Тема 8. Валютное регулирование и валютный контроль
Валютное регулирование: понятие и содержание. Понятие валюты и валютных ценностей. Понятие и классификация валютных правоотношений. Правила осуществления валютных операций.
Правовые основы валютного контроля. Государственные органы, осуществляющие валютный контроль. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями предприятий.
- Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины финансовое право используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
– при проведении занятий семинарского типа:
Наименование ОС | Работа на семинарских занятиях |
Характеристика ОС | Представляет собой теоретическую и практическую подготовку. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Теоретическая подготовка осуществляется студентом по заранее очерченному кругу вопросов, излагается в устной форме в ходе проведения семинарского занятия. Практическая подготовка представляют собой решение студентом при подготовке к семинарскому занятию case-study по соответствующей теме. УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. |
Критерии и шкалы оценивания | 0 – 1 балла: 1 балл - полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме. 0 баллов - незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи. |
Наименование ОС | Контрольный срез знаний |
Характеристика ОС | Контрольный срез знаний - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по накопленному знания в границах пройденного материала, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Во время занятий (лекций, семинарских занятий) преподаватель по своему усмотрению проводит текущий контроль на знание изученных тем, в т.ч. основных определений понятий, классификаций и т.д. – в виде открытых вопросов. Контрольный срез знаний проводиться в письменной форме, содержит теоретическое задание. Контрольный срез знаний проводиться по следующим темам: «Теоретические основы финансового права»; «Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность»; «Финансовый контроль»; «Налоговое право Российской Федерации»; «Правовое регулирование банковской деятельности, денежного обращения и расчетов»; «Валютное регулирование и валютный контроль». УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. |
Критерии и шкалы оценивания | 0-3 баллов за один срез знаний. Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. |
Наименование ОС | Тестирование |
Характеристика ОС | Тестирование — это оценочное средство, метод обучения, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения обучающимся ряда специальных заданий – тестов по теме: «Теоретические основы финансового права»; «Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность»; «Финансовый контроль». Тест — это стандартизированное задание или связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у бакалавра через некоторую количественную характеристику. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Так как наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования, то всем студентам предлагаются одинаковые тесты (вопросы) и ограничивается время размышления. Тестирование проводится по следующим правилам: 1) информирование о целях проведения тестирования; 2) тест может содержать как один, так и несколько правильных вариантов ответа; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий; 4) ознакомление испытуемого с результатами тестирования. Тестирование формирует следующие компетенции: - УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. |
Критерии и шкалы оценивания | 0-2 баллов за одно тестирование Студент получает максимальное количество баллов (2) в случае, если даны полностью правильные ответы на 10 вопросов. Оценка за ответ может быть снижена пропорционально проценту правильных ответов, согласно следующих правил: Менее 5 полностью верных ответов – 0 балл; От 5 до 7 полностью верных ответов – 1 балла; От 8 до 10 полностью верных ответов - 2 балла. |
Наименование ОС | Домашняя контрольная работа |
Характеристика ОС | Домашняя контрольная работа направленна на формирование у обучающихся аналитических способностей, а также навыков работы с действующими нормативными правовыми актами. Как правило, домашняя контрольная работа представляет собой выполнение сравнительных таблиц по изучаемой теме. Домашняя контрольная работа сдается для проверки в срок, указанный преподавателем, и после его истечения к проверке не принимается. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, оценивается как половина максимальной оценки. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Оценка может быть снижена при наличии фактических ошибок (неправильное применение нормы права, использование нормативных правовых актов, утративших юридическую силу и т.д.). Неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, оценивается как половина максимальной оценки. Ответ, представляющий собой бессвязный набор положений нормативных правовых актов, рассматривается как неверный. УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Критерии и шкалы оценивания | 0 – 4 балла за одну контрольную работу |
Наименование ОС | News-блок |
Характеристика ОС | Данная форма направлена на осознание студентом практической значимости финансового права как отрасли права. Представляет собой правовой анализ изменения финансовой ситуации в стране, а также формулирование юридически значимых предложений по выходу из проблемных ситуаций. Выполняется по темам: «Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность»; «Правовое регулирование банковской деятельности, денежного обращения и расчетов». УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Критерии и шкалы оценивания | 0-2 балла за одно выступление |
Наименование ОС | Деловая игра |
Характеристика ОС | Проведение деловой игры «Бюджетный процесс на федеральном уровне», направленной на развитие у студентов навыков практической работы – составление юридически значимых документов, юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, анализ представленной документации на предмет соблюдения действующего законодательства, принятие юридически значимых решений в соответствии с законом и т.д. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий: 1 – составление проектов бюджета; 2 – рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (принятие Советом ГД к рассмотрению, направление в профильный комитет, работа в комитете, рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении); 3 – рассмотрение в трех чтениях и утверждение закона в Государственной Думе; 4 – рассмотрение и/или одобрение закона Советом Федерации; 5 – подписание закона Президентом Российской Федерации; 6 – исполнение бюджета; 7 – контроль исполнения бюджета; 8 – проверка отчета об исполнении бюджета; 9 – утверждение отчета об исполнении бюджета. Объектом обсуждения является законопроект, выбранный преподавателем. Например, в качестве модели текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2016 год». Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие: Основные участники бюджетного процесса: -Президент Российской Федерации – 1 человек; -Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – 4 человека; -Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 2 человека; -Правительство Российской Федерации – 1 человек; -Министерство финансов Российской Федерации – 4 человека; -Федеральное казначейство – 2 человека; -Центральный банк Российской Федерации – 4 человека; -Счетная палата Российской Федерации – 4 человека. В процессе такого занятия студенты учатся: - работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией; - выступать перед аудиторией; - вести дискуссии; - аргументировано излагать свою точку зрения; - отвечать на высказанные им другими участниками замечания или предложения; - логично и обоснованно формулировать свои ответы. Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента. Список рекомендуемой литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями); 2. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». УК-2 способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Критерии и шкалы оценивания | 0-4 баллов |
НаименованиеОС | Анализ лекций |
Характеристика ОС | Анализ лекции на тему «Правовой режим централизованных и децентрализованных фондов денежных средств»; «Правовое регулирование банковской деятельности, денежного обращения и расчетов»; «Валютное регулирование и валютный контроль». |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Анализ лекций при этом предполагает три вида работы студенты с лекциями по указанным тематикам. 1) конспект лекции. Преподаватель проверяет полноту отражения студентом данного в ходе лекции материала, логичность изложения, самостоятельность мышления. За проверку конспекта лекции преподаватель выставляет от 0 до 1 балла. 2) схема. Студенты объединяются в группы до 4 человек в целях составления схем на основе конспекта лекции по указанным темам. Преподаватель проверяет логичность схемы, взаимосвязь элементов внутри нее. За проверку схем преподаватель выставляет от 0 до 2 баллов каждому студенту группы. Баллы у каждого участника группы одинаковые. 3) презентация. Студенты объединяются в группы до 4 человек в целях составления презентации на основе конспекта лекции по указанным темам. Преподаватель проверяет полноту отражения в презентации сведений, данных в лекции, логичность изложения материала, творческий подход студентов. За проверку выполненных презентаций преподаватель выставляет от 0 до 3 баллов каждому студенту группы. Баллы у каждого участника группы одинаковые. В течение семестра студент может выполнить каждый вид работы с лекциями по одному разу. Ротация устанавливается преподавателем. УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Критерии и шкалы оценивания | 0 –1 балла = конспект 0-2 баллов = схема 0-3 баллов = презентация |
Наименование ОС | Участие в дебатах |
Характеристика ОС | Предварительно студенты по собственному желанию разделяются на группы, защищающие следующие позиции: «Финансовое право – самостоятельная отрасль права», «Финансовое право – подотрасль административного права», «Финансовое право – комплексная отрасль права», «Бюджетное, банковское, страховое и валютное право – как самостоятельных комплексные отрасли права». Участие в дебатах оценивается от 0 до 6 баллов. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Этапы проведения занятия: 1. Для улучшения динамики группы и взаимодействия участников преподаватель формирует состав групп с учетом пожеланий студентов, их личных и профессиональных способностей. 2. Студентам объясняется задание, которое максимально четко и кратко сформулировано. 3. Распределяются роли внутри группы (или студенты делают это сами). 4. Уточняется время на выполнение задания и план работы (обсуждение вопроса – 40 минут, подготовка выступления – 10 минут, выступление 3-5 минут, остальное время на межгрупповое обсуждение). 5. Студенты проводят презентацию результатов. Представитель группы зачитывает результат работы группы и дает необходимые пояснения. 6. После выступления остальные участники занятия могут задавать уточняющие вопросы. 7. После презентаций групп преподаватель комментирует результаты, обобщает и делает выводы. В процессе применения данного метода формируются следующие компетенции: УК-2 способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений УК-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Критерии и шкалы оценивания | 0-4,5 баллов А) Критерии оценивания работы группы Правильность изложения материала, логика изложения материала, чёткость, последовательность, дополнения других групп, поведение в группе, умение сотрудничать, умение отвечать на дополнительные вопросы по теме. Б) Критерии оценивания выступления от группы. Регламент, информативность, доступность изложения, логика изложения, культура речи В) Критерии оценки учащегося при работе в группе. Организация работы группы, активность на занятии, поведение на занятии. |
4.1.2. Экзамен проводится в письменной форме по билетам.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие № 1