Цель работы – представление конечного результата, то есть того, чего в конечном итоге нужно достичь.
Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач (примерно 5-7). Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: исследовать..., уточнить..., рассмотреть..., установить..., выявить..., сформулировать..., предложить... и т. д. Перечень поставленных задач в отчете должен быть согласован с содержанием ВКР по подглавам.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для исследования, носитель рассматриваемой научной проблемы.
Предмет исследования – предметная область, которая находится в границах выбранного объекта исследования и включает те его стороны и свойства, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание обучающегося.
База исследования: в качестве базы исследования выступает организация (предприятие, учреждение) на базе которого обучающийся проходит преддипломную практику.
Обязательным элементом введения отчета являются ссылки на использованные в работе методы исследования, которые необходимы для достижения поставленной цели. Методы исследования: перечисляются общие методы и частные методики, причем необходимо указать, что именно исследовалось тем или иным методом.
Первая глава отчета (20-25 страниц)обучающийся должен выполнить глубокий анализ фактического состояния исследуемой проблемы исключительно на материалах конкретной организации, которая является базой преддипломной практики. В этой главе можно выделить 2-3 относительно самостоятельных подглав, которые содержат анализ и оценку конкретных сфер деятельности и объекта исследования. Глава в обязательном порядке начинается с характеристики объекта исследования, в которой необходимо указать следующие аспекты его деятельности:
- организационно-правовую форму;
- время создания и сроки деятельности организации;
- основные направления деятельности;
- основные экономические показатели деятельности в динамике за несколько лет (выручка, себестоимость продаж, прибыль от продаж, чистая прибыль, рентабельность, средняя численность, средняя заработная плата, среднегодовая стоимость основных средств и т.п.) и дать их краткий анализ.
Возможный вариант таблицы основных финансово-экономических показателей деятельности за исследуемый период представлен в Приложении К(отдельно в Приложении К представлена таблица показателей для бюджетных организаций);
- особенности организации бухгалтерского учета (учетной работы) (форма учета, степень автоматизация учетных процессов, структура бухгалтерского аппарата, график документооборота, оценка учетной политики и т.д.).
Описывать историю возникновения и развития организации нецелесообразно.
Основными источниками практических данных при подготовке отчета о преддипломной практике по профилю «Учет, анализ и аудит видов деятельности» являются:
- учетная политика базы исследования;
- формы бухгалтерской финансовой отчетности (Бухгалтерский баланс предприятия, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах);
- первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы;
- данные бухгалтерского финансового и управленческого учета – плановые показатели и отчеты;
- материалы аудиторских проверок, аудиторское заключение;
- пояснительная записка к бухгалтерской финансовой отчетности и другие источники.
При изучении состояния бухгалтерского учета в организации обучающийся должен ознакомиться с общими правилами и выявить специфические особенности в организации бухгалтерского учета.
К общим вопросам состояния бухгалтерского учета на предприятиях относятся: первичные документы и группировка отраженной в них информации, применяемая корреспонденция счетов, последующее отражение учётной информации в регистрах синтетического и аналитического учета и автоматизация учета по теме исследования.
Специфические особенности изучения состояния бухгалтерского учета определяются непосредственно темой выпускной работы. Их можно выявить на основе глубокого и всестороннего изучения литературных источников и внимательного ознакомления с инструктивным и практическим учётным материалом непосредственно на предприятии.
При этом особое внимание должно быть направлено на выявление положительного опыта и недостатков на соответствующем участке учетно-аналитической работы, а также на выявление того, насколько учет обеспечивает оперативной и полной информацией руководителей всех уровней предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений.
Отбор данных производится за последние 3 года в сопоставимых показателях. Собранный материал дает возможность рассмотреть динамику, установить определенные тенденции, выявить закономерности. При сборе практического материала следует обращать особое внимание на те данные, которые позволят сформулировать и обосновать предложения по ликвидации недостатков, разработать конкретные рекомендации по совершенствованию учетной работы, улучшение организации и методологии учета, повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Глава должна быть в достаточной мере насыщена фактической информацией (таблицы, графики, диаграммы, схемы).
Следует четко разграничивать источники происхождения использованной при анализе информации: что заимствовано из литературы, что получено из документов организации, а какие данные получены путем собственных наблюдений, экспериментов, расчетов, социологических опросов и т.д. Глава завершается оценкой полученных результатов.
Вторая глава отчета (10-15 страниц) посвящена анализу и аудиту (контролю) того учетного объекта, который определяет тему ВКР. Неотъемлемой частью обоснования мероприятий должен быть расчет и экономическое обоснование. За результаты расчетов и сделанные на этой основе выводы ответственность несет автор выпускной квалификационной работы.
Заключение (3-4 страницы)является итоговой частью отчета, в которой сжатой форме отражаются способы достижения цели и методы решения поставленных в работе задач, формулируются основные предложения и рекомендации. Ознакомление с текстом заключения должно сформировать у читателя представление о степени реализации обучающимся поставленной цели и задач исследования при прохождении преддипломной практики.
Список использованных источников указывается в конце ВКР (перед приложениями). Литературные источники записываются и нумеруются по одному из вариантов:
- в алфавитном порядке;
- в порядке их упоминания в тексте;
в следующем порядке: в начале списка перечисляются законодательные и нормативно-методические документы и материалы, затем специальная научная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.); в конце – статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Список использованных источников должен включать не менее 60 наименований.
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается оформлять в виде приложений, количество которых не ограничено.
Приложения являются продолжением отчета и располагаются в порядке упоминания о них в тексте. В них включают:
- учредительные документы организации;
- положение об учетной политике организации;
- образцы форм первичной, сводной документации, регистров аналитического и синтетического учета;
- финансовую отчетность организации за три года;
- таблицы промежуточных или вспомогательных расчетов;
- выписки из инструкции и методических рекомендации, использованные для расчетов и обоснований и т.п.
Прошитый в скоросшиватель отчет о преддипломной практике, с сопроводительным документом – Дневником преддипломной практики представляется в течение 10 дней после окончания практики, но не позднее 5 календарных дней, до даты заключительной конференции, по итогам преддипломной практики на кафедру для регистрации и передачи руководителю для проверки и подготовки отзыва в Дневнике о преддипломной практике. Обучающийся защищает отчет на заключительной конференции, по результатам защиты получает дифференцированный зачет
5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
5.1. Общие рекомендации
Текст отчета печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210×297мм) с одной стороны компьютерным способом с помощью текстового редактора Microsoft Word. Размеры полей: верхнее и нижнее – по 20 мм,левое – 30 мм,правое – 10 мм.
Текст работы печатается шрифтом Times New Roman размером 14 pt с полуторным междустрочным интервалом и абзацным отступом 1,25 см (изображение шрифта обычное, выравнивание по ширине строки, запрет «висячих строк»).
Печать оформленного компьютерным способом материала работы выполняется в нецветном варианте на белой бумаге на принтерах любого типа и класса, которые обеспечивают удовлетворительное воспроизведение этого материала, включая графический. Таблицы, рисунки, фотографии и т.д., как в тексте ВКР, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах формата А4 (210×297мм).
Во всех случаях следует придерживаться равномерной плотности, контрастности и четкости изображения всего текста. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными во всей работе. Отдельные иноязычные слова, определенные знаки и т.п. при необходимости можно вписывать в напечатанный текст чернилами, тушью, пастой черного цвета с приближением к плотности основного текста. Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки (смешивание частично напечатанных отдельных букв и цифр не допускается).
Названия литературных источников и собственные имена приводят на языке оригинала.
Текст отчета пишут от третьего лица, в изъявительном наклонении. Например, «В таблице систематизированы … Данные для анализа содержатся… В разделе рассматриваются… Проведенные исследования свидетельствуют о …» и т.п. Разрешается использование словосочетаний «по нашему мнению», «полагаем», «можно предположить» и т.д.
В тексте отчета не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами; при необходимости – использовать собственные сокращения слов или словосочетаний. Такие слова первый раз в тексте указываются полностью, а рядом в скобках проставляется введенное соискателем сокращение (например: «… международные стандарты финансовой отчетности (далее МСФО) …»), далее автор в работе уже может использоваться данное сокращение.
Все страницы работы нумеруются по порядку арабскими цифрами без каких-либо знаков, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы (в правом верхнем углу). Страницы следует нумеровать арабскими цифрами в верхнем правом углу без точки в конце.
Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление, третьей – введение и т.д. Все эти страницы включаются в общую нумерацию, но номера на них не ставятся. Первая страница, на которой ставится номер – первая страница введения (то есть нумерация проставляется с третьей страницы).