Блоки специализированных служб

Весьма существенным звеном в системе международного сионизма, и в частности в его американском филиале, является блок служб по организации еврейской эмиграции, подчиненных «Службе помощи еврейским иммигрантам» — ХИАС, которая в свою очередь работает в тесном взаимодействии с Еврейским агентством, «Джойнтом» и специализированными антисоветскими объединениями сионистов. «Объединенная служба ХИАС» функционирует в США с 1884 г. ХИАС входит в Совет еврейских федераций и благотворительных фондов. Действительные руководители ХИАС в открытой печати упоминаются редко. Известно лишь, что в его руководство в качестве заместителя председателя входили в разное время такие крупные промышленники, как промышленник Уильям Резенвальд, совладелец фирмы «Сирс энд Робек», который по совместительству занимал пост заместителя председателя «Джойнта». В составе ХИАС объединены 30 тысяч активнейших сионистов, Отделения этой службы имеются в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Канаде, Латинской Америке и Австралии. ХИАС активно выступал за массовую эмиграцию евреев из Советского Союза вместе с такими сионистскими организациями фашистского типа, как «лига защиты евреев» и «лига за репатриацию русских евреев». Последняя была основана с помощью субсидий американского миллионера Браффмана Морриса и проживающего в Израиле швейцарского промышленника Мирельмана Жозе. К организации этой лиги, как впрочем, и к кахановской ЛЗЕ, приложили руку ЦРУ и израильская разведка. ХИАС также поддерживает тесную связь со шпионскими службами международного сионизма, что проявилось во время его нашумевших операций по части «вызволения евреев из СССР». На этой почве с руководством Израиля у ХИАС возник ряд конфликтов, о которых очень откровенно поведала Еврейская энциклопедия: «В 1970-е гг. из-за так называемого “отсева” (нешира) советских евреев, выезжавших по израильским документам на постоянное место жительства, но получавших с помощью ХИАСа и Джойнта статус политических беженцев в США, Канаде, Австралии и других странах, появились серьезные разногласия у правительства Израиля и Еврейского агентства с этими организациями. Израиль считал, что ХИАС, преследуя собственную выгоду (стремление оправдать свое существование и увеличить бюджет), побуждает советских евреев переселяться из одной диаспоры в другую. Разногласия в основном сфокусировались на двух пунктах: Израиль и Еврейское агентство отказывались признавать выезжавших по израильским визам политическими беженцами; Израиль не мог соревноваться с ХИАСом в оказываемой иммигрантам материальной помощи, так как ХИАС большую часть бюджета получает от Объединенного еврейского призыва, а главное — от правительства США. Еврейское агентство требовало от ХИАСа и Джойнта оказывать помощь в иммиграции лишь тем советским евреям, у которых есть ближайшие родственники в США. Вначале ХИАС дал согласие заниматься советскими эмигрантами в Вене лишь после того, как представители Еврейского агентства попытаются убедить их ехать в Израиль. В 1982 г., после вмешательства М. Бегина в переговоры, ХИАС согласился принять пункт и о ближайших родственниках. Однако это не дало ожидаемых результатов, например, в 1985 г. из 1140 человек, выехавших по израильским документам, лишь 342 человек прибыли в Израиль, остальные получили статус беженцев в США. С возобновлением массового выезда из Советского Союза с конца 1989 г. ХИАС оказывал помощь в основном получившим американские въездные документы» (КЕЭ, том 9, кол. 799–800). Конечно, авторы Еврейской энциклопедии не стали расставлять точки над i. А суть конфликта заключалась в том, что ХИАС при поддержке американских властей отбирал тех советских евреев, которые представляли наибольшую ценность для военно-промышленного комплекса США, и перспективных ученых. Израиль, понятно, тут никак с американцами конкурировать не мог.

«Бунд» по-американски и К°

В начале XX в. систему политических партий сионизма существенно дополнили социалистические и профсоюзные сионистские организации. Централфарбанд Центральный союз) Бунда в США к 1906 г. объединял 58 ассоциаций (в основном землячеств) общей численностью около 3 тыс. человек. При участии Бунда в 1912 г. была основана Еврейская социалистическая федерация Америки. В нее входила группа социалистической ориентации Арбетер ринг, занимавшаяся распространением светской культуры на идиш. На стыке сионизма и еврейского социализма возникли кружки Поалей Цион (с 1903 г.), образовавшие в 1905 г. Социалистическую еврейскую рабочую партию (СЕРП). «Территориалисты» создали в 1906 г. организацию «сионистов-социалистов», которую в 1907–1909 гг. возглавлял Н. Сыркин; первоначально она разделяла многие положения программы российской Сионистской социалистической рабочей партии, но в 1909 г. по инициативе Н. Сыркина изменила свою ориентацию и влилась в Социалистическую еврейскую рабочую партию Поалей Цдон, которая входила во всемирную Сионистскую организацию (но не в Федерацию американских сионистов). В конце 1940-х и особенно в 1950-х гг. в американском социалистическом движении, которое вступило в полосу глубокого кризиса, почти не осталось евреев; некоторые евреи, входившие в число его лидеров (Д. Дубинский, А. Роуз), перешли на центристские позиции и приняли участие в создании организаций умеренно-реформистского толка, таких как Либеральная партия штата Нью-Йорк. Еврейские социалистические объединения (секции Бунда и др.) прекратили свое существование или превратились в небольшие кружки.

«Еврейский профсоюзный комитет — наиболее влиятельное объединение в системе сионистских профобъединений США, насчитывающий в своем составе несколько профсоюзных еврейских организаций, а также «братств», включая «Рабочий кружок» с общим количеством членов 500 тысяч человек. Руководство этого комитета поддерживает тесную связь с АФТ — КПЦ крупнейшим профсоюзным объединением США, и долгие годы находилось в практическом подчинении у лидера Международного профсоюза дамских портных, члена руководства АФТ — КПП и «Джойнта» ныне покойного сиониста Дэвида Дубинского. Тесный контакт в сионистской деятельности, в сборе средств в фонд Израиля и международного сионизма ЕПК поддерживает с системой сионистских организаций, подчиненных «Американскому совету профсоюзов для Гистадрута» (АСПГ). В него входят «Рабочая сионистская организация Америки «Поалей Пдон», «Орден лейбористов-сионистов Фарбанд», «Объединенная сионистская рабочая партия», «Женский совет для Гистадрута в Израиле», «Сионистская организация молодых рабочих Ихуд-Хабоним» и другие. В полном единстве с ЕПК и АСПГ действует один из наиболее крупных профсоюзов США — «Объединенные иудейские профсоюзы штата Нью-Йорк» (500 тысяч человек), организация «Женщины-пионеры», или «Женская рабочая сионистская организация Америки», численностью 45 тысяч человек и т. д.

Под эгидой АСПГ действует мощная федерация «Национальный комитет для профсоюзов Израиля», в состав которого входит ряд тред-юнионов, организованных по расовому признаку, рабочие-сионисты, профессиональные советы и совет бизнесменов, женские клубы и разнообразные «братства» с общим количеством членов 500 тысяч человек. «Профсоюзные», «социал-демократические», «религиозно-рабочие», «социалистические» и тому подобные объединения международного сионизма, действующие в США, тесно сотрудничают с параллельными им партиями, действующими в международных масштабах, и в частности с израильскими «рабочими» партиями. «Социалистические» сионисты нередко занимают руководящие посты в крупнейших профсоюзных объединениях США, нередко представляют их на международных конференциях и форумах, проводят сионистскую, произраильскую линию в Социнтерне. В частности АФТ — КПП долгое время руководил сионист Сэмуэл Гомперс.

«Воспитатели» и «благотворители». Одну из главных ставок в достижении своих конечных целей сионизм делает на молодежь. Работу среди подрастающего поколения ведет департамент молодежи Еврейского агентства и его отделение в США. В США помимо ряда уже упоминавшихся нами организаций, в частности» «Молодежи Бнай Брит», «Бней Акива» и «рабочих» молодежных объединений сионистов, существует довольно мощный блок координационных служб, ответственных за выполнение последних решений сионистских конгрессов по работе с молодежью. В первую очередь это «Американский сионистский молодежный совет», куда входят представители 10 сионистских молодежных организаций. АСМС находится под непосредственным контролем «Американского сионистского совета». «Американская сионистская молодежная комиссия» — еще один координационный орган «молодежного блока», созданный в 1909 г. совместно с женской сионистской организацией «Хадасса» и «Сионистской организацией Америки». К системе координаторов относится и «Североамериканский еврейский молодежный совет», действующий под эгидой АЕК. Эти три органа контролируют деятельность массовых сионистских молодежных организаций. «Общество распространения труда». В целях сионистской обработки молодежи, а также «неохваченного» сионистской пропагандой взрослого населения активно используется специализированная система организаций сионистского «воспитания». В этой системе помимо «Американской ассоциации за еврейское воспитание» особо следует выделить систему ОРТ и входящие в нее организации. Любопытно, что название этого крупного международного объединения — ОРТ, основателем которого был российский капиталист Гораций Гинзбург, расшифровывалось первоначально как «Общество распространения труда». В дальнейшем название это осталось и по-английски расшифровывается теперь несколько иначе: «организация перевоспитания через образование» или — в буквальном переводе «организация реабилитации через труд». «Лагеря перевоспитания» действовали на территории гитлеровской Германии в конце 30-х гг., и сионистские эмиссары, среди которых был и родственник российского миллионера Гинзбурга Пино Гинцбург, готовили в них контингенты для отправки в Палестину (Sionismus, s. 205).

ОРТ в его американском варианте имеет в своем составе пять филиалов и объединяет, в общем, около 80 тысяч человек. Через «Джойнт», которому система ОРТ сейчас подчинена целиком, «Американская федерация организаций ОРТ» субсидирует сеть летних школ, действующих в 19 странах мира. 40 тысяч человек ежегодно обучаются в этих школах 70 профессиям и специальностям, раскладку на которые поставляет Еврейское агентство из Иерусалима. Наиболее активно ОРТ действует в Израиле, Франции и Италии. Система сионистского «воспитания» — весьма важный «блок» в общей схеме сионистских организаций, как США, так и других стран.

«Организации социального обеспечения» играют важную роль в жизни еврейской общины США. «Национальный еврейский совет социального обеспечения» действует в США с 1917 г. и объединяет сейчас 447 еврейских общинных центров и местных отделений организации «Молодежь, говорящая на древнееврейском языке». Общее количество членов этой федерации достигает 700 тысяч человек. Средства, собираемые советом, идут, конечно, не на помощь, скажем, евреям-беднякам (правильно сказал один из опрошенных журналом «Нью-суик» американских евреев: «Я еще никогда в жизни не встречал еврея в США, который бы получал средства на жизнь из благотворительных фондов» (Newsweek, 1.3.1971), а главным образом на сионистскую пропаганду, строительство специальных лагерей для летнего «воспитания» молодежи, в характере которого не приходится сомневаться, и так далее.

«Совет еврейских федераций и благотворительных фондов» действует в США с 1932 г. и объединяет 217 местных организаций, благотворительных фондов и общинных советов. Этот совет «собирает основную массу средств для местных, национальных и заграничных нужд еврейства в более чем 800 еврейских общинах Канады и США». Огромная разветвленная сеть организаций «социального обеспечения» предназначена для чего угодно, кроме благотворительности. Наоборот, с помощью этих организаций с американского еврея еще сдирают пожертвования в сионистскую казну. И если когда-то они и были благотворительными, то теперь они целиком подчинены нуждам международного сионизма.

«Американская еврейская лига против коммунизма» — одна из многих ультраправых организаций, дейтвующих на сионистском фронте. Она родилась во льдах холодной войны (1948 г.) и в отличие от других сионистских организаций, исповедующих антикоммунизм, откровенно заявляет о том, что ее цель — «просвещать граждан США о коммунистической угрозе их стране и особенно показать, как евреи сражаются против коммунизма»(См. Известия, 11.3.1971). Организация издает свой собственный журнал, который так и называется — «Евреи против коммунизма».

«Синагогальный совет Америки». Каждая ветвь иудаизма представлена в нем 14 делегатами. В США существует четыре основные ветви иудаизма — консервативный, реконструкционистский, ортодоксальный и реформистский. В соответствии с этим и строится организационная структура религиозных сионистских организаций США. «Консерваторы» объединяются под эгидой «Ассамблеи раввинов». «Ортодоксы» управляются Советом раввинов Америки. «Реконструкционисты» имеют свою собственную федерацию из 2500 синагог и «братств». «Реформисты» — наиболее мощное крыло американского иудаизма — управляются «Центральной конференцией американских раввинов». Добавьте к этому для полноты картины «Религиозных сионистов Америки». Все течения американского иудаизма объединяет сегодня общая практика — сбор средств в фонд сионизма и оказание помощи государству Израиль. В свое время, как пишет Лилиенталь, 199 американских и канадских синагог призвали своих прихожан покупать израильские облигации, распространявшиеся в США. Вся эта операция проводилась по прямому указанию «Синагогального совета Америки»[90]. «Центральная конференция американских раввинов», в частности наиболее представительная организация «реформистов», принимала непосредственное и активное участие в деятельности «Американской конференции о положении советских евреев», ее делегаты были посланы и на антисоветскую конференцию сионистов в Брюссель. Это — помимо участия в широких антисоветских акциях «религиозных» деятелей от сионизма в самих США (Documents… AJC on Soviet Jewry. A Summary Report).

Рупоры сионизма

В США под эгидой международной организации сионистов «Брит иврит Оламит» (БИО) действует целая сеть «культурных» сионистских организаций, среди которых наиболее видное место занимают американский филиал БИО, именуемый «Гистадрут иврит» и «Конгресс еврейской культуры» (КЕК). Жизненно важным звеном для международного сионизма стали с самого начала его существования пропагандистские службы. Уже в 1921 г. одновременно в Англии и Америке было создано Еврейское телеграфное агентство. Сейчас его штаб-квартира перенесена в Париж. Практическими его основателями были сионист-капиталист Якоб Ландау и журналист Меер Гроссман, редактировавший сионистские газеты до 1917 г. в Берлине, Копенгагене и Киеве, а после Октябрьской революции в Лондоне. Гроссман, в частности, прославился как создатель «Еврейской государственной партии», посвятившей себя… «делу искоренения коммунизма в… сионизме». Характер деятельности ЕТА, этого центрального информационного органа международного сионизма, полностью отражает мировоззрение Меера Гроссмана и по сей день.

В подчинении ЕТА в США находятся многочисленные пропагандистские органы международного сионизма. Это агентство практически владеет всеми газетами и журналами, издаваемыми в США еврейскими сионистскими и «несионистскими» организациями. Для финансирования ЕТА в США созданы 135 «фондов социального обеспечения», которые контролируют «Совет еврейских федераций и благотворительных фондов». ЕТА поддерживает тесные контакты и с другими сионистскими органами информации[91]. По одним сведениям, международный сионизм располагает более чем 1000 изданиями. По официальным же данным «Всемирного еврейского конгресса», их «всего» 886. Во всяком случае, так утверждает Юзеф Френкель, автор брошюры «Еврейская пресса в мире», изданной по инициативе вышеупомянутой организации. 338 изданий выходят на английском языке, 221 — на иврите, 131 — на идиш. 306 изданий печатаются в Израиле. 580 — в других странах мира. В Англии — 54 издания, во Франции — 41, в США же — 225 [92]. Сионизм создал и наладил мощный механизм массовой пропаганды, и бесперебойное функционирование его возможно только благодаря поддержке финансовых воротил из числа крупной еврейской буржуазии, которых объединяет общая идеология — сионизм, а также общая практика — оказание помощи Израилю и сионистским организациям во всем мире. Искусно «направляя» информацию, сионисты смогли добиться того, что правда о преступлениях сионизма, в том числе против самих же евреев, тщательно скрывается, замалчивается. Обратимся к статистике. В 1900 г. в Нью-Йорке было 25 ежедневных газет, в 1920-м — 13, в 1930-м — 11, в 1940-м — 9, в 1950-м — 7, в 1964–1965 гг. — 6. Сейчас в Нью-Йорке продолжают выходить лишь две ежедневные утренние газеты — «Нью-Йорк тайме» и «Нью-Йорк дейли ньюс» и одна вечерняя — «Нью-Йорк пост». Все они принадлежат сионистскому капиталу. «Как правило, — отмечает Альфред Лилиенталь, — почти все без исключения газеты, радио и телевидение США пропагандируют произраильскую, сионистскую точку зрения»[93].

Среди сионистских пропагандистских служб» мы видим ряд специализированных организаций, объединяющих журналистов, пишущих на идише и иврите, книгоиздателей, библиотекарей и даже библиофилов — евреев. И здесь налицо профессиональная геттоизация по национальному признаку. В этом имеется у сионизма свой, далеко идущий расчет. Принадлежность к Всемирному союзу евреев-журналистов не мешает члену этого националистического сионистского сообщества работать среди не евреев, более того, последнее желательно. В протоколах и стенограммах Всемирного съезда евреев-журналистов, состоявшегося в начале 1968 г. в Иерусалиме, можно встретить примечательное заявление представителя французских журналистов-сионистов Ленемана: «Еврейские журналисты в мире, а особенно во Франции, не ждали призывов и обращений в драматические дни июньской войны. Они выподняли свой долг по отношению к государству Израиль и еврейскому народу с полной ответственностью и полной отдачей сил» (Коммунист, 1970, № 2, с. 111). В свете этого довольно откровенного высказывания становится понятным, почему ряд американских, английских, французских и других газет капиталистических стран столь рьяно выступает в поддержку международного сионизма, в защиту экспансионистской политики государства Израиль. Сионистский концерн стремится в полной мере использовать инструмент воздействия, который представляют собой средства массовой информации, в частности кино, телевидение, радио и ежедневные газеты. На Западе они, в ряде случаев, этнически почти однородны — большинство их сотрудников там составляют евреи.

И, наконец, о тех еврейских объединениях в США, которые в последнее время активно пробиваются и в Россию, пытаясь проповедовать здесь свои «программы» и «манифесты». Это объединения евреев-геев. К концу 1980-х гг. в США существовало около 20 еврейских религиозных общин, объединявших гомосексуалистов и лесбиянок. Хотя по логике вещей их в еврейской среде быть не должно, ибо Талмуд осуждает гомосексуализм самым серьезным образом. Жизнь гея также ничего не стоит у правоверных иудеев, как жизнь гоя.

О влиянии сионистских организаций США на политику Вашингтона можно судить по одному весьма примечательному документу. В 2005 г. президент США Джордж Буш младший подписал «Закон об учете актов глобального антисемитизма». Подчеркнем — глобального, что означает распространение юрисдикции США на граждан всех стран мира. Этот закон обязывает американский Госдепартамент преследовать по всему миру тех, кто будет обвинен по пунктам этого закона, по которому антисемитскими в Америке считаются (и не только для США, а во всем мире) следующие преступления: 1. Любое утверждение о том, что «евреи контролируют правительство, СМИ, международный бизнес и мировые финансы. 2.Твердые антиизраильские убеждения. 3. Резкая критика руководства Израиля, нынешнего, или в прошлом, изображение свастики в карикатурах на сионистских руководителей. 4. Критика еврейской религии иудаизма, религиозных руководителей и иудейской литературы, в первую очередь книг Талмуда и Каббалы. 5. Критика американского правительства и Конгресса США, утверждение о том, что они находятся под чрезмерным влиянием еврейства. 6. Обвинение еврейско-сионистских сил в пропаганде и насаждении глобализма (Нового мирового порядка). 7. Обвинение еврейских вождей и их последователей в подстрекательстве к распятию Иисуса Христа. 8. Отрицание еврейского холокоста и утверждение о том, что жертв Холокоста было меньше шести миллионов. 9. Обвинение Израиля в расизме (называние Израиля расистским государством). 10. Утверждение о существовании сионистского заговора. 11. Утверждение о том, что евреи и их вожди устроили большевистскую революцию в России. 12. Любые оскорбительные высказывания в адрес евреев. 13. Непризнание еврейского права на захват Палестины. 14. Утверждение, что в подготовке атаки 11 сентября 2001 г. на всемирный торговый центр в Нью-Йорке участвовала израильская разведка (Закон об учете актов глобального антисемитизма, октябрь 2004).

В истории мировой юриспруденции — это первый принятый вне Израиля закон, который запрещает любую критику Израиля, сионизма и иудаизма. На основании этого экстерриториального «закона» — а Вашингтон в последние годы открыто присвоил себе право вершить правосудие по-американски в глобальных масштабах, попирая суверенитет всех стран мира и прав всех их граждан, в США могут доставить и судить там любого иностранца, который осмелится нарушить хотя бы один из его 14 пунктов.

Филиалы ВСО

Во всех странах мира, в которых проживают евреи, сионистские организации, как и в США, представлены в основном региональными, либо местными отделениями международных объединений, входящих в ВСО, либо действующих формально независимо, но в союзе с системой ВСО-ЕАДИ — «Джойнт» — ВЕК. Вот как выглядит география распространения сионизма в современном мире.

Австрия

В мае 1982 г. в Вене была создана самостоятельная ортодоксальная община, в 1990 г. — реформистская («Ор хадаш» — около ста человек). Среди других еврейских ассоциаций Австрии — Союз сефардских евреев (объединяет грузинских, горских и бухарских евреев), Союз еврейских студентов, ложи Бнай-Брит, секции всех основных сионистских партий, женских и молодежных движений (объединенные в Сионистскую федерацию), отделения Агудат Израэл, Бунда, Хабада, религиозные организации Махзикей хадат и Охел Моше, Союз евреев — жертв нацистского режима, спортивный клуб «Ха-Коах». В Вене работают представительства Еврейского агентства, Керен ха-Иесод, Еврейского национального фонда. По-прежнему действует Еврейский центр исторической документации, созданный Ш. Визенталем (КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 27–30+10–13).

Бельгия

Среди еврейских организаций Бельгии — Молодежная федерация, отделения всех основных сионистских партий (Бней-Акива, Ха-Боним-Дрор, Ха-Ноар ха-циони, Ха-Шомер хацаир), объединенные в Сионистскую федерацию Бельгии (в 1987 г. — более 400 членов, из которых в выборах делегатов 31-го Сионистского конгресса в 1987 г. приняли участие 2434 человек, в выборах делегатов 32-го Сионистского конгресса в 1992 г. — 3140 человек), ложи Бнай-Брит, филиалы Маген-Давид адом (служба скорой помощи) и спортивного общества «Маккаби». Активно действуют в стране и молодежные халуцианские[94]союзы. Многочисленные благотворительные общества объединены в Брюсселе в Центральный совет еврейских социальных служб. В Антверпене под эгидой сходного объединения находятся общество Биккур-холим. Координационный комитет еврейских организаций Бельгии насчитывает свыше 20 коллективных членов. Сионистская федерация и бельгийская секция Всемирного еврейского конгресса образуют Постоянную конференцию еврейских учреждений Бельгии, которая созывается по мере необходимости для обсуждения крупных проблем, затрагивающих интересы всего бельгийского еврейства, а также организует различные массовые мероприятия. В Антверпене в 1980-х гг. был создан Еврейский общинный комитет, принявший название «Яхад» (на иврите — «вместе»). Почти все еврейские организации страны (за исключением хасидских общин и сравнительно небольшого ультралевого Союза евреев-прогрессистов, возникшего в начале 1980-х гг.) занимают произраильские позиции. После Шестидневной войны пожертвования в пользу Израиля, в том числе и в Керен ха-Иесод, действующий здесь под названием Фонд солидарности с Израилем, неизменно превышают в Бельгии сборы на нужды местных общин. В 1970–80-х гг. Бельгия была одним из крупных центров борьбы за права евреев в Советском Союзе: в феврале 1971 г. и в феврале 1976 г. в Брюсселе созывались Всемирные конференции солидарности с советским еврейством; в 1975 г. образовался Бельгийский национальный комитет солидарности с евреями в Советском Союзе, в который вошли и многие не евреи, в том числе члены правительства и депутаты обеих палат парламента (КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331 + 154–157; jewnet.ru).

Великобритания

В стране издавна функционируют различные сионистские и израильские организации, в том числе: Английская сионистская федерация; Английское движение алии; Еврейский национальный фонд; отделения всех сионистских партий и движений (объединенные с 1983 г. в Национальный сионистский совет); общества друзей Израиля; культурные, просветительские, молодежные, женские, спортивные ассоциации и клубы. Основным представительным органом британского еврейства остается Совет депутатов (Board of Deputies). Подавляющее большинство еврейских организаций страны стоит на произраильских позициях. В 1984 г. из 40 млн фунтов стерлингов, внесенных британскими евреями в виде пожертвований, 24 млн (60 %) получил Объединенный израильский призыв.

Из религиозных еврейских организаций Великобритании, ориентирующихся на сионизм, наиболее известны Объединенная синагога, Испанская и португальская еврейская конгрегация (сефардская); Федерация синагог (ультра-ортодоксы); Ассамблея традиционных синагог; Реформистская синагога Великобритании и т. д. Наряду с Board of Deputies есть еще одна головная организация — Еврейский совет общинных лидеров. Для защиты от возможных нападений еврейские общины создали Организацию общинной безопасности, что-то вроде бундовской еврейской самообороны в России. Она может мобилизовать около трех тысяч добровольцев. В Великобритании действуют также ВИЦО и широкая система организаций по сбору средств: Еврейская забота, Объединенный еврейский призыв, 46 % собираемых средств идет на поддержку различных израильских проектов. В Великобритании есть несколько еврейских музеев, Художественная галерея Бен Ури, где выставляют произведения израильских и еврейских художников. Самый большой научный центр по изучению иудаики в Европе — Центр изучения иудаики в Оксфорде. Центр публикует «Джорнал оф джуиш стадиз». Из газет наиболее известны «Джуиш кроникл» (Jewish Chronicle) — ее читают 75 % еврейского населения Великобритании — и еженедельная «Лондон джуиш ньюс», распространяемая бесплатно. (КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267; jewnet.ru).

Германия

Из 560 тысяч евреев, проживавших в Германии до прихода к власти нацистов, 300 тысяч эмигрировали до принятия «окончательного решения». 200 тысяч были уничтожены в гитлеровских лагерях смерти. Примерно 12 тысяч выжили в самой Германии, в основном благодаря смешанным бракам. Казалось бы, после Холокоста евреи в Германию не вернутся. Через год после окончания Второй мировой войны главный редактор газеты «Юдише рундшау», выходившей на немецком языке в Британской Палестине писал: «Остатки еврейских поселений в Германии должны быть рассеяны, как можно быстрее. Германия — это не место для евреев». Тем не менее, в наши дни еврейская община в Германии — третья по численности в Европе после Франции и Англии. По данным за 2007 г. — их около 200 тысяч человек, причем около 110 тысяч объединены в 104 еврейские общины. До недавнего времени почти 80 процентов евреев Германии были выходцами из СССР и говорили между собой по-русски[95].

В 1954 г. Всемирная сионистская организация восстановила свое представительство в Германии со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. В 1956 г. на 26-м конгрессе ВСО это представительство было признано официально. В Германии функционируют 86 еврейских общин. 49 % зарегистрированных в общинах — люди старше 50 лет, 16 % — старше 70. Основная общинная организация — Центральный совет евреев Германии со штаб-квартирой во Франкфурте. В 1999 г. его возглавил Пауль Шпигель. При нем в еврейской общине влияние сионистов ослабло, т. к. большинство евреев Германии, как и он, поддерживало Израиль, но не имело ни малейшего желания туда переселяться. До 60 процентов евреев Германии состоят в законном, либо гражданском браке с неевреями. Совет получает из федерального бюджета около 3 млн евро в год для развития еврейской общинной жизни. Еврейские общины получают также значительные суммы из федерального бюджета, земельных и городских бюджетов на развитие различных еврейских программ и на выплаты компенсаций жертвам Холокоста. Около 5000 членов насчитывает Союз прогрессивных евреев Германии, куда входят в основном сторонники ассимиляции. В 2001 г. в Берлине был открыт Еврейский музей, экспозиция которого рассказывает об истории евреев в Германии. В стране открыто много мемориалов, посвященных жертвам нацизма. В 2005 г. был открыт такой гигантский мемориал в Берлине[96].

Испания

Еврейские общины страны объединены в Федерацию еврейских общин Испании с центром в Мадриде. Действуют общинные центры в Мадриде и Барселоне, тесно связанные с синагогами. Иммигранты из Латинской Америки создали светские еврейские организации: группу «Круг размышления», Центр Б. Спинозы, выпускают журнал «Райсес». Действуют разные еврейские организации: ВРЩО, Бнай-Брит, Испанский совет еврейских женщин, Комитет поддержки дискриминируемых евреев и др. (КЕЭ, том 3, кол. 894–904; jewnet.ru).

Италия

В современной Италии активно действуют разные еврейские организации — международные и итальянские, в том числе ВРЩО, ОРТ, Керен ха-Иесод, Еврейский национальный фонд, Союз молодых сионистов, Итальянская еврейская молодежная национальная федерация, Итальянская сефардская федерация и другие. Существует система еврейского образования. В Италии функционирует ряд еврейских музеев, в том числе музей, расположенный в Большой синагоге Флоренции; Еврейский музей Рима; Музей еврейской общины Триеста имени Карло и Веры Вагнер; Еврейский музей Венеции, расположенный в бывшем венецианском гетто (КЕЭ, том 3, кол. 957– 968jewnet.ru).

Ирландия

Переписи показывают последовательное уменьшение еврейского населения. В основном евреи сосредоточены в Белфасте и Дублине. Численность еврейского населения продолжала сокращаться и в 1980–90-х гг. Так, в 1993 г в Ирландии жили 1300 евреев, в 1999 г — тысяча евреев. Основной еврейской организацией страны продолжает оставаться Еврейский представительный совет Ирландии. В стране функционируют филиалы Еврейского национального фонда, ВИЦО, а также местные объединения: Сионистский совет Ирландии, Общество друзей Еврейского университета, Федерация еврейских женских обществ и т. д. В Дублине действуют пять ортодоксальных синагог и одна синагога реформистского направления. В 1985 г. находившийся в Ирландии с визитом президент Израиля X. Герцог открыл Ирландский еврейский музей (КЕЭ, том 3, кол. 818–820.jewnet.ru).

Люксембург

В 1970 г. в Люксембурге жили 1200 евреев, в 2000 г. — 600 евреев. Главной еврейской организацией является Консистория. В Люксембурге имеются отделения Бнай Брит, Еврейского национального фонда, Керен ха-Иесод, ОРТ, ВИЦО. Действуют Союз еврейских женщин Люксембурга, Союз еврейской молодежи (КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003).

Нидерланды

В Нидерландах имеются отделения различных сионистских организаций (ВСО, ВИН, О, ВЕКОН и другие). Существует несколько организаций по борьбе с антисемитизмом и расизмом (среди них Фонд имени Анны Франк), Н, ентр документации и информации об Израиле. С 1967 г. в Амстердаме функционирует Академия иудаизма, созданная хасидами Хабада, в рамках которой действуют курсы истории и культуры еврейского народа. Издаются: еврейский исторический журнал «Студиа Розенталиана» (два раза в год), еврейский еженедельник «Ньеив исраэлитиш веекблад», орган сионистской организации «Йодше вахтер» (с 1905 г.). Функционируют более 30 синагог различных направлений (КЕЭ, том 5, кол. 706–717; jewnet.ru).

Норвегия

В Норвегии действуют Сионистская организация, ВИЦО, Бнай Брит. Около 400 человек, в большинстве израильтяне, проживают в Норвегии и не состоят в еврейских общинах. В Осло действует еврейская религиозная вечерняя школа. С 1992 г. выходит газета «Ха-Тиква». В 1997 г. в честь тысячелетней годовщины основания Тронхейма был открыт Еврейский музей в Тронхейме (КЕЭ, том 5, кол. 762–764).

Франция

К середине 1990-х гг. во Франции было несколько сотен сионистских и еврейских организаций, (некоторые из них насчитывали тысячи членов). В конце 1944 г., вскоре после освобождения Франции от фашистской оккупации, был создан Представительный совет французских евреев — центральная организация, которая должна была «защищать права еврейской общины во Франции и представлять интересы евреев Франции перед властями республики». В 1968 г. в совет входили 27 основных организаций французских евреев религиозной, сионистской, бундовской и даже коммунистической ориентации; к 1980 г. число таких организаций увеличилось до 50. В 1949 г. был создан Объединенный социальный еврейский фонд, который координирует и финансирует различные еврейские социальные, культурные и образовательные программы. Вскоре после окончания Шестидневной войны во Франции был создан филиал Объединенного еврейского призыва, который стал основной организацией по сбору средств для различных еврейских проектов во Франции и для Израиля. В 1982 г. его президентом стал барон Д. де Ротшильд (род. в 1942 г.). Во Франции расположены штаб-квартиры Европейского еврейского конгресса (европейский филиал ВЕК) и Верховной ложи Бнай Брит.

В начале XXI в. ведущими еврейскими организациями Франции были: Представительство еврейских учреждений во Франции (КРИФ; президент Р. Кукерман); Центральная консистория (глава — раввин Ж. Ситрук, переизбранный в 2001 г.); Объединенный социальный еврейский фонд. В феврале 2002 г. был принят закон, ужесточавший наказание за проявления антисемитизма. Создана специальная министерская комиссия во главе с премьер-министром, которая собирается один раз в месяц для обсуждения всех проявлений антисемитизма. Комиссия представляет свои рекомендации правительству. К началу 2004 г. число жандармов, охраняющих еврейские учреждения, школы, синагоги, кладбища, увеличилось на 1200 человек.

В 1992 г. в Лионе, в здании, в котором во время Второй мировой войны помещалось гестапо, был открыт Центр по изучению истории Сопротивления и депортации. Одно из крупнейших учреждений по увековечиванию памяти жертв Катастрофы и изучению современной истории евреев Франции — Центр современной еврейской документации, созданный в 1943 г. в условиях подполья в Гренобле. В 1992 г. было открыто новое здание центра, который включает в себя архив, библиотеку, мемориал памяти неизвестного еврея — жертвы Катастрофы. В 1998 г. в Париже в присутствии президента Франции Ж. Ширака и премьер-министра Л. Жоспена был открыт Еврейский музей истории и искусств в Маре, старинном еврейском квартале Париже.

С 1981 г. во Франции выходят в эфир передачи еврейского радио: в Париже, Ницце, Марселе, Лионе, Тулузе, Страсбурге и других городах. В 2004 г. в Париже функционировали четыре еврейские радиостанц

Наши рекомендации