Приведение Атамана к присяге
126. Будущего Атамана ведут, держа за руки, два пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой голой руки или щеки Атамана - считалось, что так Атаман теряет силу, обретенную им в момент принятия Присяги. Поэтому пристав слева правой рукой держит Атамана за левый рукав. Выше локтя, левая рука Атамана лежит на крытом обшлагом мундира запястье левой руки пристава. И наоборот, положение правой руки Атамана и пристава справа. Такое положение именуется «растяжка». Атаман действительно «растянут» между приставами, издали его фигура напоминает крест. Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе руки.
127. Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять крест рукой и показать казакам с объявлением: «Православный!». Казаки отвечают: «Любо!» и все, если сидели, встают.
128. По решению Круга, в назидание Атаману, назначаются удары нагайкой, которые наносит дежурный Есаулец или старики.
После чего, Атаман, стоя лицом к казакам, произносит:
« На Христовом Животворящем Кресте,
На священном писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы (жизни)
И живота (имущества) своего.
Беречь казачью честь, приумножать
Достояние станицы (отдела, Войска).
Беречь казаков!
Я ваш отец, вы мои дети!»
129. После присяги, Атаман отвешивает поклон станице (казакам).
Ведомый приставами, подходит к старикам и кланяется им в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны Атамана. После этого пристава подводят Атамана к священнику. Атаман целует Крест и лежащее на аналое Евангелие.
130. Затем пристава выводят Атамана на середину Круга. На него надевают Атаманский кафтан (мундир), перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо (это символы военной и хозяйственной деятельности Атамана). Перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом.)
131. Старший Атаман (войсковой, отдельский и т. д., или старший атаман по возрасту) вручают ему пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим пернач. Старики подносят Атаману насеку - ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.
132. Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана, держащему в правой руке булаву, в левой руке насеку, головной убор, и командует: «Перед Атаманом - шапки долой». Все кроме Атамана и должностных лиц, стоящих рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману.
133. По традиции все присутствующие на Круге должны после этого подойти к крестному целованию и к целованию Евангелия.
134. После перерыва Круг заканчивается обычным порядком.
135. На круге могут решаться и другие организационные вопросы - выборы правления, должностных лиц штаба, Совета Стариков, контрольно-ревизионных комиссий и т. п.
136. После принятия дел и должности Атаман издает необходимые приказы и распоряжения. О принятии дел и должности атаман докладывает вышестоящему Атаману или Полномочному представителю Президента РФ в федеральном округе. О вступлении в должность Атамана он извещает Глав Администраций субъектов РФ, на территории которых дислоцируется казачье общество.
137. Утверждение в должности Войскового Атамана осуществляется Указом Президента РФ.
Перевыборы Атамана
138. По окончании атаманского срока или по предложению 2/3 реестрового состава объявляются перевыборы. Перевыборы объявляются приказом за месяц до срока перевыборов. В приказе указываются все организационные вопросы.
139. Круг начинается обычным порядком, с той только разницей, что Атаман, выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора, так как в обычное время он «шапки не ломит». Без шапок сидит и все его правление, которое делит успехи и неудачи Атамана в равной с ним мере.
140. После доклада, Атаман садится на табурет и дежурный Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиной полотенцем.
141. Предварительно Атаман торжественно сдает все атрибуты атаманской власти и сидит с завязанными глазами в белой нательной рубахе так, чтобы был виден нательный крест и выступающие не забывали, что перед ними их брат-христианин. Поверх креста сохраняется принадлежащая лично Атаману атаманская медаль.
142. Выступающие вычитывают вину и заслуги Атамана, памятуя, что всякое ложное обвинение или обвинение, признанное Кругом не доказанным, будет обращено против обвинителя и за это он понесет наказание.
143. На перевыборном Круге обязательно заслушивается доклад председателя контрольно-ревизионной комиссии (группы) по результатам экономической деятельности правления. Могут заслушиваться и другие должностные лица правления.
144. Обвинения и спор об Атамане может длиться не более трех часов. Против обвинений Атамана может выступать любой казак, но не Атаман, который обязан молчать в продолжение всего разбирательства. Если срок атаманства прерван досрочно и Атаман признан виновным, Есаулец снимает с него атаманскую медаль.
145. Если большинство казаков требует переизбрания Атамана на новый срок, и серьезных обвинений против него не выдвинуто, то Есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует Атамана. Точно также троекратно целуют его все, при возвращении знаков атаманской власти.
146. Избранный на второй срок Атаман присяги не произносит, но целует Крест, Евангелие и Знамя (Знамя считается символом, если оно освящено в церкви).
147. По окончанию двухкратного срока, когда Атаман по Уставу не может быть переизбран на очередной срок, ритуал «вычитывания вины» не происходит. Наоборот, старики, Священник и казаки благодарят Атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалу. Просчеты Атамана могут быть указаны только в наказах вновь избранному Атаману.
148. После Круга, вновь избранный Атаман, своим приказом назначает членов правления и штаба казачьего общества.
149. Если кто-то из членов Атаманского Правления не справляется со своими обязанностями или по каким-то иным причинам не может более находиться в правлении, Атаман заменяет его своим решением, о чем ставит в известность членов Совета Атаманов. При этом, отстраненный от должности не имеет права вступать в спор с Атаманом и может высказать свое мнение только в момент очередного или досрочного переизбрания Атамана. Это положение не распространяется на лиц правления, избранных на Круге, по кандидатурам, которых проводилось голосование.
150. Описанные выше традиции должны быть оформлены документально - изданием приказов, протоколов Круга, оформлением должностных инструкций, положений и т. п.