Разобраться с ожиданиями клиента
Вы должны подготовить клиента к коучингу. Чего он ожидает?
Одни ожидают, чтобы коуч покопался в их прошлом. Другие ожидают, чтобы коуч сказал им, что делать. Вы должны объяснить, что приложите все усилия и будете работать с ними так, чтобы их жизнь стала полнее и счастливее, чтобы они добились своих целей и придерживались своих ценностей, но процесс и результаты у каждого будут свои. Объясните, что происходит в процессе коучинга, и дайте им письменное резюме, с которым они всегда могли бы свериться.
Вы можете также предупредить клиентов, что на занятиях иногда будете их прерывать. Коучинг — не место, чтобы рассказывать путаные истории, которые якобы оправдывают их нынешнюю неудовлетворительную ситуацию. Скажите им, что иногда будете их прерывать, потому что беседа, по вашему мнению, вышла за рамки их лучших интересов. Поинтересуйтесь, не обиделись ли они на вас при этом. Этого должно быть достаточно, чтобы считать допустимым любое вмешательство, которое вы сочтете нужным.
Конфиденциальность
Разъясните клиентам, что не будете без их разрешения обсуждать с третьими лицами ничего из сказанного ими. Когда клиент сам платит за коучинг, это не проблема. Когда за коучинг платит работодатель клиента, тогда проблема усложняется, поскольку компания надеется на некоторые сведения от вас. В этом случае будьте осторожны. Прежде, чем приступать к коучингу, изложите соглашение с компанией. Есть несколько возможностей.
Во-первых, можно договориться о результатах коучин-га, и пока они хороши, компании незачем знать подробности коучинга. Например, вас наняли коучем к менеджеру, который стал хуже справляться со своими обязанностями. Вы заранее оговариваете, насколько должны улучшиться рабочие качества этого менеджера. Когда вы этого добьетесь, работу можно считать сделанной, и компании незачем знать подробности ни проблем клиента, ни проведенного вами коучинга. Если у вас есть способ оценить результаты в терминах возросшей эффективности клиента, вы вполне можете хранить разговоры с клиентом в полной тайне.
Мне (Джозефу) довелось побывать в этой ситуации. Меня наняли коучем к руководителю административного отдела одной компании. Он был в конфликте с другими членами правления. Все они видели в этом проблему. Я разъяснил в компании, что без разрешения клиента не стану раскрывать содержания ни одного из занятий, и они согласились.
Когда мы приступили к первому занятию, клиенту было хорошо известно, что происходило, и он отказывался признать себя причиной всех затруднений! Становилось все яснее, что положение в компании у него сложное, главным образом из-за того, как была структурирована компания. Интересы его отдела часто вступали в противоречие с интересами других отделов, и он очень напористо приводил доводы в пользу интересов «своих». Это был очень интеллигентный человек, чрезвычайно конкурентоспособный и энергичный, но верно было и то, что ему уже приходилось вступать в личный конфликт кое с кем из других руководителей. И однако, чтобы решить проблему, понадобилось всего одно четырехчасовое занятие. Он осознал, что в трудном положении оказался из-за структуры компании, и понял, какие действия следует предпринять, чтобы ее изменить. Он стал лучше и тоньше разбираться, почему происходили личные конфликты, чем они были вызваны, и что он мог сделать, чтобы их избежать.
Вторая возможность состоит в том, чтобы, наоборот, согласиться предоставить компании сведения, но сначала показать их клиенту и получить разрешение. Тогда вам придется обсудить с клиентом, какие именно сведения давать в компанию. Скажем, клиент рассказывает о проблеме дома или на работе, которая влияет на качество выполнения им служебных обязанностей. Без разрешения делиться этой конфиденциальной информацией не следует, какой бы важной она ни была и как бы ни затрагивала работу клиента.
Если вы, компания и клиент не смогли прийти к соглашению о том, какие сведения и как давать, то лучше вообще отказаться от коучинга. Вряд ли клиент раскроется полностью, если будет считать, что все им сказанное станет известно его руководителям. На занятиях вы услышите облагороженный вариант проблемы и немногое сможете сделать.
Немного об этических нормах. Есть внутренняя этика, связанная с нашими внутренними нормами поведения. Они влияют на наши поступки, а поступки — это как раз то, что делает нас тем, кто мы есть. Все мы не сторонние научные наблюдатели, а участники «человеческой комедии». То, что мы делаем, касается и окружающих, и нас самих. Если приходится выдавать чью-то тайну, в вашей душе навсегда останется след, пусть даже об этом никто никогда не узнает, но вы-то — знаете.
Есть у нас и внешние нормы поведения — то, чего мы ожидаем от других и чего другие ожидают от нас. Это — внешняя этика. Ваши нормы относятся к тому, как вы проводите коучинг, каковы ваши преподавательские способности и квалификация, умеете ли вы контролировать ситуацию. Коучинг — профессия довольно новая, поэтому нормы здесь очень важны. Они — общественное лицо коучинга. Клиенты ждут квалифицированного, компетентного коуча. Если вы станете членом организации коучей или получите сертификат на преподавание, наподобие нашего, то и сами захотите работать в соответствии с этическими нормами. Высокие общественные нормы служат для клиента гарантией качества вашей работы. Такие нормы увеличивают доверие к вам. Став членом профессиональной организации с четкими нормами, вы будете получать клиентов. (Наши стандарты на сертификацию, этические нормы и основные требования к компетентности опубликованы (Часть IV «Ресурсы», стр. 215.)
Вы подписываете с клиентом соглашение об оплате, продолжительности и методах коучинга. Это — отдельный пункт стандартов, свой у каждого коуча. (В Части IV «Ресурсы» на стр. 221 приводятся некоторые общие рекомендации по этому вопросу.)