Особенности производственного менеджмента
В нем учитывают все элементы процесса подготовки и выпуска, производства продукции редакции: место и роль его участников, условия этого процесса, связанные с ним расходы, предпосылки достижения наибольшей эффективности, возможности экономии материалов, сил и средств и др.
Разумеется, важнейшее значение при этом приобретает формирование коллектива творческих работников – журналистов, определение его размеров, состава и структуры, организация его работы. Все это требует немалых усилий и еще больших расходов. Их объем зависит от ситуации на рынке журналистского труда, от имиджа газеты, от возможностей редакции оплаты труда ее работников и от множества других факторов. В зависимости от типа газеты, ее объема, периодичности ее выхода главный редактор определяет минимальное количество штатных творческих работников редакции, которые могут обеспечить выпуск газеты, удовлетворяющей запросы аудитории и способной увеличить ее. Их количество он может уменьшить, привлекая нештатников, – это позволит снизить расходы редакции на зарплату журналистам. Но в каждой редакции существует предел уменьшения количества ее журналистов без снижения уровня газеты.
В систему редакционного менеджмента входит проведение определенной кадровой политики редакции. Она осуществляется под руководством главного редактора газеты, который является работодателем, принимающим решение о приеме на работу нового сотрудника или об отказе ему. В некоторых крупных редакциях главному редактору в реализации кадровой политики помогает менеджер по персоналу. Кадровые вопросы, связанные с приемом новых работников в редакцию, перемещением сотрудников внутри коллектива или их увольнением, нередко обсуждают на редакционной коллегии газеты, где вырабатывают общее мнение по конкретному вопросу, окончательное же решение принимает главный редактор.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ с творческими работниками средств массовой информации по инициативе работодателя либо работника может заключаться срочный трудовой договор. Такой договор заключается на определенный срок не более пяти лет. Однако если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Варьируя формы трудового договора, работодатель – главный редактор может стремиться закрепить в редакции ценного работника, заключая с ним договор на неопределенный срок или не расторгая первоначальный срочный трудовой договор с ним в связи с истечением его срока. Тогда договор считается заключенным на неопределенный срок. И наоборот, принимая нового сотрудника, работодатель может заключить с ним трудовой договор на ограниченный срок – на год или полугодие, чтобы проверить в деле его способности и возможности. Такой договор становится в руках работодателя мощным средством воздействия на журналиста, управления им и, заметим, ограничения свободы его деятельности.
Разумеется, журналист газетной редакции получил в результате преобразования общества в России несравненно большую свободу для своей творческой деятельности. Для него более не существует политической цензуры Главлита, тематических, территориальных и должностных запретов и ограничений. Однако со временем выяснилось, что в условиях рыночной экономики на место прежней государственной цензуры встала экономическая цензура – не менее требовательная и жесткая. Редакционные производственные менеджеры внимательно контролируют тематику и содержание газетных публикаций, приводя их в соответствие с экономическими, финансовыми интересами редакции и владельца газеты. Журналист получил в соответствии с законом о СМИ немалые новые права на сбор информации и ее использование, но и его главный редактор получил новые широкие права в процессе производственного менеджмента корректировать и ограничивать деятельность своего сотрудника, если она может наносить ущерб экономике газеты. Требования к журналисту стали более жесткими – к его профессионализму, способностям и работоспособности.
Заметим, что если главный редактор газеты сам является наемным менеджером, то работодатель – учредитель или владелец газеты заключает с ним срочный трудовой договор. То же относится и к заместителю главного редактора и главному бухгалтеру редакции.
Вместе с учредителем и менеджером редакции – коммерческим директором определяют систему оплаты труда журналистов. В большинстве отечественных газетных редакций традиционно используют систему повременно-сдельной оплаты труда журналиста, которая состоит из помесячной зарплаты и гонорара за его публикации. В некоторых богатых редакциях к этому прибавляют третий элемент системы – регулярные премии, которые нередко превышают размер зарплаты. Реже выбирают другую популярную на Западе систему, отказываясь от гонораров и выплачивая журналисту лишь повышенную зарплату. Наконец, стремясь интенсифицировать труд журналистов редакции, иногда отказываются от выплаты им зарплаты и ограничиваются лишь гонорарами за публикации – как нештатникам. Впрочем, к последней системе прибегают крайне редко, когда руководителям редакции приходится спешно ликвидировать возникший финансовый дефицит.
Оплата труда работников редакции – не только журналистов, но и технических и коммерческих сотрудников – составляет одну из крупнейших расходных статей редакционного бюджета.
Бюджетирование – формирование бюджета редакции и разрабатываемого на его основе в бухгалтерии баланса, показывающего соответствие реальных расходов редакции расходным статьям бюджета, – важнейший инструмент редакционного менеджмента. Бюджет показывает руководителям редакции что находится в их распоряжении, какие средства они смогут использовать в течение определенного периода – финансового года – для обеспечения работы редакции и выпуска газеты.
Как и бюджет любого предприятия или организации, редакционный бюджет состоит из двух частей – расходной и доходной. В расходную часть бюджета входит ряд статей, содержание которых обеспечивает повседневную деятельность творческих – журналистских и технических подразделений редакции. К этим так называемым общередакционным расходам относятся средства, входящие в фонд оплаты труда, фонд материального поощрения и фонд социального развития. К ним присоединяются расходы, связанные с оплатой командировочных, использованием средств связи – телефонов, факсов, Интернета, переписки и др. Отдельную статью составляют транспортные расходы – за содержание автомашин, их заправку и парковку. Немалые средства уходят на покупку расходных материалов, необходимых для повседневной работы сотрудников редакции, – бумаги, использования фотоаппаратуры, ксероксов и другой техники.
Значительную часть общередакционных расходов составляют отчисления издательству, с которым связана редакция. Если она не владеет зданием или помещениями, в которых размещается, то вынуждена платить крупные суммы за их аренду, а также за использование мебели и технических средств, не принадлежащих ей, оплачивать электроэнергию. Если же редакция является владельцем ее помещений, мебели и оборудования, ей приходится выплачивать амортизационные расходы.
Все более возрастает значение расходной статьи бюджета, связанной со страхованием жизни журналистов. Выезжая в командировки в Чечню, Ингушетию и другие республики Северного Кавказа, в страны так называемого ближнего зарубежья, где происходят межнациональные и межрелигиозные столкновения, они подвергаются серьезной опасности. Ежегодно в таких поездках гибнут несколько журналистов российских СМИ, еще больше возвращаются, получив ранения и серьезные травмы. Значение этой расходной статьи редакционного бюджета возрастает в процессе производственного менеджмента.
Главному редактору и другим творческим менеджерам редакции приходится регулировать не только величину и состав коллектива, но и расстановку его работников. Наибольшей эффективности работы журналиста можно добиться, если он будет находиться на том месте, на той должности, которая в полной мере соответствует его профессиональной квалификации, творческим возможностям, способностям и интересам. Когда он окажется «на своем месте», он сможет работать в полную силу, принося редакции наибольшую пользу. Это выгодно экономически. Добиться такой оптимальной расстановки работников редакции – одна из целей производственного менеджмента.
Это имеет немалое значение и для формирования определенного имиджа газеты и ее журналистов. Имидж – устойчивый образ газеты, который складывается у ее читателей на протяжении длительного времени. Он связан с особенностями тематики и содержания публикаций газеты, ее дизайна – иллюстрирования и оформления. И в немалой степени от имиджа ее известных журналистов. О газете судят и по тому, кто в ней выступает. От этого во многом зависит ее популярность и конкурентоспособность на рынке периодических изданий. Руководители редакции учитывают имидж своих журналистов в процессе производственного, творческого менеджмента, стараясь использовать его для достижения наибольшего экономического эффекта.
Поэтому все большее экономическое значение получают проблемы, связанные с этической стороной творческой, производственной деятельности журналистов. При формировании имиджа газеты возрастает роль его составляющей – ее этического имиджа. Главному редактору и другим менеджерам редакции приходится контролировать соблюдение ее сотрудниками норм профессиональной журналистской этики. Ведь читатели судят о газете не только по содержанию и оформлению ее материалов, но и по ее отношению к нравственным нормам, принятым в обществе. Конечно, этический уровень газеты в немалой степени соответствует этическому уровню её аудитории: бульварное издание предназначается для читателей, которые ищут в нем, прежде всего криминальных и безнравственных сенсаций, качественная же газета этого избегает. Однако имидж издания не должен опускаться ниже определенной границы – общепринятых нравственных норм межчеловеческих отношений. В противном случае газета многое потеряет – не только в своем имидже. Это может привести к потере значительной части ее читательской аудитории и к прямым убыткам – необходимости публикации опровержений и крупным денежным выплатам по судебным приговорам в пользу лиц, посчитавших публикации газеты посягательством на их честь и достоинство.
Процесс производственного менеджмента конкретизируется с использованием системы различных методов управления творческим коллективом (см. гл. 11) и в ходе бизнес-планирования работы творческих и технических подразделений редакции. Это одно из важнейших направлений производственного менеджмента редакции. Он органично связан с ее экономическим, финансовым менеджментом.