планируемом периоде.

· Балансовый план – прогнозный балансовый отчёт; определяют результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств на конец планового периода. Цель: определение необходимого прироста отдельных видов активов, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость в планируемом периоде.

Исходная информация планирования

· Финансовая стратегия

· Финансовая политика

· Планируемые объёмы производства и реализации продукции

· Система норм и нормативов

· Система ставок налоговых платежей

· Действующая система норм амортизационных отчислений

· Результаты за предшествующий период.

Планы «можно» разрабатывать в 3-х вариациях

· Оптимистический

· Пессимистический

· Реалистичный.

Система оперативного планирования финансовой деятельности – разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению направлений деятельности предприятия.

Главная форма планового задания: бюджет – операционно-финансовый план краткосрочного периода (квартал/месяцц), отражающий расходы и поступления денежных средств в процессе осуществления деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является основным документом, доводимым до центров ответственности (доходов/расходов).

2 основные задачи бюджетирования

· Определение объёма и состава расходов, связанных с деятельностью структурных подразделений.

· Обеспечение покрытие расходов с указанием источников финансовых ресурсов.

Процесс бюджетирования носит непрерывный/скользящий характер.

Классификация бюджетов

1). По сферам деятельности:

· Операционной

· Инвестиционной

· Финансовой.

2). По видам затрат:

· Текущий

· Капитальный.

3). По номенклатуре затрат:

· Функциональный (по 1-2 статьям)

· Комплексный

4). По методам разработки

· Стабильный (не изменяется в зависимости от изменения объемов)

· Гибкий.

1.6. Финансовый контроль

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

Финансовый контроль - стоимостной контроль. Имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.

Содержание, значение и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Объектом финансового контроля являются процессы формирования и использования источников финансовых ресурсов в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях экономической системы.

Финансовый контроль обычно рассматривают в 2-х аспектах:

· строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

· элемент управления финансами и денежными потоками на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются по целям, методам, субъектам контроля. В первом случае, преобладает правовая и количественная сторона контроля, во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль включает:

· проверку соблюдения требований экономических законов в части оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода;

· проверку правильности составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

· анализ финансового состояния предприятий и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций , учреждения;

· налоговый контроль;

· другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

· обеспечение сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах с размерами денежных доходов и фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрихозяйственных резервов в целях снижения себестоимости и повышения рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов;

· содействие правильной организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.

Наши рекомендации