Вклад в формирование прибыли на единицу мощности
Ключевым понятием на рис. 15.15 является мощность оборудования, используемая для выпуска продукции. Предположим, что это оборудование (после вычета времени на переналадки, обслуживание и тому подобные операции) может работать в год 2000 ч. Также предположим, что в течение этих часов оборудование выпускает рассматриваемые виды продукции. Можно ли увеличить результативность использования этого оборудования?
Начнем анализ с определения, какая часть машинного времени (эквивалент мощности) затрачивается на выпуск каждого вида продукции, а затем соотнесем доли общей мощности с долями валовой прибыли в продажах по каждому выпускаемому продукту.
Продукт А
Для производства единицы продукта А требуется 10 ч работы оборудования, а вклад в формирование прибыли при продаже этой единицы равен 1500 долл. Следовательно, вклад в формирование прибыли на единицу мощности для этого продукта равен 150 долл./ч. Если оборудование в течение года (2000 ч) будет выпускать только продукцию типа А, то максимальный вклад в формирование прибыли от произведенной продукции составит 300 тыс. долл. (150 долл./ ч х 2000 ч = 300 000 долл.).
Продукт Б
Для производства единицы продукта Б требуется 4 ч работы оборудования, а вклад в формирование прибыли при продаже этой единицы равен 1000 долл. Следовательно, для этого продукта вклад на единицу мощности равен 250 долл./ч. Если оборудование в течение года будет выпускать только продукцию типа Б, то максимальный вклад в формирование прибыли от произведенной продукции составит 500 тыс. долл. (250 долл./ч х х 2000 ч = 500 000 долл.).
Таким образом, в этом случае выпуск продукта Б для компании более выгоден, чем продукта А, хотя коэффициент вклада в формирование прибыли у Б ниже, чем у А.
Однако следует помнить, что этот этап обоснования принятия решения о виде продукции выходит на первый план только тогда, когда используемое оборудование работает на полную мощность, за которую начинается конкуренция между выпускаемыми видами продукции. В этом случае вклад в формирование прибыли может быть максимизирован, а значит, и прибыль, если начнут выпускаться те продукты, у которых не самый высокий коэффициент вклада в формирование прибыли, а самый высокий вклад в прибыль на единицу мощности.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 247
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В данном случае мы говорим о мощности как о редком, ограничивающем ресурсе. Однако максимизация прибыли через отыскание максимального коэффициента вклада в формирование прибыли на единицу мощности — частный случай более общего подхода, который, как уже говорилось, называется максимизацией вклада в формирование прибыли на единицу ограничивающего фактора. В качестве такого дефицитного ресурса чаще других выступает время работы оборудования, но могут быть и другие ресурсы: сырье, оборотные средства и т. д.
Если не учитывать указанной особенности анализа при полностью задействованной мощности, легко можно выбрать не самый оптимальный вариант комбинации видов выпускаемой продукции.
ИТОГИ
Для того чтобы менеджер получал высокие показатели прибыли, он должен уметь:
• различать постоянные и переменные издержки;
• определять вклад в формирование прибыли от каждой группы выпус
каемой продукции;
• целенаправленно концентрировать сбыт в товарно-рыночных секторах
с высокими показателями вклада в формирование прибыли;
• определять виды продукции с наивысшим коэффициентом вклада в
формирование прибыли на единицу мощности, если наблюдается не
хватка производственных мощностей в соответствующих товарно-ры
ночных секторах.
Глава 16 Инвестиционные
Показатели
Введение ♦ Оценка проекта и основные
проблемы ♦ Основные шаги решения проблем
оценки проекта ♦ Приведенная стоимость
при оценке проекта ♦ Внутренняя норма
доходности при оценке проекта ♦ Итоги
Специальная направленность искусных инвестиций
должна заключаться в том, чтобы противостоять
неблагоприятным процессам и неопределенности,
которыми насыщено наше будущее.
ДЖОН МЕЙНАРД КЕЙНС (1883 — 1946)
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
В |
этой главе подробно рассмотрена проблема доходности инвестиций, которые осуществляются в компании. Понятно, что доходность должна быть не ниже, чем ожидают инвесторы, если, конечно, компания хочет сохранить прочное положение на рынке и не утратить части стоимости.
Одна из важнейших функций менеджеров — планирование будущей деятельности компании таким образом, чтобы она обеспечила требуемый уровень доходности. Это необходимо и для привлечения новых инвестиций, так как часто без этого менеджменту не удается обеспечить прибыль в нужном объеме. Поэтому в анализе инвестиционных проектов нужны соответствующие методы оценки, чтобы из конкурирующих инвестиций выбрать те, которые позволят обеспечить требуемый уровень доходности.
За многие годы были отработаны разные способы и приемы оценки инвестиционных проектов. Одним из них, который прошел проверку временем и остается до сих пор в арсенале менеджеров, является показатель окупаемости. Если выразить его сущность очень кратко, окупаемость — это число лет, за которые компания получит от проекта прибыль, равную вложениям в него. Этот показатель полезен для оценки характеристики проекта. Однако такой вариант не является математически обоснованным. Следует также указать, что некоторые бухгалтерские показатели, применяемые иногда в проектном анализе, столь же небесспорны.
В этой главе рассматриваются обоснованные и проверенные приемы, при помощи которых крупнейшие компании мира принимают решения, связанные с инвестициями. Здесь даны различные показатели и коэффициенты, которые доказали свою эффективность при отборе и ранжировании инвестиционных проектов.