Шаблон «взаимоотношения - коучинг»
1. Попросите клиента описать его взаимоотношения с первой перцептуальной позиции — с собственной точки зрения. Затем попросите мысленно вернуться назад в какую-нибудь ситуацию, типичную для него и того человека, с которым его связывают проблемные отношения. Пусть вообразит эту ситуацию как можно живее: как выглядело помещение, краски дня, время суток. Убедитесь, что он действительно вернулся в ту ситуацию.
2. Следующими вопросами попросите уточнить, как пошел их дальнейший разговор при тех взаимоотношениях:
— Каковы ваши цели в этой ситуации?
— Чего вы пытаетесь добиться?
— Что для вас важно в этой ситуации?
— На что вы обращаете внимание?
— Что предпринимаете для достижения своей цели?
— Каким вы видите своего собеседника, и какими словами могли бы его описать (сердитый, хнычущий, извиняющийся, неискренний и т.д.)?
Возник ли спор на каком-нибудь уровне об убеждениях и ценностях, опыте или поступках?
3. Выяснив все это, прервите состояние клиента — отвлеките и дайте подумать о чем-нибудь другом.
4. Когда он будет готов, попросите его мысленно перейти на вторую позицию — точку зрения того, другого человека. Если он станет возражать, говорить, что не хочет, объясните, что от него не требуют симпатизировать собеседнику или соглашаться с ним. Это — просто упражнение, дабы попытаться понять чужой взгляд на ту же ситуацию и постараться наилучшим образом разрешить конфликт. Ведь многие конфликты возникают именно из-за того, что мы не понимаем оппонента. Пусть клиент на самом деле поменяет позицию — пересядет на другой стул: так ему легче будет представить себя на месте другого (буквально). Кроме того, ему следует постараться как можно точнее скопировать манеру собеседника держаться и разговаривать. Когда клиент на этой позиции начнет говорить «Я», значит, он уже вошел в образ собеседника и говорит от его лица. Он даже станет обращаться к себе реальному по своему реальному имени. Задайте ему те же вопросы и послушайте, что он скажет как другой человек:
— Каковы ваши цели в этой ситуации?
— Чего вы пытаетесь добиться?
— Что для вас важно в этой ситуации?
— На что вы обращаете внимание?
— Что предпринимаете для достижения своей цели?
— Каким вы видите своего собеседника (то есть вас самого) и какими словами могли бы его описать из этой позиции (оправдывающийся, обвиняющий, ворчливый, не желающий ничего понимать и т.д.)?
Понимание окружающих рождается из присущей всем нам человечности. Даже если собеседник совершенно другой человек, это упражнение даст клиенту бесценный опыт пребывания «в чужой шкуре». Может оказаться очень интересно побольше узнать о том, как другой человек видит мир. А клиенту это очень поможет.
Если клиент соскользнет обратно на первую позицию и начнет снова говорить «Я» уже о самом себе, напомните, что ему следует пребывать на второй позиции. Со второй позиции он сможет обнаружить в собеседнике такое, что никогда бы не выяснил с первой.
5. Прервите состояние и верните клиента самому себе.
6. Теперь попросите клиента встать на третью позицию — на равном расстоянии от обоих стульев — и посмотреть на себя и своего собеседника взглядом стороннего наблюдателя. Пусть с этой третьей позиции взглянет на себя, находящегося на первой позиции. Какими он видит эти взаимоотношения? В чем эти двое согласны друг с другом? В чем конфликтуют? Какой совет он, находясь на третьей позиции, может дать себе самому на первой?
7. Прервите состояние.
8. Теперь верните клиента на первую позицию и усадите на первоначальный стул. Какой совет он примет от самого себя, находящегося на третьей позиции?
Как это прояснило его взаимоотношения и чему он научился? Что он сделает по-другому, когда в следующий раз встретится с этим человеком?
Дайте клиенту особое задание: при встрече с этим человеком проверить свои «прозрения», полученные упражнением.
9. Ну, и наконец, что ощутил клиент, какой опыт приобрел, побывав на трех позициях? Какую из них ему было легче всего принять?
Если он отдает предпочтение какой-то одной позиции, то в качестве следующего задания можно попросить его составить перечень недостатков этой позиции. (Например, если у вас сильна первая позиция, вас могут счесть самоуверенным и упрямым. При сильной второй позиции вы рискуете пренебречь собственными интересами.) Напоследок пусть клиент составит перечень того полезного, что он извлек из своего пребывания на других двух позициях.
Это упражнение поможет клиенту наладить не сложившиеся взаимоотношения, а умение переходить с позиции на позицию и знание своей предпочтительной позиции будет и впредь помогать в любых взаимоотношениях.
В качестве иллюстрации к этому методу хочу привести пример занятия коучингом, на котором мы были наблюдателями. Занятие вел Джеймс (коуч), клиента звали Майкл. Майкл хотел проработать взаимоотношения со своей 12-летней дочерью Одри, которая училась играть на пианино.
Майкл постоянно ворчал, заставляя Одри с утра перед уходом в школу заниматься музыкой, но самому ему это не нравилось: он предпочел бы, чтоб она играла для собственного удовольствия. Одри, конечно же, всячески и весьма изобретательно увиливала от занятий — по утрам всегда находились вдруг какие-нибудь дела поважнее, и музыка отставлялась в сторону. Майкл злился, потому что Одри всякий раз обещала заниматься.
Дальше — больше: Майкл с женой договорились по очереди проверять, занимается ли Одри. Но Майкл заподозрил, что жена, когда приходит ее очередь проверять дочку, попустительствует той. И решил все взять на себя, хотя его это возмущало.
Майкл не стал скупиться на деньги за уроки музыки для Одри, но хотел, чтобы за них она получала максимум. В юности он сам учился играть на пианино, да учитель попался никудышный. Тогда он бросил, а теперь жалел об этом. (Вот здесь у коуча может возникнуть сильное психотерапевтическое искушение разобраться, почему и как Майкл заставлял дочь добиваться того, к чему он сам в свое время стремился и что ему так и не удалось. Джеймса этот вопрос очень привлекал, он настаивал на нем.) Майкл все-таки немного играл и любил иногда сыграть с Одри в две руки простенький дуэт. Одри это тоже нравилось.
Выслушав всю историю, Джеймс задал Майклу «провокационный» вопрос: «Что вы сочли бы превосходным результатом?»
Заметьте: вопрос построен в полном соответствии с рекомендуемой моделью подобных вопросов: «Что... вы... глагол... позитивное будущее».
Майкл ответил, что хотел бы, чтоб учеба доставляла удовольствие. Ему хочется быть веселым и добрым отцом, а вовсе не «погонялкой» и ворчуном. Он хотел, чтобы пианино приносило радость Одри. Здесь неожиданно выступила на первый план ценность радости и веселья, а их-то как раз и не хватало во всей этой ситуации, как Майкл ее описывал.
— А что, кроме желания быть хорошим отцом, еще важно? — Этим вопросом Джеймс копнул глубже, стараясь добраться до ценности, стоящей за целью.
Майкл хотел, чтобы учеба приносила Одри радость, и особенно — чтобы их отношения никогда не портились.
Джеймс заявил, что ему ясно — и у Майкла, и у Одри намерения самые позитивные, хоть они порой и ссорятся о том, как добиться результата. Затем спросил: «Так что же вы сделали, чтобы заставить ее заниматься?».
Майкл сказал, что перепробовал множество способов. Помогал Одри заниматься и играл с нею в две руки.
Джеймс заметил, что это как раз происходило, когда девочка уже занималась, а вот что он сделал, чтобы она приступала к занятиям?
— Я ругался, — ответил Майкл.
Майкл описал, как обычно расстраивался, когда Одри не занималась, и злился, когда жена, пообещав следить за этим, не выполняла обещания.
И выяснилось, что Майкла сильнее всего заботило собственное ощущение разочарования и собственная потребность заставить Одри заниматься.
Тогда Джеймс перевел Майкла на вторую позицию, попросив «превратиться» в Одри и сесть в кресло напротив. Он усерднейшим образом помогал ему войти в одну из типичных утренних ситуаций дома: что он видит, слышит и чувствует, будучи Одри.
В качестве Одри Майкл сказал следующее:
— Ненавижу, когда меня заставляют что-то делать.
— Хоть бы папочка скорей ушел.
— И почему он всегда так занят по утрам?
— Я хочу, чтобы он пришел и поиграл со мной на пианино.
Затем Джеймс провел с Майклом («Одри») небольшой коучинг, поинтересовавшись, чего она хочет и что для нее важно. И обнаружил, что учитель музыки девочке нравится и ей важно научиться играть на пианино, потому что многие ее друзья умеют.
Затем Джеймс перевел Майкла на третью позицию, поставив между обоими креслами на равном расстоянии.
— Что вы думаете обо всем, что между ними происходит? — спросил он. С третьей позиции Майкл увидел, что Одри хочет заниматься, но не хочет, чтоб ее ругали и заставляли делать это из-под палки. Принуждение и ругань сводят на нет всякое удовольствие от игры. С третьей перцептуаль-ной позиции он смог обучить себя, находящегося на первой. Понял, что может объяснить все жене, которая готова была помогать Одри в занятиях. И подумал также, что слово «занятия» имеет для нее теперь, пожалуй, негативный смысл. Вместо того, чтобы звать ее «заниматься» по утрам, будет лучше приглашать «поиграть» дуэтом. А уж после того, как девочка с удовольствием пообщается с отцом за пианино, у нее может появиться стимул остаток утра перед школой поиграть самой. Чем больше радости это будет доставлять ей, тем счастливее будет и он, и тем больше она станет ценить свои занятия.
Майкл вернулся в кресло первой позиции.
Джеймс спросил: «Что вы предпримете дальше?» Это было приглашение к домашнему заданию. Майкл решил поговорить с женой и уточнить, кто из них должен будет напоминать Одри об утренних занятиях. Кроме того, он решил, что на следующей неделе каждое утро будет играть с Одри в две руки и посмотрит, каким для них обоих будет результат и чем он будет отличаться от предыдущих.
Через неделю Майкл с восторгом докладывал о полном успехе опыта. Отношения с дочерью заметно улучшились. После того, как он перестал заставлять дочь заниматься, лучше стала и обратная связь, хотя первая заявленная цель осталсь прежней. Но с помощью коучинга выяснилась ценность, стоящая за целью — сохранить добрые взаимоотношения, что и было достигнуто. Больше того: Одри стала заниматься гораздо усерднее.
В этом примере Джеймс не вводил Майкла в четвертую перцептуальную позицию. Четвертая позиция — это позиция целой системы, в данном случае семьи Майкла. Но даже с третьей позиции Майкл сумел увидеть, что сложившаяся ситуация влияла на его отношения не только с дочерью, но и с женой.
При коучинге взаимоотношений такого рода вам может понадобиться колесо перспектив. Можно использовать колесо на четыре сектора для четырех перцептуальных позиций или же разные перспективы, в зависимости от ситуации, которую вы анализируете вместе с клиентом. Например, в биз-нес-коучинге можно проанализировать ситуацию с точки зрения менеджера, потребителя, генерального директора и всего направления бизнеса. Попросите клиента по очереди встать на каждую из четырех позиций, чтобы лучше проникнуть в ситуацию. Запишите то, что он сумел увидеть и понять.
ЗАДАНИЯ
Многие клиенты умом прекрасно понимают свою ситуацию, но ничго не меняется. Они находятся на уровне осознания, но одного этого уровня для перемен недостаточно.
Следующая стадия — захотеть. Клиент хочет перемен, но и этого недостаточно. Ему нужно знать, как их осуществить. Здесь немалую ясность может внести коуч, помогая клиенту освободиться от привычек и убеждений, которые сдерживают его, и разработать наилучшую стратегию перемен.
Здесь наступает последний этап — действовать. Он завершает цикл. Без этого этапа все предыдущие остаются не более, чем вероятностью, и результатов не дадут. Отсюда и акцент, который коучинг делает на то, что клиент в чем-то поступает по-иному.
Именно этот акцент на обучение действию и отличает коучинг от многих других методов. Коуч постоянно просит клиента сделать что-то иначе, оспорить или уточнить свои привычки и убеждения, углубить самоосознание или придерживаться своих ценности, и все это воплощается в задании.
Задание — это то, что коуч просит клиента выполнить в результате прогресса на занятиях. Задания всегда бывают точными и конкретными, причем точность их должна касаться четырех моментов:
1.«Что вы станете делать?» (само задание)
2.«Когда вы это сделаете?» (временная шкала)
3.«Кого подключите?» (другие люди)
4. «Когда мы обсудим результат?» (коучу нужна обратная
связь о происшедшем).
Задания всегда ориентированы на действие — подразумевают какой-то поступок, после которого приходит когнитивное понимание. В этом смысле задания являются «скачком веры». Вот почему взаимопонимание особенно важно. Задания не всегда бывают удобными для клиента, и он может и не принять задания, если оно сформулировано не в рамке обучения на опыте, а в рамке урока, с которым он должен успешно справиться.
Самое важное в задании — то, что клиент узнает о собственных ресурсах, независимо от того, ждет его «успех» или «неудача». Познание — это не успешный результат, а обратная связь. Задания можно заключать в рамку двумя способами: как вызов и как просьбу.
Вызов
Вызов заставляет клиента тянуться за им же самим поставленные пределы. Давая клиенту задание-вызов, вы демонстрируете ему свою веру в то, что он способен сделать больше, чем делает. Вызов должен быть реалистичным и возможным, но и в достаточной степени заставлять клиента тянуться дальше, дабы проверить свое убеждение относительно самого себя. Поступая так, вы действуете как защитник клиента, поддерживаете его, демонстрируете свою веру в его силы, пусть даже сам он в себя не верит.
Клиент может принять ваш вызов с искренним скептицизмом, и тогда вам понадобится либо снизить накал, либо договориться о другом вызове. Но даже если клиент не полностью справится с вызовом, попытка, стремление тоже дадут ему многое, и результат все равно будет больше, чем он полагал.
Нельзя достичь того, что на первый взгляд кажется невозможным, не попытавшись это сделать.
Просьба
Просьба проще, чем вызов, и более достижима. Это значит, что вы просите клиента двигаться дальше к его цели, совершая определенные действия. Просьба не заставляет клиента так тянуться, как вызов, но тем не менее он нередко бывает вынужден ее выполнять.
Просьба должна быть четко сформулирована. Клиент должен точно знать, что ему делать и какого результата ждать.
Лучше всего предварять просьбу (да и вызов) словами: «У меня к вам просьба...» Клиент внутренне разрешает вам говорить дальше и слушает более внимательно и восприимчиво, поскольку предупрежден, что его сейчас о чем-то попросят.
Очень важно назначать срок для исполнения просьбы, например: «У меня к вам просьба. Пожалуйста, за эту неделю к нашему следующему занятию поговорите об этой проблеме с сыном».
Очень важно научить клиента и самому четко формулировать просьбы: это может оказаться чрезвычайно действенным в коучинговых отношениях. Ведь многие клиенты неспособны проявить разумную настойчивость или обижаются, когда кто-то обращается с просьбой к ним. А отказывая, могут испытывать чувство вины. И при всем том могут понимать, что не получают желаемого только потому, что не умеют правильно обратиться с просьбой. Поэтому коуч, обращаясь к клиенту с правильно выстроенной просьбой, тем самым демонстрирует ему определенный эталон и обучает его правильно просить.
Простые и сложные задания
Просьбы и вызовы могут быть простыми и сложными, например:
Прочитайте книгу.
Посмотрите фильм.
Посмотрите видео.
Сходите на танцы.
Научитесь петь, или петь на людях.
Поговорите с детьми.
Рассказывайте детям сказки.
Поговорите со своим отражением в зеркале.
Вступите в драмкружок и сыграйте в пьесе.
Носите разную одежду.
Переоденьте часы на другую руку.
Купите другую газету, не ту, которую покупаете обычно.
Полностью смените дома мебель.
Задание может включать в себя и более сложные действия:
- Смоделировать суровое испытание. Если клиент, к примеру, боится начальника и вообще не может говорить с людьми, облеченными властью, вы можете дать ему задание опробовать в этом контексте все ресурсы, какие он только может применить. Можете даже попросить забраться на гору. Если он согласится, то перенесет обобщенный опыт этого вида храбрости на все остальные сферы жизни. В конце-то концов, если уж он смог забраться на гору, то обратиться к начальнику с просьбой о повышении не в пример легче, верно?
- «Прописать» определенные поступки. Тогда он сможет их контролировать, поскольку станет делать это намеренно. Например, если клиента обыкновенно перед докладом от страха бьет мелкая дрожь, попросите его перед началом выступления во всеуслышание признаться, что он «немного нервничает», и даже попробовать «поддаться» своему состоянию и усугубить его. Он вскоре обнаружит, что публичное признание помогло ему почти успокоиться, а намеренное усиление вообще избавило от этих признаков. Такие проблемы, как страх и беспокойство, имеют обыкновение усиливаться тем больше, чем больше мы им сопротивляемся.
- Смоделировать другого человека. Вы можете попросить клиента смоделировать другого человека, обладающего теми ресурсами, которые необходимы клиенту для ответа на вопрос или решения проблемы.
Реакция
У клиента могут быть три варианта реакции на просьбу или вызов:
- «Да». Клиент согласен. Теперь он становится ответственным за задание, и с него можно требовать отчета.
- «Нет». Клиент отказывается. Он не согласен с заданием, или вы в тот момент не нашли с ним достаточного взаимопонимания. Возможно, он просто еще не готов к такому заданию.
- Переговоры. Клиент принимает задание, но хотел бы обговорить детали, или у него есть более удобное контрпредложение, которое, по его твердому убеждению, направит его действия в то же русло.
Будьте внимательны, когда клиент говорит, что «постарается» выполнить задание. Как правило, это означает, что не выполнит или считает трудным. Глагол «стараться» уже подразумевает какие-то трудности, если не невозможность вообще. Если клиент говорит, что «постарается», попросите его сказать «да», «нет» или «это зависит от...» Тогда вы можете в случае необходимости обговорить новое задание. Не менее внимательны будьте, если клиент восклицает:«Я мог бы сделать это!» Попросите его произнести:«Я сделаю это!»
Результаты
Когда вы дали задание, клиент может выполнить его и научиться чему-то важному. Это — наилучший результат, но не всегда достигаемый на этом пути. Клиент может попросту забыть выполнить задание. Это имеет значение, если он взял на себя ответственность и пообещал его выполнить. Почему он забыл? Может понадобиться проверить прочность его обязательства и укрепить, заякорив напоминанием. Результаты обычно обсуждают на следующем занятии. Если клиент в течение двух занятий подряд забывает про задание или не находит времени его выполнить, значит, он не конгруэнтен к заданию, что бы он там ни объяснял, и вам следует основательно это обсудить. Никогда не обвиняйте клиента. Это — его задание, его ответственность и его жизнь. Всегда есть чему научиться, даже у забывчивости.
Есть и другая вероятность — клиент выполнил задание, но не считает результат хорошим. Это вы обсуждаете вместе. Чего ожидал клиент? Чему его научил этот результат? Возможно, понадобится другое задание с тем же смыслом.
Ответственность
В течение всего процесса коучинга клиент сам добивается результатов и сам за них отвечает и отчитывается. Коуч и клиент оба несут ответственность за процесс. Они — партнеры. Тот факт, что клиент сам хозяин своим результатам, не означает, что коуч не старается изо всех сил. Клиент и коуч работают в сотрудничестве, в союзе, где один и один — это больше двух, если они действуют согласованно. Взаимоотношения те же, что и у спортсмена с тренером. Помните, когда спортсмен выигрывает соревнования, на пьедестале почета он стоит один, окруженный восторженной толпой. Тренер не встает рядом с ним, хотя над достижением они работали вместе. Спортсмен может быть бесконечно благодарен тренеру за его часть работы, но сам результат и всю славу за него получает именно он.
Это означает, что клиент должен нести ответственность. Он сам отвечает за свои действия и, следовательно, за свою жизнь.
Ответственность может быть тяжким бременем. У многих она на веки вечные скрепляется с чувством вины, если что-то в жизни пошло не так. В слове «ответственность» корень — «ответ». Понятие это многозначно. Можно давать ответ на..., можно нести ответ за... Так вот, в коучинге в «ответственность» вкладывается первый смысл — давать ответ на... задания, просьбы, вызовы, которые дает клиенту коуч.
Вот три основных вопроса, чтобы сделать клиента ответственным за свои действия или задания:
1. «Что вы намерены делать?» Какие действия клиент намерен предпринять? Действия должны быть конкретны, своевременны и основаны на целях и ценностях клиента. Это могут быть задания, просьбы или вызовы со стороны коуча или клиент сам решает, что делать, основываясь на темах занятий. Обратите внимание на классическое построение вопроса: что... вы... глагол... позитивное будущее.
2. «Когда вы это сделаете?» Все действия должны осуществляться в соответствии с программой, иначе они останутся пустыми обещаниями. Обговорите точные и реальные сроки выполнения. Многие думают: «А неплохая идея сделать то-то и то-то». Но как часто, увы, замысел остается лишь «неплохой идеей» и никогда не трансформируется в действие. Так вот, этот вопрос контролирует, чтобы действие было.
3. «Как вы поймете, что добились успеха?» Действие должно давать определенные результаты. Коучу необходимо знать, что действие предпринято. Закончив его, клиент может позвонить коучу, послать факс или e-mail. А вот с обсуждением можно подождать до ближайшего занятия.
ПОДДЕРЖКА
Клиент нуждается в ней до, во время и после перехода. В качестве поддержки коуч помогает клиенту либо мысленно прорепетировать то, что он хочет сделать, либо установить поддерживающие повседневные якоря.
Ментальная репетиция
Все, что происходит во внешнем мире, должно сначала произойти в мире внутреннем, поэтому учите клиента мысленно репетировать свои цели и задачи. Тогда в его сознании они станут настолько реальными, что позже проявятся и во внешнем мире.
Ментальная репетиция — отличное средство самосовершенствования и наставничества. Но, как и любой процесс, имеет определенные правила, которым необходимо следовать. На одном из первых же занятий вы можете обучить клиента приведенному ниже процессу, чтобы в дальнейшем он мог сам применять его всякий раз, когда захочет.