Резервы классифицируются по разным признакам.
Попространственному признаку выделяют внутрихозяйственные(на ислед. предприят.), отраслевые (в рамках отрасли.), региональные и общегосударственные резервы.
7) Цель, задачи и источники информации для анализа объема производства и продаж продукции
Цель анализа состоит в оценке возможного увеличения производимой и реализуемой рентабельной, конкурентоспособной продукции путем расширения доли рынка для получения максимальной прибыли.
Задачи анализа:
- оценка выполнения плана и динамики показателей производства и продаж продукции, изменений в ее составе и качестве;
- определение влияния факторов на изменение этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;
- разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
источниками информации являются:
- бизнес-план организации, оперативные планы производства и продаж продукции;
- статистическая отчетность
- данные бухгалтерского учета и отчетности
Измерители объема производства и продаж продукции:
- натуральные (штуки, метры, тонны и др.);
- условно-натуральные – предназначены для обобщающей характеристики объемов производства и отражения однородных, однотипных или одноименных видов продукции (условное количество.);
Анализ динамики, выполнения плана по объему производства и продаж продукции, ассортимента, структуры продукции.
Анализ производства начинается с оценок выполнения плана и изменения объема выпуска продукции.
Оценка выполнения плана:
1) абсолютное изменение: ВПфакт – ВПплан;
2) относительное изменение (темп прироста): ;
3) процент выполнения плана: .
Показатели динамики:
1) базисный и цепной абсолютный прирост объема производства и продаж продукции;
2) базисные и цепные темпы роста и прироста объема производства и продаж продукции;
3) средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.
Динамика показателей производства и продаж продукции изучается в целом и по ассортименту. На первом этапе проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции. На втором этапе оценивается динамика выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.
Анализ выполнения плана по ассортименту заключается в оценке выполнения плана по производству продукции без учета продукции, произведенной сверх плана.
План по ассортименту считается выполненным только в случае, если по каждому виду продукции план выполнен не менее чем на 100 %.
Способы анализа выполнения плана по ассортименту:
1) способ наименьшего процента (зачет минимальной величины) – наименьший процент выполнения плана по какому-либо изделию;
2) по способу среднего процента (способ зачетов) – определяется с помощью коэффициента ассортимента (ассортиментности):