Стоимость акции и объем акций
СТОИМОСТЬ акции - это цена доли компании в данное время. Подобно любому другому товару, ее стоимость определяется спросом и предложением. Если мри нормальных обстоятельствах спрос на краткосрочные и среднесрочные акции будет постоянным, то цена акций будет зависеть от количества желающих их купить. Когда компания занимает уверенную позицию на рынке, цена ее акции может возрастать. И наоборот, если деятельность компании будет отмечена низкими показателями, число покупателей ее акций уменьшится, а цена упадет.
Объем акций - это количество акций, которыми владеет акционер. Чем больше акций он имеет, тем влиятельнее его участие в делах организации. Обилий объем акций - это суммарное количество акций, выпушенных компанией для продажи на рынке ценных бумаг или для продажи своим работникам. В общем смысле, более крупные организации имеют больший объем выпушенных акций.
Капитал, основанный на эмиссии прав
Время от времени, чтобы увеличить капитал, необходимый для развития, компания прибегает к эмиссии прав. Это означает, что она выпускает новые акции, при этом уже существующим акционерам предоставляется право (которое пропорционально имеющемуся у них количеству акций) отказаться от дополнительных акций и продать свое право другим.
Решение об эмиссии права носит стратегический характер, так как, приняв такое решение, руководство меняет форму собственности компании. В том случае, если существующие акционеры не реализуют своего права на покупку акций, характер собственности может измениться, и в результате доля акционерного капитала, которой они владеют, может уменьшиться.
Те акции, которые не представляют интереса для акционеров, приобретаются андеррайтерами (институциональными инвесторами) по заранее оговоренной цене. Андеррайтинг является технически важной стороной выпуска ценных бумаг и поэтому предполагает высокие расходы. Эмиссия прав иногда рассматривается как вознаграждение лояльных и преданных компании акционеров.
Разновидностью эмиссии прав является размещение акций. Оно означает прямую продажу акций небольшому числу инвесторов, которыми являются, как правило, крупные финансовые институты. Такая операция приносит меньше прибыли, чем эмиссия прав. Однако у нее есть немаловажное преимущество - новые акционеры имеют возможность приобрести значительную долю владения, которая, скорее всего, имеет стратегически важное значение.
Нераспределенная прибыль как источник капитала
Еще одним способом привлечения финансовых средств, необходимых для развития компании, может быть такая ситуация, когда акционеры договариваются не получать причитающуюся им прибыль компании, заработанную за год. Нераспределенная прибыль, т. е. та часть заработанной прибыли, которая не выплачивается акционерам в форме дивидендов, является одним из наиболее распространенных способов финансирования стратегических планов организации, особенно если речь идет об очень старых компаниях. Благодаря такому виду финансирования организация экономит на затратах, неизбежных при других вариантах (которые включают банковские комиссии, юридические гонорары и услуги финансистов). Кроме того, компания не подвергает себя риску, раскрывая свои стратегические планы перед конкурентами, которые могут ими легко воспользоваться.
Необходимо отметить, что нераспределенная прибыль не приводит к потерям для владельцев акций, поскольку стоимость компании, а следовательно, и цена акции, растет, и нераспределенная прибыль используется для реинвестирования. Тем не менее следует помнить о балансе соотношения распределенной и нераспределенной прибыли, чтобы удовлетворить тех акционеров, для которых важна регулярность финансовых потоков (это страховые компании, пенсионные фонды и т.д.).
Заемный капитал
Анализируя возможность использования нераспределенной прибыли для развития организации, важно определить, что у компании действительно достаточно прибыли для распределения ее в виде дивидендов среди своих акционеров. И наконец, часть прибыли, оставшейся после осуществления всех налоговых платежей, может понадобиться для покрытия расходов, связанных с привлечением заемного капитала или других заемных средств.
Финансирование за счет заемного капитала отражено в балансовой отчетности под двумя заголовками: «Кредиторы: срок до года» и «Кредиторы: срок свыше года». Долгосрочные займы используются компанией главным образом в качестве инвестиционного капитала и бывают нескольких видов: банковские займы, закладные ссуды, конвертируемые заемные акции или корпоративные облигации.
Заемный капитал предоставляется, как правило, на определенный срок и на условиях выплаты заемщиком фиксированной процентной ставки. Процентные платежи должны осуществляться каждый год независимо от уровня доходов организации (обслуживание долга). Размер процентной ставки по этому виду финансирования обычно меньше, чем стоимость расходов по акционерному капиталу (если принимать в расчет размер выплачиваемых по акциям дивидендов).