Ситуативно-аналитические жанры

В следующую обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая), но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользуются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является понятие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы.

А различаются жанры этой группы масштабом анализируемой ситуации и глубиной ее анализа.

В комментарии,связанном с конкретным документом, выступлением политика, дается лишь первичный анализ возникшей ситуации. Это оперативный жанр, в распоряжении комментатора нередко – всего несколько часов. Он пишет прямо в очередной номер, обозначая своим сжатым текстом позицию газеты, ее отношение к предмету комментирования. Понятно, что успешно решить задачу, связанную с оперативным комментированием важного события, способен лишь эрудированный журналист, свободно владеющий необходимым для этого материалом. Поэтому подготовку комментария обычно поручают обозревателю – многоопытному работнику редакции – или корреспонденту одного из отделов редакции, специализирующемуся на теме, имеющей отношение к предмету комментирования. Комментарий обычно невелик по объему, деловит по стилю.

В корреспонденциианализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация. Она может быть связана с любой областью нашей жизни. Поэтому корреспонденция стала одним из излюбленных жанров публицистики в газетах. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможных его результатах.

Это определяет особенности структуры корреспонденции. Обычно она объединяет несколько фактов и их подробностей, связанных с рассматриваемой ситуацией и раскрывающих ее развитие. Если главным для автора становится сообщение о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, схожую с крупной заметкой. Но если он не ограничивается сообщением о возникновении ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция. Роль автора в ней возрастает, он выражает свое мнение о ситуации, которую описывает и анализирует. Ему приходится не ограничиваться ответами на известные нам вопросы: что произошло, где произошло, когда произошло, характерные для процесса подготовки газетных текстов в жанрах оперативной новостной информации, но и ответить на обязательные для него вопросы: почему произошло и почему возникла ситуация, о которой он сообщает?

В связи с этим возрастает значение и убедительность корреспонденции. Журналист стремится убедить читателя в своей правоте, аргументировать свое отношение к тому, что сообщает. Наилучшими аргументами для него являются факты, которые он приводит в своем тексте, логически соединяя их между собой.

Наибольшей глубины анализа журналист может достигнуть в статье.Предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. Заметим, однако, что и в статье, подготовка которой всегда ограничена небольшим временем, находящимся в распоряжении автора, публицистический анализ может вскрыть лишь некоторые причины и связи, приведшие к возникновению исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы. Работать как ученый, исследующий явление или ситуацию в течение месяцев, а то и лет, публицист не в состоянии, он вынужден закончить подготовку статьи в соответствии с планом ее публикации в определенном номере газеты.

В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. В советской печати почти все номера любой газеты обязательно открывались передовой статьей – она служила инструментом партийного руководства и влияния на массы. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре публицистики. Но если требуется, номер открывается первой статьей газеты.

Однако независимо от времени, находящегося в распоряжении журналиста, статья должна представлять собой результат достаточно серьезного осмысления исследуемой ситуации. Автор статьи – мыслитель. В основу своего текста он кладет определенную мысль, главную идею, которую проводит через всю статью. Рассматривая результаты своего анализа, предлагает концепцию – пути и методы оптимального разрешения связанной с определенной ситуацией проблемы. И стремится убедить читателя в обоснованности своей идеи, в своей правоте.

Поэтому в статье особую роль играет система аргументации, которую использует автор. Убедить читателя он может, лишь приводя аргументы, доказательства своей правоты. Лучшими аргументами являются факты – примеры, цифры, документы и т.п. Аргументами могут служить мнения авторитетных людей, аналогии с возникновением подобных ситуаций в прошлом, результаты научных исследований и пр. Значение подбора неопровержимых аргументов еще более повышается в полемической статье, автору которой приходится опровергать доводы его противника.

Цель статьи определяет особенности не только ее содержания, но также ее формы – построения и стиля. Нередко автор статьи начинает ее с характеристики исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы, излагает свою идею ее решения и затем обосновывает ее правоту, излагая результаты проведенного анализа. Но столь же часто используют и другой вариант: автор начинает статью с конкретного факта, яркого примера, эпизода, связанного с масштабной ситуацией, привлекшей его внимание. И затем переходит к ее характеристике, связанной с нею проблемы, изложению своей идеи ее решения. Но при самых разных вариантах построения статьи особое значение получает ее концовка. Здесь концентрируются главные выводы, к которым приходит журналист.

Для стиля статьи, в соответствии с ее целью, характерны точность формулировок, строгая последовательность в изложении мыслей автора, его идеи, связь с нею фактов, примеров, используемых в качестве доводов. Это не означает серости стиля статьи – в ней, если требуется, используют и яркое сравнение, литературный образ, иронию, микроинтервью. Но это – лишь дополнительные стилистические элементы, способствующие доказательности текста.

Комментарий, корреспонденция, статья – это всегда авторские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности личности автора, его способностей к анализу, умению ясно выражать и развивать свои мысли.

К ситуативно-аналитическим жанрам примыкают рецензияи обзор СМИ. Их объединяет особенность назначения и предмета отображения. Если корреспонденция и статья анализируют реальные конкретные ситуации и проблемы, то в рецензии и обзоре СМИ отображается уже отображенная действительность. Журналист посвящает свою рецензию литературному или научному произведению, автор которого уже показал кусок жизни, возникающих в ней ситуаций, проблем и процессов. Задача рецензента – оценить это произведение, его соответствие реальной действительности, его достоинства и недостатки.

Объект отображения в рецензии весьма широк, он охватывает политику и науку, литературу и искусство, предмет отображения – книга, литературные произведения и художественные произведения в различных видах искусства. В зависимости от специфики отображаемого произведения рецензент избирает различные виды рецензии. Газета может опубликовать научную рецензию, написанную по просьбе редакции ученым, оценивающим книгу, представляющую результаты научного исследования. Внимание рецензента могут привлечь мемуары государственного деятеля или работа крупного политика, размышляющего над особенностями процесса глобализации. Тогда газета напечатает политическую рецензию. Литературная рецензия будет посвящена новому роману или поэме, в музыкальной рецензии автор оценит достоинства концерта известного оркестра. Рецензия может быть посвящена новой выставке произведений художников и скульпторов в картинной галерее. Газеты охотно публикуют театральные и кинорецензии, авторы которых анализируют все стороны новых спектаклей и кинофильмов. Понятно, что тип издания и особенности его аудитории определят и обращение журналистов к тому или иному виду рецензии.

Поскольку рецензент высказывает свое мнение о книге или кинофильме, дает им оценку, возрастает его роль как автора текста в этом жанре и ответственность перед читателями. Ведь он стремится сформировать их отношение к рецензируемому произведению, дать им практический совет – прочитать книгу, посмотреть фильм или же не тратить на них время.

Но рецензия обращена не только к массовому читателю газеты. У нее несколько адресатов. Театральную рецензию кроме потенциальных зрителей спектакля обязательно прочитают его режиссер и артисты – исполнители ролей. Им важно, какие достоинства и недостатки спектакля подметил рецензент, как он оценил исполнение различных ролей. И одним из самых внимательных читателей рецензии будет драматург – автор пьесы, поставленной на сцене театра. Точно так же кинорецензия обращена к сценаристу, написавшему сценарий фильма, к кинорежиссеру, поставившему этот фильм, и исполнителям различных ролей в нем. У рецензии всегда несколько адресатов.

Понятно, что это обусловливает высокие требования, обращенные к автору рецензии. Первое из них – обеспечение объективности рецензии, справедливости оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемой книге или спектаклю. Он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в их оценке. Наряду с недостатками произведения полезно обнаружить и его достоинства. Это поспособствует убеждению читателя рецензии в объективности ее автора.

Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Как и в статье, автору рецензии приходится доказывать, обосновывать свое отношение к ее предмету. И здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, реплики исполнителей ролей в спектакле. Но главное – сравнение показанного в книге, кинофильме, произведении художника с реальной жизнью, доказательства ее правдивого отображения или ее искажения.

Эти требования выполнимы лишь при достаточной компетентности автора рецензии в той области науки, литературы, искусства, к которой относится рецензируемое произведение. Для того чтобы написать рецензию на новый роман писателя, надо иметь представление о всем его литературном творчестве. От автора театральной рецензии требуется знание не только произведений драматурга и репертуара театра, поставившего спектакль, но и истории театра в России и за ее рубежами. Музыкальную рецензию трудно написать человеку, не имеющему музыкального образования. А научную рецензию лучше всего напишет внередакционный автор – ученый, работающий в той же области науки, к которой относится научный труд. Этим объясняется стремление некоторых журналистов, постоянно выступающих в роли рецензентов на страницах крупных газет, к специализации в той области жизни, где возникают произведения, становящиеся предметом их рецензий.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Обоснованность критики обеспечивается не уничижительными оценками недостатков произведения, а показом его несоответствия реальной жизни. Это относится и к преувеличенной оценке достоинств произведения и таланта автора.

Обзор СМИкак жанр публицистики имеет много общего с рецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка произведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятельность целого средства массовой информации – газеты, журнала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в советские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение. Теперь к нему обращаются как средству полемики с другими СМИ, стоящими на иных позициях.

Иногда поводом для появления в газете такого обзора является появление в каком-либо печатном органе или на телеэкране неудачного, ошибочного произведения. Несравненно чаще газеты публикуют телевизионные обозрения, посвященные различным телепрограммам или деятельности целых телекомпаний и телеканалов. Подобные обозрения обращены как к телезрителям, так и к тележурналистам. Некоторые из них, как, например, еженедельные острокритические телеобозрения И. Петровской в газете «Известия», оказывали заметное влияние на формирование ряда телепрограмм и на журналистов, занятых их подготовкой.

Для подготовки обзора СМИ необходимо постоянное и достаточно длительное наблюдение за его объектом – газетой, журналом или телепрограммой, определение сферы их интересов, особенностей содержания, оформления и редакционной политики. Без этого трудно подготовить даже оперативный полемический обзор-отклик на выступление обозреваемого издания.

Обзор СМИ – форма перехода к жанру обозрения.У него есть специфические особенности – назначения текста, методов отображения действительности и получения информации. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. В зависимости от назначения текста избирают различные его формы – информационное или аналитическое обозрение. Первое лишь сообщает о фактах и событиях, произошедших в границах обозреваемого региона. Автор аналитического обозрения не ограничивается сообщением информации, но анализирует ее и делает определенные выводы. Он пользуется специфическим методом отображения жизни – ее панорамированием, как бы обозревая с высоты открывающуюся ему панораму событий. Сообразуясь со своей задачей, он обращается к различным видам жанра, создавая общее обозрение или выделяя из панорамы отдельные ее стороны. Тогда в газете появляется политическое или международное обозрение, экономическое, коммерческое, спортивное или военное. В зависимости от временного периода, к которому относится собранная информация, обозрение может быть недельным, месячным, квартальным и т.д.

Для подготовки обозрения его автору – штатному или нештатному обозревателю – приходится пользоваться различными методами сбора информации. Менее всего – наблюдением, постоянно – изучением документов, официальных материалов, статистических данных. Автор встречается с политиками, экономистами, специалистами, руководителями администрации и другими чиновниками, стремится получить у них нужную ему информацию, интересуется их мнением. Обычно это весьма объемная информация, самые разные по своему типу и назначению материалы – отчеты, доклады, публикации в прессе, тексты выступлений руководителей различных ведомств, результаты деятельности компаний, фирм, предприятий, организаций и т.п. Все это требуется прочитать, сопоставить, сравнить, подвергнуть всестороннему анализу и главное – сделать в итоге выводы. Обозреватель прежде всего – аналитик и затем – прогнозист. Он должен выявить и представить в своем тексте тенденции развития ситуаций в тех областях жизни общества и деятельности государства, которые становятся объектами его наблюдения, показать результаты этого развития и попытаться предсказать пути и методы решения проблем, встающих перед участниками этого процесса.

Для подготовки публикаций в этом жанре требуется время, иногда значительное. Но оно не бесконечно, обозреватель, как и любой журналист газеты, обязан представить свой текст к определенному сроку, в определенный номер. Не случайно обозрение считается одним из самых трудоемких жанров публицистики. И не случайно обозревателями становятся самые опытные и многознающие работники газеты. Выполнять свои обязанности им помогает специализация в определенной области жизни. Но если в редакции нет должности обозревателя, выполнять его обязанности должны быть готовы корреспонденты отраслевых или проблемных отделов – в соответствии с их тематической специализацией. А собственный корреспондент будет писать экономические или спортивные обозрения о своем регионе.

В зависимости от вида обозрения определяются особенности его формы и стиля. Информационное обозрение иногда сходно с крупной информационной корреспонденцией: в нем объединены факты, образующие панораму событий, происходивших в течение определенного периода в разных частях обозреваемого региона. Аналитическое обозрение более сходно с аналитической корреспонденцией или даже со статьей: автор не ограничивается сообщением информации о том, что произошло в обозреваемый период в границах определенного региона, а создает панораму возникшей ситуации и сосредоточивается на их анализе.

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ

Еще более усложняются характеристики эпистолярных жанров публицистики (от греч. epistola –послание). Они представляют собой разновидности письмавнередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы – представители всех социальных групп и слоев – могут просто сообщать редакции интересную, по их мнению, информацию о фактах, событиях и людях, просить помощи и советов, критиковать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жизни... Для письма как жанра характерна универсальность – объект и предмет отображения жизни в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личностность – отражение в нем личности автора, его характера, личного интереса – превращает его в человеческий документ в газете. Некоторые авторы писем в редакцию и не рассчитывают на их публикацию. Они просто советуются с журналистами, делятся с ними своими радостями и печалями. Такие – исповедальные письма тоже представляют интерес для редакции, позволяют ее работникам укреплять связи газеты с ее аудиторией. Но внимание журналистов привлекают, прежде всего, письма, в которых поднимаются вопросы и проблемы, представляющие общественный интерес.

Все это объясняет стремление многих выдающихся мыслителей – философов, писателей, ученых и государственных деятелей к использованию в своей деятельности этой жанровой формы. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, письма Чаадаева и Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина и Л. Толстого, послания Короленко Луначарскому с критикой советской власти и многие другие литературные и философские письма раскрывают широкие возможности использования этого жанра публицистики в самых разных областях общественной жизни.

Письмо стало одной из важнейших жанровых форм и в творчестве многих выдающихся публицистов. Объясняется это несколькими причинами. Одна из них – возможность обращения журналиста к широкой аудитории – в форме открытого письма из редакции. У такого письма имеется точный адрес, оно связано с конкретным фактом или ситуацией. Так, писатель Л. Жуховицкий обратился однажды в своем открытом письме, напечатанном в «Комсомольской правде» под названием «Храбрая трусость», к старшеклассникам одной из московских школ, побоявшимся защитить своих одноклассниц от хулиганов. Оно получило массу откликов. Но открытое письмо может быть написано и внередакционным автором или даже группой авторов и обращено к конкретному лицу – государственному деятелю, руководителю предприятия или другой организации. Коллективные письма, обращенные к президенту или председателю российского правительства – с призывами, просьбами или предложениями – нередко публикуют в наиболее влиятельных общенациональных газетах.

Опытные публицисты нередко придают своим корреспонденциям и статьям форму письма, стремясь усилить их воздействие на читателей. Так, Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях нашей страны. А Михаил Кольцов избрал форму письма для своего фельетона «Куриная слепота».

Обращение к жанровой форме письма объясняется и ее специфической способностью мимикрировать – как бы натягивать одежду почти любого другого жанра. Многие письма читателей в редакции сообщают о фактах и после небольшой правки публикуются как обычные информационные заметки. Некоторые, авторы которых пытаются разобраться в описываемых ими ситуациях, печатают наряду с другими корреспонденциями. Иногда развернутое письмо, автор которого ставит актуальную проблему, после редактирования помещают в газете как проблемную статью, а отклик читателя на новый кинофильм как кинорецензию. Но всегда такой текст сохраняет личностность письма.

Наши рекомендации