Экономический анализ предприятия сервиса
Экономический анализ предприятия сервиса
Оглавление
Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа 3
Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы.. 5
Тема 3. Факторный анализ: сущность, виды, классификация факторов, методы детерминированного факторного анализа. 8
Тема 4. Анализ производства и реализации продукции. 11
Тема 5. Анализ использования основных средств. 12
Тема 6. Анализ использования трудовых ресурсов. 13
Тема 7. Анализ использования материальных ресурсов. 14
Тема 8. Анализ затрат и себестоимости. 15
Тема 9. Анализ финансового состояния. 16
Тема 10. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности. 17
Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа
Понятие экономического анализа как специальной отрасли экономических знаний.
Анализ (от греч. analysis – разложение).
Экономический анализ – это совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятия.
Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, обосновывающий принятие управленческих решений.
Объект экономического анализа - хозяйствующие субъекты экономики.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности.
Процесс анализа включает следующие этапы:
1. Определение проблемы и целей анализа.
2. Разработка плана проведения анализа.
3. Реализация плана проведения анализа.
4. Интерпретация результатов анализа.
Цель, задачи, метод и методика экономического анализа.
1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки;
2. Объективное и всесторонне исследование выполнения бизнес-планов и нормативов по данным учета и отчетности;
3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
4. Оценка конечных финансовых результатов;
5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
6. Испытание оптимальности управленческих решений.
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности:
- комплексность изучения хозяйственной деятельности;
- рассмотрение хозяйственных процессов во взаимосвязи, движении, изменении и развитии;
- раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;
- обобщение результатов анализа;
- разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшему улучшению всей работы организации.
Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методика – совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы.
Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы
Виды экономического анализа
1. По времени проведения относительно плана:
- предварительный (перспективный):
краткосрочный;
долгосрочный.
- последующий (ретроспективный):
текущий (оперативный);
итоговый.
2. По степени охвата:
- комплексный (полный);
Комплексный (полный) анализ охватывает всю деятельность организаций и проводится после окончания отчетного периода. Комплексный экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ.
- тематический.
3. По широте сравнения:
- межхозяйственный;
- внутрихозяйственный (внутирифирменный).
4. По аспектам исследования:
- финансовый – изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявление резервов повышения его устойчивости;
- операционный – оценка и прогнозирование операционной деятельности предприятия, и выявление резервов увеличения выпуска продукции ;
- маркетинговый – изучение внешней среды, рынков сбыта, конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики;
- инвестиционный – для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия;
- функционально-стоимостной – исследует функции, которые выполняет объект с целью выявления ненужных функций и предупреждения лишних затрат.
По методике исследования:
- качественный – основан на сравнении качественных характеристик, экспертных оценках;
- количественный – основан на количественных сопоставлениях;
- экспресс-анализ – это способ диагностики на основе типичных признаков;
- фундаментальный – комплексное, углубленное изучение сущности явлений;
- технический – это исследование динамики рынка посредством графиков с целью прогнозирования будущего направления движения цен;
- SWOT-анализ – ориентирован на выявление сильных сторон (S), слабых сторон (W), возможностей (O) и угроз (T) внешнего окружения,
- маржинальный - изучение причинно-следственной связи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Основные приемы и методы
Сравнение– сопоставление изучаемых фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный и вертикальный сравнительные анализы.
Сравнение – наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.
Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям.
Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.
Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.
Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.
Сопоставлением показателей анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.
Важным направлением сравнения является
сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фактора и определения резервов.
Таким образом, сравнение – сопоставление изучаемых фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный и вертикальный сравнительные анализы.
Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетного периода с предыдущей, применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Вертикальный анализ – изучение структуры итоговых показателей.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.
Структурно-динамический анализ – показывает изменения в структуре, удельных весах. Рассчитывается разницей удельных весов отчетного и прошлого периодов.
Трендовый анализ – анализ динамических временных рядов показателей хозяйственной деятельности, заключается в выявлении общей тенденции развития. Но наиболее широкое распространение трендовый анализ используется при проведении технического анализа.
Коэффициентный анализ – это анализ относительных показателей. Коэффициенты подразделяются на две группы:
коэффициенты распределения – показывают, какую часть показатель занимает от итоговой величины.
коэффициенты координации – дают качественную характеристику и отражают соотношения разных абсолютных показателей по экономическому смыслу, например. рентабельность, коэффициенты оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.
Группировка аналитических данных – деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам.
Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.
В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Балансовый метод эффективен в разных областях аналитической работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финансового состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. С помощью балансового метода производится перегруппировка статей баланса, в результате которой он как бы расчленяется на ряд частных балансов: баланс нормируемых оборотных средств и их источников, баланс расчётов предприятия с дебиторами и кредиторами и др.
Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.
Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные.
В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления.
В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку.
В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.
Анализ структурных сдвигов.
Для расчета структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используют различные методы:
1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
N – выпуск продукции в стоимостном выражении;
Q – выпуск продукции в натуральном выражении;
D – удельный вес каждого изделия i-го наименования;
p – цена за единицу.
Цена за единицу продукции и выпуск продукции в натуральном выражении неизменны!
1. Рассчитываем объем товарной продукции при плановой цене, фактическом выпуске и фактической структуре.
2. Рассчитываем объем товарной продукции при плановой цене, фактическом выпуске и плановой структуре.
Анализ уровня квалификации.
При анализе проводится расчет и сопоставление разряда рабочего и разрядом выполняемых работ.
По каждому подразделению и предприятию в целом определяется средний разряд работ и рабочих. Если они не совпадают, выясняются причины и принимаются меры.
Если разряд работ выше, чем рабочих, необходимо предусмотреть повышение квалификации.
В ходе анализа квалификации служащих проверяют соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучают вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.
Для выявления соответствия квалификации работников требуемому уровню следует проводить их аттестацию.
Экономический анализ предприятия сервиса
Оглавление
Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа 3
Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы.. 5
Тема 3. Факторный анализ: сущность, виды, классификация факторов, методы детерминированного факторного анализа. 8
Тема 4. Анализ производства и реализации продукции. 11
Тема 5. Анализ использования основных средств. 12
Тема 6. Анализ использования трудовых ресурсов. 13
Тема 7. Анализ использования материальных ресурсов. 14
Тема 8. Анализ затрат и себестоимости. 15
Тема 9. Анализ финансового состояния. 16
Тема 10. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности. 17