Дополнительные типологические факторы
Кроме цели выпуска газеты и особенностей ее читательской аудитории, определяющих типологический облик издания, на него воздействуют и дополнительные факторы. Это прежде всего территориальная характеристика – размещение и размеры региона распространения газеты, территории, где находятся ее читатели.
В соответствии с этой характеристикой наши газеты разделяются на общероссийские (общефедеральные), региональные – республиканские, краевые, областные, окружные, межрегиональные, городские, районные и газеты коллективов.
Общероссийская газета по идее распространяется по всей территории Российской Федерации. В советский период истории нашей страны к таким газетам относились «Правда», «Известия», «Труд», позже – еженедельник «Аргументы и факты». Сейчас некоторые из них продолжают гордо называть себя общенациональными или всероссийскими. Однако в действительности в настоящее время таких газет в России нет. Даже «Комсомольскую правду», «Труд» или «Аргументы и факты» с их миллионными тиражами читают лишь в части регионов страны. Редакции некоторых из этих газет стремятся увеличить ареал их распространения, подготавливая свои вкладки в местные региональные издания, но эта замена оказывается неадекватной.
Количество региональных газет быстро возросло: в каждом крупном краевом, областном или республиканском центре сейчас выходят несколько таких изданий, конкурирующих между собой. Некоторые из них – «Красноярский рабочий», екатеринбургский «Уральский рабочий», казанские «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» и др. – действительно выпускаются высокими тиражами и распространяются по всему региону, другие же имеют ограниченную аудиторию лишь на части его территории. Вместе с тем некоторые из региональных газет со временем становятся межрегиональными изданиями, их читают в нескольких соседних регионах Поволжья или Западной Сибири.
Быстро возросло количество городских газет, которые стали в последние годы основным типом печатных периодических изданий, к ним обращаются жители городов в поисках информации о местной жизни. Они издаются различными, иногда достаточно высокими тиражами, их нередко читают и жители близлежащих районов, и они конкурируют с региональными газетами. К ним примыкают районные газеты, которые обычно не выходят за границы территории своих районов и остаются для многих их жителей, наряду с телевидением и радио, главным и привычным источником информации.
Наконец, во многих трудовых, учебных и научных коллективах продолжают выходить малыми тиражами небольшие низовые газеты (прежде их называли многотиражками), которые распространяются лишь на территории такого коллектива в ограниченной аудитории и остаются для его руководителей средством управления.
Территориальный фактор серьезно влияет на содержательно-тематическую модель газеты, на систему ее рубрик, на формы работы редакции с читателями, не говоря уже о методах распространения издания.
Не меньшее значение для определения типологических особенностей газеты имеет и временной фактор. Это, прежде всего время выхода газеты в свет и ее поступления к читателю. Большую часть нашей газетной периодики составляют утренние газеты. Лишь в некоторых крупных городах – столицах, республиканских, краевых и областных центрах выходят вечерние газеты. Очень редко, лишь в особых ситуациях, связанных с сенсационными событиями, редакции печатают дополнительные спецвыпуски (обращение к этому методу информирования читателей широко практикуется редакциями крупных газет в Европе и США, но не используется нашей прессой, очевидно, из-за ее ограниченных финансовых возможностей).
Время выхода газеты в свет ощутимо влияет на содержание и тематику ее публикаций, на организацию работы редакции и ее журналистов. Если большинство утренних качественных и многих массовых газет представляет собой информационно-аналитические издания, то вечерние газеты, как правило, дают читателям новостную информацию и резко снижают уровень аналитичности своих материалов. Соответственно этому изменяется и жанровая система публикаций в этих газетах, и структура редакции, состав и обязанности ее журналистов.
Временной фактор выявляет себя и в определении периодичности выхода газеты. В настоящее время в России нет ежедневных газет (в советские годы только две газеты – «Известия» и «Правда» – выходили ежедневно). Ежедневными сейчас называют газеты, выходящие пять раз в неделю. Это большинство столичных утренних и вечерних изданий, ежедневные крупные региональные – республиканские, краевые и областные издания. Лишь некоторые редакции пытаются преодолеть это ограничение, выпуская ограниченным тиражом воскресный номер («МК-Воскресенье»). Пять раз в неделю читатели получают и крупные городские газеты. Однако большинство редакций региональных и городских газет увеличивает интервалы между выходом их номеров, издавая их четыре-три-два раза в неделю. Районные газеты обычно выходят один раз в неделю, лишь некоторые могут обеспечить выпуск Двух номеров еженедельно. Еженедельниками стали и большинство деловых, спортивных и других специализированных газетных изданий.
Иногда в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий – открытием выставки, проведением конференции и т.п. – выпускают разовые газеты, распространяя их среди участников мероприятия. Однако в последнее время в системе газетной периодики появились новые, прежде неизвестные типы изданий. Например, газеты с двухнедельной, месячной и даже со свободной периодичностью выхода. В последнем случае выпуск такой газеты зависит лишь от накопления в редакции средств для подготовки и печатания очередного номера. Понятно, что она теряет важнейшее качество газеты как периодического издания – оперативность информирования ее читателей.
На типологический облик газеты влияют и такие факторы, как характеристики ее номера, в частности его формат и объем. Не случайно, говоря о газете, замечают, что это крупноформатное или малоформатное издание. В настоящее время в российской периодике используют несколько стандартных форматов газеты – А2, A3 и А4 (подробнее о выпуске газетного номера см. главы части IV нашей книги). Большинство общероссийских, региональных и городских общественно-политических газет выходит в большом формате А2. Районные газеты, еженедельники газетного типа, как правило, выходят малым форматом A3. К еще меньшему формату А4 прибегают редко – в приложениях к газетам, при издании детских газет, иногда в многополосных еженедельниках.
Формат газеты влияет на объем ее номера. При формате А2 в номере газеты ограничивают количество его полос. Редакции большинства общественно-политических газет – региональных, городских утренних и вечерних, многих общенациональных изданий, выходящих в формате А2, ограничивают объем номера четырьмя – шестью полосами. Лишь несколько крупных ежедневных столичных газет – «Известия», «Коммерсант», «Время новостей» и некоторые другие увеличивают объем номера до 8–12 и даже 16 полос, иногда разделяя номер на две тетрадки. С уменьшением формата газеты возрастает возможность увеличения объема ее номера. Этим часто пользуются в еженедельниках разного типа, где объем номера нередко возрастает до 16 и даже, как в «Московских новостях» и «Аргументах и фактах», до 24 полос и более. Это предоставляет их журналистам возможность разработать рациональную и достаточно жесткую содержательно-тематическую модель номера.
К уменьшению формата номера и соответственно увеличению его объема иногда прибегают и редакции крупноформатных изданий. Так делают, например, в «Труде» и «Комсомольской правде», подготавливая к выпуску свои «толстушки» – пятничные номера газет.