Рост за счет самофинансирования: международные стандарты
На рис. 14.7 показаны две диаграммы, имеющие отношение к рассматриваемым показателям применительно к разным странам.
Рисунок 14.7,а построен по результатам исследования ведущих компаний Великобритании, проведенного в 1990 г., рис. 14.7,5 показывает результаты современных исследований.
Из обоих диаграмм видно, что крупнейшим компаниям мира удается поддерживать стабильно достаточно высокий рост порядка 12%. Это очень высокий показатель. Если учесть, что темпы инфляции составляли 3-4%, то реальные темпы роста этих компаний находятся в пределах 8-9%. А если у некоторых из них этот показатель меньше, это означает, что они просто накапливают денежные средства.
Если принять во внимание, что в стабильной экономической ситуации в долгосрочном плане рост в 4% считается максимальным, то можно полагать, что рассматриваемые компании в значительной степени опережают основную массу субъектов, действующих в экономике. Может быть, это позволяет понять, почему так часто многие из этих лидеров занимаются поглощением других экономических структур. Однако практика показывает, что поскольку эти компании имеют очень высокую доходность, им трудно найти подходящие объекты для поглощения, приобретение которых не снизило бы значительно хорошие показатели их деятельности.
Для таких прибыльных компаний существует еще один способ инвестирования денежных средств — выкуп собственных акцийна финансовом рынке. Именно это (процесс, который кажется некоторым специалистам не очень понятным) и наблюдается в последнее время в достаточно больших масштабах.
Глава 14. РОСТ КОМПАНИИ 213
Часть IV. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ
ПРЕДПОСЫЛКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПОГЛОЩЕНИЙ
Многие группы, чтобы поддержать или увеличить темп роста материнских структур, поглощают быстрорастущие компании. При рассмотрении целесообразности поглощения или присоединения той или иной структуры на первое место выходят характеристики потока денежных средств.
Так, для дочерней компании, которой для ведения операционной деятельности необходимы большие активы и которая растет очень быстро, требуется и соответствующее финансирование, чтобы поддерживать финансовое положение в нормальном состоянии. Если прибыли у нее высокие, то она может осуществлять такое финансирование за счет собственных средств. Но если ее прибыли средние, а тем более низкие, то приходится рассчитывать на подпитку со стороны родительской структуры. Общие издержки на такую компанию за несколько лет могут во много раз превысить первоначальные затраты на ее поглощение.
Самым выгодным бизнесом, который лучше всего приобретать, является тот, который и быстро растет, и имеет высокие прибыли. И наоборот, неудачное приобретение будет в том случае, если компания и медленно растет, и приносит низкие прибыли. Сама по себе такая компания стоит мало, однако не это самое опасное. Самый плохой вариант, когда сочетаются высокие темпы роста и низкие прибыли. А если к тому же у такой компании высокий коэффициент активы к выручке, то такое приобретение становится бомбой замедленного действия, грозящей приобретателю временно отложенной финансовой катастрофой.
Часть V
ПРИНЯТИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Глава 15
Соотношения издержек, объемов реализации и прибыли
Введение ♦ Пример анализа расходов ♦
Вклад в формирование прибыли ♦
Точка безубыточности ♦ Коэффициент вклада
в формирование прибыли ♦ Итоги
Если ваш годовой доход равен двадцати фунтам
стерлингов, а годовые расходы девятнадцать
фунтов, девятнадцать шиллингов и шесть пенсов,
то результатом такой деятельности станет
ваша нищета.
Чарльз Диккенс (1812— 1870)
(через своего персонажа — мистера Микобера)
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
В |
есь материал, который мы рассмотрели, касался компании как единой коммерческой единицы. Эта глава посвящена отдельным составляющим. Конечно, даже в небольшой компании обычно выпускается множество различной продукции. Можно представить себе любой бизнес так, что производство каждого вида отдельной продукции в нем — это как бы небольшой бизнес, характеризующийся своими доходами и расходами.
Динамика внутренних операционных показателей этих подразделений может быть порой запутанной. Чтобы в ней разобраться и научиться принимать соответствующие решения, касающиеся подразделений компании, воспользуемся управленческим учетом. Наша цель — получить полную сумму расходов для каждого вида продукции, выяснить, какова создаваемая этим производством прибыль, как устанавливаются цены. Однако в полном объеме нам редко удается решить эту непростую задачу из-за побочных проблем. Цена, которую мы хотели бы установить на нашу продукцию, обычно процентов на десять выше той, с которой на рынок вышли конкуренты. Поэтому руководство постоянно требует снижать расходы и готовую продукцию продавать по цене, равной или ниже показателя расходов на нее.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 217
Каким образом можно получить прибыль в таких тяжелых для бизнеса условиях? Не ждите ответа, содержащего магическую формулу успеха. Все, что мы можем сейчас сделать в отношении учета затрат, — отнюдь не показать механизм установления цены готовой продукции, а выявить те области, в которых получение прибыли возможно. А это означает понимание динамики расходов, их изменение при варьировании тех или иных переменных, в частности цены готовой продукции, объема выпуска и сбыта продукции, а также ее ассортимента.
Выше уже говорилось, что модель управления эффективностью компании, которой удобно пользоваться для рассмотрения и анализа общей картины бизнеса, не годится для более высокой степени детализации. Однако именно на нижних и промежуточных "этажах" бизнеса как раз чаще всего и делается прибыль и(или) образуются убытки. На этом же уровне принимаются и повседневные решения, касающиеся того, какую цену установить за ту или иную продукцию, принять или отвергнуть цену поставщика, сколько комиссионных и как платить специалистам по сбыту и множество других, от которых в значительной степени зависит конечный успех или провал компании.
Для того чтобы менеджеры могли обоснованно принимать подобные решения, они каждый месяц получают специальные отчеты. Однако способ, при помощи которого они получают нужную им информацию, часто им не подходит. Например, издержки могут классифицироваться по таким критериям, что менеджер может оказаться в затруднительном положении, оценивая их изменения в альтернативных вариантах событий.
В этой главе приведена серия расчетов, пользуясь которыми менеджеры смогут обойти трудности указанного рода и многие другие. Будут описаны основные полезные и интересные механизмы. Далее мы покажем на примерах, как они работают и какие результаты можно достичь с их помощью.
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПРИМЕР АНАЛИЗА РАСХОДОВ
На рис. 15.1 показан бюджет компании Lawnmowers Ltd. Мы воспользуемся ее показателями для иллюстрации некоторых основополагающих аспектов бизнеса, связанных с динамикой расходов. Приведенные цифры преднамеренно округлены, чтобы они быстрее запоминались: это облегчит понимание приводимых подходов. Пользуясь ими, произведем множество различных вычислений.
Основные данные компании:
. компания выпускает только один вид продукции, который продается по цене 200 долл. за штуку;
• компания планирует выпустить и продать в будущем году 1000 единиц
продукции, получив от каждой из них 20 долл. прибыли;
• общие расходы, связанные с выпуском единицы продукции, состоят из
отдельных составляющих, которые представлены на рис. 15.1.
Начнем со следующего примера. Крупный партнер — компания, занимающаяся розничной торговлей, готова приобрести 200 дополнительных единиц продукции компании Lawnmowers Ltd по цене 160 долл. Менеджер по сбыту компании оказался перед дилеммой: сможет ли компания продать заказчику указанное количество продукции по цене, которая ниже расчетных совокупных расходов на единицу, и при этом получить прибыль? (Конечно, маркетинговые подходы по реализации продукции по пониженным ценам очень важны, но в рамках рассматриваемой нами задачи мы будем их игнорировать, оставив только финансовую сторону проблемы.)
Из предыдущего опыта известно, что совокупные расходы, показанные в бюджете, скорее всего изменятся, если изменится число единиц продукции, на основании которого делались прогнозные расчеты. Поэтому менеджер может провести такие расчеты заново, добавив к первоначальной цифре еще 200 единиц продукции. В результате этого, может быть, удастся найти выход из создавшегося тупика.
Конечно, общее решение возникшей задачи можно найти, если воспользоваться повторным вычислением расходов на единицу продукции, однако таким образом не удастся отыскать ту минимальную цену, которую можно назначить на продукцию, чтобы получить прибыль на конкурентном рынке. Кроме того, предложенным подходом воспользоваться трудно, если надо сделать выбор в условиях множества возможных цен при широком диапазоне возможных ситуаций сбыта продукции.
Ниже показан другой, более универсальный способ вычислений.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 219
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 221 |
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Классификация издержек
Из множества возможных классификаций расходов, которыми может воспользоваться компания, может быть, самой полезной для принятия менеджерами решений является та, которая построена на динамике издержек в зависимости от изменения объемов реализации. В хорошо известной классификации применяются следующие составляющие:
• постоянные издержки— это затраты, величина которых не зависит от
количества выпускаемой продукции (их примером служит аренда про
изводственных помещений: величина этого платежа не меняется при
изменении выпуска продукции, например на 10%, причем ни при уве
личении, ни при снижении);
• переменные издержки— затраты, величина которых прямо связана с
объемом выпускаемой продукции (например, расходы на материалы,
используемые для производства продукции, прямо пропорциональны
объему ее выпуска).
При этом существует интересный парадокс: подлинные переменные издержки являются в конце концов фиксированной величиной при пересчете на единицу продукции, независимой от объема ее выпуска. С другой стороны, постоянные издержки на единицу продукции снижаются при увеличении объема выпуска этой продукции.
На практике, однако, очень мало, если вообще есть, видов расходов, которые действительно можно считать чисто постоянными или чисто переменными издержками, если говорить о полном диапазоне возможных объемов выпуска продукции. Однако, чтобы сделать приемы анализа, которые здесь рассмотрены, более понятными, прибегнем к ряду допущений. Для компании Lawnmowers Ltd постоянные и переменные издержки показаны на рис. 15.2.
К переменным издержкам относятся
• расходы н'а материал;
• расходы на персонал.
(Фактически, однако, если расходы на основные материалы действительно почти всегда являются переменными, заработная плата основного персонала скорее является постоянными издержками.)
Считается, что к постоянным издержкам относятся:
• расходы на управление;
• расходы на сбыт.
(Из этих допущений следует, что указанные здесь величины не будут меняться при любых изменениях объема выпуска продукции.)*
Соответственно в нашем примере переменные и постоянные издержки равны 120 и 60 долл. Вместе это составляет 180 долл. Обратите внимание, что менеджер должен решить, следует ли принять предложение партнера о продаже ему 200 дополнительных единиц продукции по цене 160 долл. за каждую или от него отказаться.
* Точнее говоря, постоянные издержки остаются неизменными при изменении объемов выпуска и сбыта в пределах определенного коридора или ряда значений. Рост выпуска и сбыта за эти границы потребует существенных инвестиций в долгосрочные активы, что приведет к одноразовому изменению группы затрат, называемых постоянными. — Прим. научн. ред.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 223 |
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Разделение издержек на постоянные и переменные позволяет подойти по-другому к издержкам на единицу продукции. На рис. 15.3 показаны два различных подхода к их учету:
• через совокупные расходы (традиционный подход);
• методом вклада в формирование прибыли (contribution).
При традиционном подходе сбытовая цена единицы в 200 долл. складывается из:
• переменных издержек — 120 долл.;
• постоянных издержек — 60 долл.;
. прибыли — 20 долл.
При использовании альтернативного подхода сбытовая цена единицы в 200 долл. складывается из:
• переменных издержек — 120 долл.;
• вклада в формирование прибыли — 80 долл.
Таким образом, вклад в формирование прибыли* является эквивалентом суммы постоянных издержек и прибыли, соответственно 60 и 20 долл. В этом случае из расчета убирается самостоятельный показатель постоянных издержек.
Поток денежных средств
и вклад в формирование прибыли
Вклад в формирование прибыли в 80 долл. равен постоянным издержкам в 60 долл. и прибыли в 20 долл. Та же самая цифра получится, если из цены в 200 долл. вычесть значение переменных издержек в 120 долл. Вторым приемом на практике пользуются чаще.
Из полученных значений выведем показатели, касающиеся потока денежных средств. Каждая дополнительная единица продукции, проданная по плановой цене, заложенной в бюджет, приводит к увеличению притока денежных средств в компанию на 200 долл. Однако каждая дополнительная единица продукции в то же время увеличивает переменные издержки на 120 долл., т. е. отток денежных средств возрастает. Таким образом,
* Термин contribution, применяемый в современном управленческом учете, в отечественных изданиях переводится по-разному, например, «маржинальный доход», «маржинальная прибыль». В данном тексте используется «вклад в формирование прибыли», что, на наш взгляд, корректнее отражает суть данного понятия. – Прим. Научн. Ред.
каждая проданная дополнительно единица продукции приводит к увеличению поступлений денежных средств на 200 долл. и расходованию денежных средств на 120 долл. Разница между притоком и оттоком денежных средств, равная 80 долл., совпадает с величиной вклада в формирование прибыли.
Еще более наглядно эти 80 долл. можно представить в виде сокращения продаж на одну единицу продукции и утраты 80 долл. поступлений денежных средств. Здесь дело можно представить следующим образом: при уменьшении продаж на одну единицу продукции выручка компании сокращается на 200 долл. и осуществляется экономия в размере 120 долл. на переменных расходах. В итоге утрачен поток денежных средств в 80 долл.
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Таким образом, вклад в формирование прибыли можно определить как нетто-поток денежных средств от одной операции. Другими словами, вклад в формирование прибыли — это приращение денежных средств от продажи дополнительной единицы продукции или сокращение денежных средств от непроданной единицы продукции.
Зависимость величины вклада в формирование прибыли и прибыли рассматривается ниже.