Вопрос 2. Государственный бюджет и государственная бюджетная политика.
Государственный бюджет - экономическая категория,
объединяющая совокупность всех формируемых на территории конкретной страны бюджетов - централизованных финансовых фондов, аккумулируемых и используемых государством в процессе
перераспределения национального дохода.
Сущность государственного бюджета отражает:
· базовые функции финансов в целом;
· текущую финансовую политику конкретного государства.
Цели и функции государственного бюджета:
· ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
· регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
Принципы построения государственного бюджета:
· единство всех собираемых доходов и проводимых затрат на соответствующем уровне управления (один субъект государственного управления - один бюджет);
· полнота при формировании бюджетных статей (в одной статье должны быть сосредоточены все соответствующие доходы или расходы);
· реальность при планировании конкретных статей (недопустимость завышения планируемых доходов или занижения планируемых затрат);
· правдивость (недопустимость умышленной фальсификации бюджетных записей);
· гласность (обязательность публикации утвержденного бюджета в открытой печати).
Общая структура государственного бюджета:
а) По направлениям:
· доходная часть;
· расходная часть.
б) По уровням управления:
· федеральный бюджет;
· бюджеты субъектов Федерации;
· местные (муниципальные) бюджеты.
Постатейная классификация структуры государственного бюджета (применяется в процессе анализа эффективности текущей бюджетной политики):
а) По доходной части бюджета:
· по источникам (налоги, займы, доходы неналогового характера);
· юридическая (нормативный или добровольный характер поступления доходов);
· экономическая (по возможным экономическим последствиям поступления доходов, например, снижение инвестиционной активности как неизбежное последствие увеличения налогового давления);
· финансовая (постоянный или временный характер поступления доходов).
б) По расходной части бюджета:
· отраслевая (по конкретным отраслям и сферам деятельности);
· ведомственная (по государственным ведомствам, в распоряжение которых выделяются соответствующие бюджетные ассигнования);
· програмно-целевая (по федеральным, региональным или муниципальным целевым программам, финансируемым за счет соответствующего бюджета);
· экономическая (по хозяйственным признакам - инвестиции, дотации, субвенции).
Периоды планирования государственного бюджета:
· бюджетный год - период, в течение которого действует утвержденный бюджет (в России, как и во многих странах, бюджетный год совпадает с календарным);
· льготный срок - время, законодательно предоставленное государственным финансовым органам для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия счетов после окончания бюджетного года;
· счетный период - фактический период исполнения бюджета, определяемый как бюджетный год, увеличенный на льготный срок.
Бюджетный процесс как регламентированная бюджетным законодательством формализованная деятельность различных уровней государственной власти по составлению, утверждению и исполнению бюджета соответствующего уровня.
Основные этапы бюджетного процесса (на примере федерального бюджета):
I. ый этап: формирование проекта бюджета (Министерство финансов РФ на основании собственных расчетов и полученных им решений Президента и Правительства РФ, постановлений органов представительской власти федерального уровня, а также заявок со стороны федеральных ведомств);
II. ой этап: согласование и утверждение проекта бюджета (обсуждение на заседании Правительства РФ, рассмотрение проекта органами представительской власти с последующим принятием Закона РФ “О федеральном бюджете на ... год” Государственной Думой, одобрением его Советом Федерации и подписанием Президентом);
III. ий этап: исполнение бюджета (Федеральное казначейство как специальное подразделение Министерства финансов РФ, несущее ответственность за данный этап);
IV. ый этап: отчет об исполнении бюджета (Министерство финансов РФ перед Государственной Думой).
Типовая структура федерального бюджета:
а) Доходная часть бюджета:
· налоговые доходы;
· поступления от федеральных займов;
· доходы от государственного имущества, приватизации, прочие неналоговые доходы.
б) Расходная часть бюджета:
· расходы по регулированию и прямому финансированию национальной экономики;
· расходы на международную деятельность;
· расходы на оборону, судебную систему, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
· расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, искусство, средства массовой информации;
· расходы социального характера (в части, не покрываемой из внебюджетных фондов социального назначения);
· расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга;
· расходы на пополнение государственных запасов и резервов;
· расходы целевых бюджетных фондов;
· расходы на государственное управление;
· расходы на целевые программы федерального уровня.
Примечание:
в настоящем Пособии приведена лишь укрупненная группировка традиционных статей бюджетных поступлений и затрат, структура конкретных бюджетов характеризуется существенно большей степенью детализации.
Сбалансированность бюджета, как соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета (положительное, нулевое или отрицательное).
Бюджетный дефицит, (отрицательное сальдо бюджета) как результат:
· ошибок в процессе бюджетного планирования;
· низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;
· развития инфляционных процессов;
· необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;
· дополнительных затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва.
Сокращение дефицита бюджета, как комплексный процесс последовательного ослабления воздействия и полной ликвидации сформулированных выше негативных факторов.