Профессиональная этика коучинга
Коуч уважает авторское права, интеллектуальную собственность, торговые марки и патенты. Он признает заслуги других там, где они есть.
Коуч не станет связывать себя обязательствами ни в какой деятельности, если таковая может снискать коучингу дурную славу. А узнав о злоупотреблении или искажении своей деятельности или деятельности коллег, предпримет разумные шаги к исправлению.
Конфиденциальность и конфликт интересов
Коуч не разглашает сведений, полученных от клиента, за исключением тех случаев, когда это разрешает сам клиент, или требует закон, или по иным веским причинам, таким, как неминуемый вред другим. К указанным сведениям относятся переданные как при личной встрече на занятии, так и по телефону, компьютеру, голосовой почте или иной технологией.
Ни при каких обстоятельствах коуч не возьмет на себя профессиональных обязательств там, где существующие ранее отношения могут создать конфликт интересов. Если же такой конфликт все-таки возникнет, то коуч будет стремиться разрешить его в рамках руководящих этических принципов и стандартов.
Коуч может воспользоваться сведениями клиента для учебных и текстовых материалов, если клиента по этим сведениям никоим образом нельзя идентифицировать.
Коуч не скрывает от клиента никаких своих гонораров и вознаграждений, которые получает от третьего лица за указания или советы, данные им касательно этого клиента.
Там, где это возможно с профессиональной точки зрения, коуч может сотрудничать с другими профессионалами, чтобы помочь клиенту, но всегда с разрешения клиента.
Когда коуча по просьбе третьего лица просят оказать услуги человеку или организации, он тщательно оценивает отношения между этими двоими и определяет, нет ли в этом конфликта интересов с учетом разнящейся роли коуча или вопроса конфиденциальности.
В случаях, когда нанимателем коуча является сам клиент (например, занимается бизнесом и платит коучу за индивидуальную или групповую работу), коуч заранее объяснится и с клиентом, и с нанимателем, обеспечив обратную связь именно нанимателю в той форме, которую она примет, и с теми результатами, которых хочет наниматель, гарантируя тем самым предварительную договоренность между коучем, клиентом и нанимателем и сохранение конфиденциальности или доверия клиента. Если никакие договоренности невозможны, коуч вежливо откажется от работы.
Обратная связь и прогресс
Коуч предпринимает разумно необходимые шаги, чтобы измерить прогресс клиента. Если прогресса не наблюдается, то он обсудит это с клиентом открыто как часть коу-,, чинговых отношений.
В соответствии с профессиональными и правовыми требованиями коуч ведет и хранит адекватные записи своей работы с клиентом.
При необходимости коуч отсылает клиента к другим специалистам, например, к консультанту, психотерапевту или психологу, если понимает, что клиент с его проблемой нуждается именно в такой помощи.
Коуч в своей работе всегда стремится избежать вреда или опасности для себя, клиента или других.
Если коучинг прервется, коуч даст клиенту разумные дополнительные задания. Если перерыв затянется, клиенту может понадобиться временный коуч.
Коучинговые отношения завершаются в соответствии с соглашением между коучем и клиентом, обычно в конце предварительно оплаченного контракта. Если до завершения контракта работу закончит коуч, он предложит возместить любые виды внесенных за услуги предоплат. Если же коучинг закончит клиент, то вместо уведомления внесет плату, если это заранее согласовано.
Гонорар
Коуч должен внятно разъяснить клиенту все о логистике, гонораре и составлении графика коучинговых отношений.
оуч имеет право назначать тот гонорар, какой считает нужным, но должен объявить его в начале коучинговых отношений.
Если возникнет проблема с выплатой гонорара, то коуч предпримет разумные шаги, чтобы обсудить это с клиентом и согласовать план периодических выплат. Если клиент не вносит согласованный гонорар, коуч может принять соответствующие законные меры, чтобы истребовать его.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ
Существуют ключевые компетенции, которые коучу необходимо продемонстрировать, чтобы получить Международный сертификат по коучингу в Lambent do Brasil и вступить в Международное Сообщество Коучинга. Имеются также навыки, которые он должен демонстрировать постоянно в процессе профессионального коучинга.
Общее
Коуч всегда:
1. Понимает и следует этическим руководящим принципам и обнародованными стандартами Международного Сообщества Коучинга.
2. Ясно понимает различие между сутью и изложением проблемы клиента, то есть что представляет собой проблема и как ее объясняет клиент.
3. Работает на то, чтобы предоставлять клиенту больше вариантов выбора, чем у него есть теперь.
Знания
1. Происхождение коучинга.
2. Отличие коучинга от консультирования, лечения и тренинга.
3. Знание словаря специальных терминов коучинга.
4. Критерии тестирования как по промежуточным, так и по конечным целям.
Навыки Взаимоотношения
Коуч:
1. Строит с клиентом отношения уважения и доверия.
2. Работает так, чтобы клиент сам был ответственен и подотчетен за процесс коучинга и задания, на которые соглашается в этом процессе.
3. Создает с клиентом синергетическое партнерство равных.
Слушание
Коуч:
1. Ни на что не отвлекается и внимательно слушает клиента во время процесса коучинга, побуждая и помогая тому выражать себя, сосредоточиваясь на его речах, а не на собственных мыслях.
2. Постоянно находится в контакте со своей интуицией и прислушивается к ней.
Самоуправление
Коуч:
1. Придерживается собственных взглядов и не позволяет вовлечь себя в эмоции клиента.
2. Оценивает и различает информацию, выдаваемую клиентом.
3. Постоянно воспринимает и калибрует невербальные сигналы клиента.
Опросы и вопросы
Коуч:
1. Помогает клиенту подробно описать существующую ситуацию.
2. Задает «провокационные» вопросы, которые стимулируют способность проникать в суть, открывать и действовать.
3. Обеспечивает ясно и четко сформулированную обратную
; СВЯЗЬ.
4. Использует различные перспективы для рефрейминга и прояснения опыта клиента.
5. Поддерживает растущее самосоознание клиента.
6. Помогает клиенту осознать инконгруэнтность между его мыслями, эмоциями и действиями.
Обратная связь
Коуч:
1. Показывает клиенту его сильные стороны, выявляет и поддерживает его ресурсы.
2. Демонстрирует клиенту, в чем привычка сдерживает его, и поддерживают любую перемену, к которой тот стремится.
3. Празднует успехи клиента.
Цели, ценности и убеждения
Коуч:
1. Работает с клиентом над преодолением ограничивающих убеждений.
2. Анализирует ценности клиента и помогает ему осознать их.
3. Не навязывает ему собственных ценностей.
4. Работает с клиентом над прояснением его целей и проверяет, конгруэнтны ли они его ценностям.
5. Предлагает ясно сформулированные действия, которые приведут клиента к его целям.
Составление плана действий и заданий
Коуч:
1. Создает возможности для непрерывного обучения клиента.
2. Дает клиенту соответствующие задания-вызовы, чтобы продвинуть его к целям.
3. Помогает клиенту разработать подходящий, поддающийся измерению план действий с четко намеченными сроками.
4. Составляет задания-вызовы, чтобы вывести клиента за им же самим поставленные пределы.
5. Признает ответственность клиента за взаимно согласованные задания и действия.
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОУЧИНГА
Коучинг в какой-то степени сродни работе тренера, преподавателя, консультанта, психолога, психотерапевта и наставника и широко применяет свойственные этим видам деятельности методики. Однако есть и ключевые отличия:
- Психологи обычно работают с коррекцией проблем клиента. Клиенту некомфортно в его жизни или он ею неудовлетворен.
- Психотерапия (и любая терапия) — для тех клиентов, кто стремится освободиться от психологических и/или физических симптомов.
- Клиент нуждается в эмоциональном восстановлении. К психологу или психотерапевту клиент обычно обращается, когда хочет просто избавиться от боли или дискомфорта вместо того, чтобы идти к желаемой цели. И психолог, и психотерапевт скорее всего обратятся к прошлому опыту клиента и начнут работать с ним.
- Тренинг — процесс приобретения знания или навыков посредством исследования и опыта. Тренер обычно является специалистом; он знает или умеет то, чего ученик не знает или не умеет. Тренингом, как правило, занимаются в группах, а не индивидуально.
- Обучение похоже на тренинг, когда преподаватель знает то, чего не знает ученик, и обучает его напрямую. У ученика есть вопросы; у преподавателя — ответы. Тренинг и обучение похожи на коучинг в том, что обычно сосредоточиваются на навыках, но подход разный. Ученик получает знания и навыки напрямую от преподавателя или тренера.
- Консультирование. Консультант уполномочен решать проблемы бизнеса и обычно имеет дело с самим бизнесом полностью или определенными его частями, а не с людьми, в нем задействованными. Людям консультант как раз может порекомендовать коучинг как часть пакета бизнес-услуг.
- Наставничество. Наставник — старший коллега, который дает советы младшему и служит ролевой моделью. Наставничество сосредоточено на достижении цели, и вопросы в нем изучаются и обсуждаются в широком диапазоне. Наставник обычно обладает огромным опытом в сфере бизнеса клиента.
КОУЧИНГ
Вот пример возможных способов прийти к решению.
Элизабет прекрасно знала свое дело, была отличной продавщицей, и ее повысили — назначили заведующей отделом. Теперь ей придется управлять своими же коллегами. Она принимает новую должность, но пребывает в недоумении: ведь она умеет продать товар, но не умеет руководить людьми. Она совсем не уверена, что талант к торговле автоматически делает ее хорошим руководителем. Она знает, что ее ждет немного восторженной поддержки, немного осторожного сотрудничества и немного откровенной враждебности. Она не представляет, как приблизиться к коллегам. Ей нужна помощь.
Психолог дал бы Элизабет совет и стал бы работать непосредственно с ее эмоциональным и психологическим напряжением. Он не имел бы никакого представления о ее работе, кроме того, что она сама ему сказала бы. Он постарался бы поднять ее уверенность и веру в себя. Он не попытался бы сделать ее более компетентной в работе или научить, как ужиться с коллегами.
Если бы Элизабет была расстроена, угнетена, встревожена, не могла бы спать и не справлялась бы с новой работой, то можно было бы обратиться к психотерапевту. Врач работал бы с нею, чтобы снять напряжение, затем постарался бы найти для нее альтернативные способы работы, чтобы она не испытывала такого стресса. Врач попытался бы также поискать в ее прошлом причины такого неверия в собственные силы в подобной ситуации.
Если бы Элизабет не была в стрессе, то могла бы подумать о тренинге или обучении. Могла бы приобрести специальные управленческие или коммуникационные навыки, которые помогли бы ей в ее новой должности. Или могла бы пойти на курсы профессиональной подготовки именно по ее новой специальности, где преподавал бы специалист по этим навыкам.
Ей можно было бы назначить наставника, старшего менеджера, который обсуждал бы с нею новые проблемы и в свете своего опыта советовал, как лучше поступить.
Наконец, она вместе с консультантом проанализировала бы, как реструктурировать ее отдел или так организовать его работу и ее обязанности, чтобы они согласовывались с деятельностью всей организации. Он мог бы порекомендовать тренинг или коучинг ей или ее сотрудникам по отделу.
Коуч работал бы с нею разными способами. Признав состояние Элизабет стрессовым, коуч постарался бы, чтобы она поставила перед собой цель, как усовершенствовать свои навыки межличностных отношений, так и усилить веру в свои силы, а также узнал бы, что для нее важно в трудовой жизни. Он проанализировал бы ее мнение о себе и других и дал бы ей конкретные задания проанализировать свои проблемы и извлечь уроки из трудностей, с которыми она столкнулась.
Коуч обсудил бы с нею, как на нее реагируют окружающие, ее роль в этом, и как ей наилучшим образом ужиться с коллегами. Он мог бы дать ей задание поговорить с каждым из подчиненных в непринужденной обстановке и узнать, что их волнует. Элизабет вместе с коучем могли бы проанализировать, какие вопросы и как следует задавать, чтобы получить нужную информацию, и как слушать ответы. Следующим шагом было бы разослать каждому сотруднику служебную записку, написанную от руки, в которой она благодарила бы за потраченное на беседу время и комментировала бы то, что обсуждала именно с этим сотрудником. Элизабет могла бы также обсудить со своим коучем, как выстроить служебные отношения со «старшими по званию».
Если она намерена хоть что-то менять, все изменения следует досконально обсудить. Затем она должна сказать людям, что она хочет сделать и почему. Возможно, ей понадобится коучинг по навыкам взаимопонимания, который мобилизовал бы ее ресурсы, повысил бы уверенность, разъяснил бы цели и помог бы с определенными навыками, необходимыми для того, чтобы осуществить задуманное.
Ну, и наконец, коуч последовал бы примеру консультанта и исследовал бы систему, в которой она работает. Какую поддержку она получает от сотрудников своего отдела? Не становится ли ей от этого только тяжелее? Человек может работать с полной отдачей лишь в своей системе.
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 3 ЦЕЛИ
Коучинг анализирует настоящее и проектирует будущее. Первый шаг к проектированию будущего состоит в том, чтобы дать себе направление, установив долгосрочные цели.
Некоторые клиенты могут всеми силами сопротивляться установлению долгосрочных целей, потому что боятся разочароваться или чувствуют, что это нарушает естественность ход вещей. Ответ на эти возражения — что цели не цепи и не связывают вас по рукам и ногам, в вашей полной власти в любое время изменить их. И никакой естественности хода вещей они не нарушают.
Цель каждого из нас — счастливая и наполненная жизнь, независимо от того, что это для каждого из нас означает. Постановка долгосрочной цели лишь делает это счастье и наполненность чуточку конкретнее.
Ваши жизненные цели
Выберите 4—7 долгосрочных жизненных целей. Запланируйте их реализацию не менее чем на десять лет.
Устанавливать их очередность не нужно — все важны одинаково, и все будут действовать синергически. Чтобы правильно их себе поставить, воспользуйтесь колесом жизни. Не обязательно размещать по одной цели в каждом секторе колеса, но обязательно, чтобы цели охватывали следующие сферы вашей жизни:
Любовь, дружба, знакомства, семья
Досуг и развлечения
Деньги
Работа и профессия
Здоровье
Ценные достижения и духовная жизнь
Поскольку эти цели — отдаленные, они могут быть не очень конкретны и на данный момент даже казаться нереальными. Выразите их очень простым, позитивным языком, то есть, чего вы хотите достичь, а не чего избежать. Цели эти пока не конкретизированы, и вы пока не знаете, достижимы ли они.
Обдумайте следующие вопросы:
Чего вы хотите достичь в течение десяти лет?
На что в прошлом вы хотели бы оглянуться?
Какими своими достижениями вы хотели бы наслаждаться
к концу жизни?
Что для вас поистине важно?
Цель1
Цель 2
ЦельЗ
Цель 4
Цель 5
Цель 6
Примечания
Пятилетние цели
Возьмите свой перечень долгосрочных (десятилетних) жизненных целей.
Перечитайте каждую и выберите те, которые нужно реализовать в течение следующих пяти лет, чтобы не сбиться с пути к остальным, более долгосрочным (десятилетним).
Какие промежуточные шаги вам нужно предпринять? Где вы окажетесь, и что понадобится сделать за пять лет?