Классифицируются затраты по различным признакам

В зависимости от объема производства и реализации продукции

· Переменные- находятся в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (стоимость сырья и материалов, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов на технологические цели; сдельная заработная плата ит.п.).

· Постоянные-не зависят от изменения объема выпуска продукции (топливо и энергия на не технологические цели; амортизационные отчисления; повременная заработная плата; вспомогательные материалы и т. п.).

В зависимости от способа распределения затрат между видами продукции

· Прямые- относятся на конкретный вид продукции по нормам их расхода и расценкам (сырье, материалы, амортизационные отчисления и т. п.).

· Косвенные- связаны с производством всех видов продукции (общехозяйственные, общецеховые расходы; расходы по содержанию оборудования и др.). Относятся на себестоимость пропорционально определенному показателю (основной заработной плате, стоимости материалов, сырья и др.).

В зависимости от степени регулирования

· Нормируемые- командировочные и представительские расходы; расходы по использованию топлива и энергии; выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, расходы на размещение отходов производства; расходы на рекламу, маркетинговые услуги; информационные и консультационные услуги, амортизационные отчисления

· Ненормируемые- средства в расчетах, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах в банках

Деление затрат на переменные и постоянные позволяет определить точку безубыточности, валовую прибыль, критический объем производства, оптимальную структуру выпускаемой продукции. Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой полные (общие) издержки.

Этапы планирования затрат на производство и реализацию продукции

I этап. Планирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат).

Составляется плановая калькуляции себестоимости продукции, отражающая прямой расчет затрат в разрезе отдельных калькуляционных статей на единицу выпускаемой продукции на основе нормирования затрат материалов, труда, топлива, энергии, использования оборудования для каждого конкретного изделия товарной продукции. Группировка затрат осуществляется по целевому назначению расходов, и позволяет планировать цену реализации готовых изделий, прибыль и экономическую эффективность отдельных видов продукции

II этап. Определение общих затрат на весь планируемый объем выпуска продукции.

Включает в себя:

1) составление сметы продаж – определяются объемы реализации в натуральном и денежном выражении, цена продажи единицы товара, стоимость реализуемой продукции;

2) составление сметы объема производства – определяется сметный объем производства в натуральном выражении, который равен сумме запланированного объема продаж и необходимого количества продукции на конец года за минусом остатков материальных запасов на начало года;

3) составление сметы затрат на производство и реализацию продукции (сводный расчет) – включает в себя затраты в разрезе экономических элементов, обусловленные сметным объемом продаж и необходимой величиной материальных запасов; определяется полная себестоимость продукции по предприятию, плановая прибыль, потребность в оборотных средствах; расчет ведется прямым методом; общая величина затрат в целом по предприятию определяется как сумма произведений объема производства отдельных видов продукции на полную себестоимость единицы товара, определенную в плановых калькуляциях;

4) составление сводной плановой калькуляции всей товарной продукции – составляется для проверки правильности расчетов, сделанных в калькуляции себестоимости и смете затрат; расчет ведется прямым методом

III этап. Планирование затрат на объем реализуемой продукции (Ср).

Осуществляется по формуле

классифицируются затраты по различным признакам - student2.ru

где О1, О2 – переходящие остатки нереализованной готовой продукции соответственно на начало и конец планируемого года по производственной себестоимости; Т – выпуск товарной продукции по полной себестоимости.

О1, О2 включают в себя: готовую продукцию на складе, в неоформленных отгрузках; продукцию: срок оплаты которой не наступил; не оплаченную в срок покупателем; находящуюся на ответственном хранении у покупателя. Величина О1 равна сумме остатков счетов бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату 43 «Готовая продукция» и 45 «Товары отгруженные», скорректированной на возможные изменения до конца года. Величина О2 определяется как произведение совокупной нормы запаса готовой продукции в днях на однодневный выпуск товарной продукции в IV квартале планового года

В процессе разработки планов необходимо определить, какие виды затрат являются приростными, при каких изменениях объемов производства также могут изменяться постоянные затраты и насколько существенными могут быть эти изменения. Рассчитывают также изменения сумм издержек при различных объемах производства, так как их повышение должно быть обоснованным. Затраты на производство и реализацию продукции являются основными в себестоимости, и их планированию и прогнозированию на предприятии уделяется основное внимание.

22) Денежные доходы предприятия: понятие, состав и структура

Денежные поступления – это совокупность всех денежных средств, поступающих на счета предприятия: Выручка от реализации продукции (работ, услуг); Операционные и внереализационные доходы; Средства учредителей, паевые взносы и т. д.; Займы, субсидии, кредиты, авансы в счет оплаты продукции.

Доходы предприятия –это денежные средства и имущество, поступившие предприятию за определенный период в результате его производственно-хозяй-
ственной деятельности, увеличивающие его активы и дающие предприятию экономическую выгоду. Они различаются по содержанию и источникам образования. В общей сумме денежных доходов предприятия выручка от реализации продукции (работ, услуг) составляет наибольший удельный вес и представляет собой денежные средства, получаемые предприятием за отгруженную покупателям продукцию (работы, услуги).

Наши рекомендации