Есть два различных вида целей.
1 Конечная цель: пункт назначения, куда вы и направляетесь.
I Промежуточная цель: ваше путешествие и как вы собираетесь туда добираться.
Семь золотых правил постановки целей
1. Цели формулируются в позитивных выражениях. Это относится только к конечной цели.
2. Будьте конкретны.
Формулируйте конечную цель как можно конкретнее.
Материальные цели описывайте как можно точнее. Для абстрактных целей конкретизируйте какое-нибудь свидетельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута.
Чем отдаленнее цель, тем менее конкретно может клиент выражать свою цель.
Долгосрочные цели задают направление.
3. Решите, как получить свидетельство и доказательство достижения. Для конечной цели выберите такое, которое говорило бы, что вы достигли цели. Для путешествия определите обратную связь, которая обращала бы на себя внимание.
Что вы оцениваете?
Как вы оцените свой прогресс? По сравнению с самим собой или с другим человеком?
Как часто вы будете оценивать свой прогресс?
4. Определите и распределите свои ресурсы.
Ресурсы вам понадобятся во время путешествия, а не в пункте назначения. Ресурсами могут быть:
Объекты.
Люди.
Время.
Ролевые модели.
Личные качества.
Пользуйтесь ресурсами по принципу рычага. Принцип рычага применяют, когда хотят при минимальном усилии получить максимальный эффект, причем неважно, прекращаете вы действие или продолжаете. Какие ресурсы у вас уже имеются? Какие вам необходимо развить?
5. Будьте субъектом действия.
Этот принцип снова относится к путешествию, а не к пункту назначения.
6. Обращайте внимание на экологию.
Экология — более обширная система, в которой живет клиент. Это правило относится и к пункту назначения, и к путешествию.
Каковы будут последствия для окружающих? Какова стоимость во времени, деньгах и возможностях?
Что в нынешних обстоятельствах есть важного, что вам, возможно, придется оставить позади?
7. Составляйте план действий.
План действий делит цель на более мелкие этапы. Он служит картой путешествия. Чтобы разработать план действий, вам необходимо выяснить ценности клиента.
Ценности
Ценности — это то, что важно для вас.
Не бывает плохих ценностей.
Ценности обычно выражают в абстрактных понятиях.
Все цели порождены ценностями.
Одна из причин, по которым вы можете остановиться на пути к достижению целей — неуважение к собственным ценностям во время процесса.
Найдите сокровенные ценности, породившие цель, спрашивая, «Что это дает вам?», пока не доберетесь до них.
Убедитесь, что в достижении цели клиент придерживается ценности.
Чтобы составить план действий, начните прорабатывать его с цели и двигайтесь назад.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Если хотите понять — действуйте. Вот несколько способов опробовать идеи, приведенные в этой главе. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.
1. Подумайте о цели, которой достигли в прошлом. Проверьте, соответствует ли она семи золотым правилам постановки целей.
2. Если вы еще не спланировали свою жизнь, сделайте это, записав пять самых важных целей на 10 лет. Удостоверьтесь, что они пропорционально сочетаются и соответствуют разным участкам колеса жизни (см. страницу 59 оригинала).
3. Подумайте о цели, которой еще не достигли. Найдите стоящую за нею ценность.
Проверьте, уважаете ли вы эту ценность в процессе достижения цели.
Конгруэнтен ли способ, которым вы планируете достичь своей цели, той ценности, что ее породила?
4. Определите краткосрочную цель (такую, которой хотите достичь в следующем году), используя эти семь золотых правил. Разработайте план действий, двигаясь от цели назад.
5. Проведите «инвентаризацию» своих ресурсов.
Какими навыками вы владеете? Подумайте о каждой возможной ситуации. Какими знаниями обладаете? Подумайте о своем образовании, специальных знаниях и о том, что узнали в «школе жизни». С кем у вас и в прошлом, и в настоящем есть отношения, пусть и не слишком прочные? Перечислите знакомых по работе и по жизни, друзей (прежних и нынешних), родных, наставников и преподавателей и т.д. Закончив, подумайте, кто из них мог бы послужить ресурсами для вас как коуча.
ГЛАВА 4
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
- Коучинг начинается с первой же встречи клиента с коучем. Именно тогда создается взаимопонимание, возникает доверие и начинается коучинг. На первой встрече выясняется круг интересов, обсуждаются практические детали коучинга, анализируется настоящее клиента и планируется дальнейшая работа коуча с клиентом.
Первая встреча, когда клиент берет на себя обязательства перед собственной жизнью и счастьем — это начало чего-то очень серьезного. Первая встреча состоит из восьми стадий:
1. Создать атмосферу взаимопонимание и доверия.
2. Разобраться с ожиданиями клиента.
3. Оценить клиента и собрать сведения.
4. Выявить конкретный интерес клиента.
5. Создать рабочий альянс в коучинге.
6. Организовать практическую сторону дела.
7. Принять обязательства перед программой коучинга.
8. Приступить к коучингу конкретной проблемы.