Предпосылки и значение создания МСФО, порядок их разраб-и и утверждения

Директивы ЕС и их отличие от МСФО

Европейская Комиссия занимается гармонизацией учёта в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран – членов Союза. Основой европейского законодательства в области бухучёта являются 4-я и 7-я Директивы Совета Министров. Первая затрагивает проблемы составления годовой отчётности акционерными компаниями, вторая посвящена вопросам составления консолидированной (сводной) отчётности. 8 декабря 1986 г. была принята Директива по годовой и консолидированной отчётности банков и других финансовых институтов, а 19 декабря 1991 г. – аналогичная Директива для страховых компаний. В ноябре 1995 г. Европейская Комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухучёта. В связи с этим Европейский Союз принял решение о постепенном переходе на МСФО. Данный процесс будет осуществляться путём последовательного устранения различий между Директивами и МСФО. В мае 1999 г. Европейская Комиссия одобрила пятилетний План действий по улучшению единого рынка финансовых услуг. Касательно бухгалтерского учета, в Плане подчеркивалась роль МСФО как основы для выхода компаний на международные рынки капитала. В результате обсуждения всеми заинтересованными сторонами 11 сентября 2002 г. вступила в силу Резолюция Совета Министров ЕС, которая предусматривает, что компании, чьи акции торгуются на биржах (включая банки и страховые компании), должны будут предоставлять отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, начиная с 2005 года. Ключевая роль в этом процессе отводится Европейской совещательной группе по финансовой отчетности, созданной в июне 2001 года. Основными функциями Группы будут: содействие работе КМСФО, внесение изменение в Европейские Директивы по бухгалтерскому учету, разработка руководств по применению стандартов. 29 сентября 2003 г Европейская Комиссия приняла Постановление, опубликованное и вступившее в силу 13 октября, в котором были официально одобрены и приняты все существующие международные стандарты (за исключением МСФО 32 и 39). Как ожидается, переход на МСФО затронет около 7 тысяч европейских компаний, акции которых торгуются на биржах. Решение по переходу на МСФО было положительно воспринято бизнесом – согласно исследованию 79% финансовых директоров европейских компаний поддержали решение ЕС.


Роль комитета по междун-ым стандартам фин отчетн-ти в разработке МСФО

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов ФО. Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями ФО и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет. Правление выполняет следующие основные функции: - Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО; - Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения; - Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с нац-ми организациями по разработке стандартов; -Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение; - Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам; - Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Основные системы БУ

Осн. составными информ. системами БУ явл.: 1.Счетоводство, 2.Финансовый учет. 3.Управленческий учет, 4.налоговый учет 5. Анализ данных. Финансовый учет основан на информации о результатах деятельности предприятия, предоставляемой внешним пользователям в форме финан­совой отчетности. Для использования ФО с целью при­нятия решений. Основная особенность - регламентируется положениями Управленческий учет основан на информации, которая используется вну­три предприятия управленческим персоналом — менеджерами для выбо­ра способа достижения, оценки, анализа и прогнозирования результа­тов.

Общие положения формирования ФО по МСФО 1 «Представление ФО»

Стандарт МСФО 1 устанавливает основу для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы обеспечить ее сопоставимость как с финансовой отчетностью предприятия за предыдущие периоды, так и с финансовой отчетностью других предприятий. ФО представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Целью ФО является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. ФО также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия. Для достижения указанной цели ФО содержит сведения о следующих показателях деятельности предприятия: активы; обязательства; капитал; доходы и расходы, включая прибыли и убытки; взносы и распределения среди собственников, действующих в их качестве собственников; и движение денежных средств. Эти сведения наряду с дополн-ой информацией, содержащейся в примечаниях, помогает пользователям ФО прогнозировать будущие потоки ден. средств предприятия и, в частности, сроки и вероятность их возникновения.

Баланс согласно МСФО

Баланс предназначен для представления информации, необходимой для оценки ресурсов организации, финансовой структуры, ликвидности и платежеспособности, способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. К статьям, подлежащим обязательному отражению в балансе, относятся: ОС, инвестиционное имущество, НМА, финансовые активы, инвестиции, запасы, торговая и прочая дебиторская (и кредиторская) задолженность, денежные средства и их эквиваленты, оценочные и финансовые обязательства, обязательства и активы по налоговым платежам (текущие и отложенные), капитал и резервы, доля меньшинства. В отчете эти статьи группируются по видам активов, обязательств и капитала. Для того чтобы быть признанными в балансе, активы и обязательства должны соответствовать определению, удовлетворять критериям признания элементов и быть правильно классифицированы. Капитал представляет собой разность между активами и обязательствами. Прибыль представляет собой остаточную величину, которая получается после вычета расходов из доходов. Согласно МСФО 1, кроме перечисленных выше обязательных статей, дополнительно в балансе или в примечаниях к отчетности, организация обязана раскрыть расшифровку акционерного капитала и описание резервов, созданных в рамках собственного капитала.


13. Отч. о прибылях и убытках согл.МСФО

В ходе осуществления своей деятельности компания постоянно генерирует доходы и расходы, информация о которых накапливается в соответствующих бухгалтерских регистрах и по завершении отчётного периода подлежит отражению в отчёте о прибылях и убытках. В отчете о прибылях и убытках должны быть представлены следующие статьи: выручка, результат операционной деятельности, затраты по финансированию, налоговые расходы, прибыль либо убыток от обычной деятельности, результаты чрезвычайных обстоятельств, чистая прибыль за период. В международной практике существует 2 формата представления отчёта о прибылях и убытках:

По элементам затрат:

1) первым пунктом любого отчета о прибылях и убытках является оборот по реализации и в эту статью также могут быть включены: доходы от продажи, проката, сдачи в аренду; прочие виды доходов(возмещение убытков, курсовые разницы). 2) стоимость сырья и материалов: расходы на сырье, топливо, энергию, чистящие и смазочные средства; услуги сторонним организациям по подаче электричества, тепла, энергии, запчасти. 3) изменение запасов готовой продукции и НЗП, вычисления в виде разности остатков на начало и конец отчетного периода в расчет принимается со знаком «+», если стоимость остатков уменьшается, и «-» при увеличении стоимости остатков. 4) распределение на оплату труда персонала: заработная плата, вознаграждение, премиальные, сверхурочные, различные денежные компенсации, расходы на социальное обеспечение и др. 5) амортизационные отчисления: суммы расхода, которые ежемесячно списываются с долгосрочных активов. 6) прочие затраты: расходы на рекламу, командировочные расходы, эмиссионные расходы, почтово-телеграфные расходы и др.

Операционный результат прибыли либо убыток получают путем сложения всех видов доходов и вычитание из полученной суммы всех видов расходов (со 2 по 6 разделы)

Исчисления операционной прибыли по формату себестоимости:

1) первым пунктом любого отчета о прибылях и убытках является оборот по реализации и в эту статью также могут быть включены: доходы от продажи, проката, сдачи в аренду; прочие виды доходов(возмещение убытков, курсовые разницы). 2) с/с реализованной продукции, товаров, работ, услуг. 3) валовый операционный результат. Начисляется как 1п-2п. 4) коммерческие расходы. 5) управленческие расходы. 6) операционный фин-ый результат. Вычисл-ся как 3п-4п-5п

Примечания к ФО.

Примечания к финансовой отчетности компании должны: представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политики; раскрывать информацию, требуемую МСФО, которая не представлена где-либо еще в финансовой отчетности; обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности. В примечании отчетности составитель обязан указать постоянное местонахождение организации, дать описание основного вида деятельности и основных операций, указать среднесписочную численность и охарактеризовать объем выполняемых операций. В примечании обязательно раскрывается основные методические подходы подготовки в финансовой отчетности и применяется учетная политика.

Примечания к ФО целесообразно представлятьв упорядоченном виде. По каждой статье в балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств должны даваться перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию в примечаниях. Примечания, как правило, представляются в следующем порядке: - заявление о соответствии МСФО;

- информация о применяемой оценке и учетной политики;

- вспомогательная информация для статей, представленных в каждой форме ФО.

- прочие раскрытия, в том числе об условных обязательствах и активах, о событиях после отчетной даты и прочие финансовые раскрытия; а также раскрытия нефинансового характера.

Содержание, история возникновения и тенденции развития межд. аудита

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сбо­ре и оценке фактов, касающихся функционирования и положения самостоятельно­го хозяйственного подразделения и осуществляемый компетентным независимым лицом, ко­торое выносит заключение о качественной стороне этого функциони­рования. Главная цель аудита состоит в определении досто­верности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюде­нием клиентом законов и норм хозяйственного права и на­логового законодательства. Предметом аудита как науки является финансово-хо­зяйственная деятельность экономических субъектов и до­стоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Родиной современного аудита считается Англия, где с 1844 г. опубликована серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже раза в год приглашать специального че­ловека для проверки бухгалтерских счетов и составления отчета. Началом процесса стандартизации аудиторской деятельности можно считать принятие США в 1932 г. Акта о правильности ценных бумаг, которым регламенти­рованы определенные требования по проведению незави­симого аудита негосударственных корпораций, выпускаю­щих ЦБ. Новым этапом стандартизации аудита стал после­военный период. В это время произошло становление стан­дартов аудита благодаря принятию Американским инсти­тутом дипломированных общественных бухгалтеров в 1948г. «Десяти общепринятых стандартов аудита». В 1948 г. Институт внутренних аудиторов США публи­кует «Обязанности внутреннего аудитора». С 1960 г. в мировой экономике наметилась тенденция по объединению национальных корпораций и созданию международных финансовых групп. Дан­ный факт подтолкнул в 1970 г. к началу разработки МСФО, что впоследствии послужило причиной создания единых требований и для аудиторов.

Работа над МСА началась в 1977 г. В настоящее время центральная роль в создании МСА принадле­жит IFAC (Международная федера­ция бухгалтеров), внутри которой вопросами аудита (в част­ности, стандартами) занимается МКАП. Первоначальная редакция МСА, разработанных МКАП, включала 29 стандартов проведения аудита и 4 стандарта по оказанию сопутствующих услуг.

По состоянию на 2005 г. действует редакция МСА, в которой насчитывается 58 стандартов, разбитых на 10 групп.

Требования Международных стандартов аудита к аудиторскому заключ-ию

Аудиторское заключение предоставляется по результатам аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором. Аудитор выражает мнение о финансовой отчетности на основе изучения и оценки выводов, сделанных по полученным в процессе проверки аудиторским доказательствам. Аудиторское заключение должно содержать четко сформулированное в письменной форме мнение аудитора о финансовой отчетности субъекта в целом, есть необходимость соблюдения единообразия формы и содержания аудиторского заключения, что облегчает его понимание со стороны пользователей. Аудиторское заключение включает следующие элементы: - название; - адресат; - вводный параграф или введение; - параграф, устанавливающий ответственность руководства аудируемого лица за составление и представление финансовой отчетности; - параграф, описывающий обязанности аудитора в связи с проверкой финансовой отчетности; - параграф, содержащий мнение аудитора о финансовой от­четности; - параграф, описывающий другие обязанности аудитора; -подпись аудитора; - дата выдачи аудиторского заключения; - адрес аудитора.

Адресатом аудиторского заключения должно быть лицо, установленное в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами.

Введение аудиторского заключения должно содержать перечень проверенной финансовой отчетности субъекта с указанием даты и отчетного периода, а также положение об ответственности руководства предприятия и аудитора. В аудиторском заключении указывается, что ФО клиента не содержит существенных искажений, потому что проверка была должным образом спланирована и проведена. В параграфе, в котором выражается мнение аудитора, необходимо четко выразить свое мнение о достоверности и объективности финансовой отчетности предприятия (организации). Также следует указать, что ФО подготовлена в соответствии с основами финансовой отчетности и законодательными требованиями. Заключение датируется числом, когда была завершена аудиторская проверка. Это означает, что аудитор учел влияние всех фактов и событий, известных ему и имевших место до этой даты. В аудиторском заключении указывается четкий адрес аудитора, т.е. конкретное место нахождения его офиса. Аудиторское заключение подписывается от имени аудиторской фирмы или лично от имени аудитора. В случае необходимости на аудиторском заключении ставятся обе подписи.

Общие положения формирования финансовой отчетности по МСФО 1 «Представление фин.отчетности»

Баланс согласно МСФО

Затраты по займам (МСФО 23)

Содержание, история возникновения и тенденции развития международного аудита

Требования Международных стандартов аудита к аудиторскому заключению

Предпосылки и значение создания МСФО, порядок их разраб-и и утверждения

Бухгалтерские системы имеют национальный характер, хотя они могут быть похожими и иметь похожую методологическую основу – план счетов, систему двойной записи на бухгалтерских счетах, баланс и т.д. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это нормативные документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет имеет статус независимого негосударственного органа, его Правление находится в Лондоне. МСФО носят рекомендательный характер, и государства самостоятельно принимают решения об их применении. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский). Стандарты выпускаются после прохождения строго соблюдаемых процедур. До получения окончательного варианта стандарта в целях получения замечаний и предложений выпускаются документы для обсуждения – Дискуссионные Документы (ДД) и предварительные проекты (ПП). Стандарты выпускаются после подробного обсуждения и консультаций. Персонал СМСФО разрабатывает документ для обсуждения -Дискуссионный Документ (ДД) ( Discussion Document , DD ) Дискуссионный документ составляется для изложения вопроса, масштабов проекта, а также для обсуждения результатов исследований. Утверждение ДД осуществляется простым большинством голосов, присутствующих на заседании Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов СМСФО. Рассмотрение комментариев. Период предоставления комментариев, как правило, составляет 120 дней. После анализа комментариев, полученных в отношении ДД, персонал СМСФО готовит предварительный проект стандарта – Проект положения (ПП) - ( Exposure Draft , ED ), который должен быть утвержден простым большинством голосов членов Совета. Проект положения предполагает изложение предполагаемого стандарта и переходных положений к нему. Также Проект положения содержит основы для заключений СМСФО, которые в кратком виде излагают позицию совета. Проект стандарта обсуждается. Если признано необходимым, проводятся общественные слушания и тестирование в реальной обстановке. Формируется окончательная версия МСФО. Для выпуска в качестве стандарта необходимо простое большинство голосов членов Совета.

2. Роль и значение МСФО в гармонизации системы бухгалтерского учета

Использование МСФО необходимо по следующим причинам: Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО дает организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах - членах Сообщества, т.е. находились в относительной "гармонии" друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Наши рекомендации