Меркантилисты и классическая политэкономия о роли торговли в развитии национального богатства
Парадокс Леонтьева
В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары,,а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.
Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.
Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.
В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».
Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования выводов теории Хекшера— Олина в практических целях.
9. Современные теории международной торговли: теория технологического разрыва М. Познера, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, модель экономии за счет масштабов производства;
Яркий пример неотехнологических теорий международной торговли - модель технологического разрыва. Ее разработчиком является английский экономист М. Познер, который в 1961 г. заложил основы этой модели.
Анализируя причины международного разделения труда, М. Познер обратил внимание на технологический фактор. Считается, что решающее влияние на развитие общества оказывает производство. Состояние производительных сил, в свою очередь, влияет на само производство. Поэтому во главу угла ставятся процессы научно-технической революции и ее воздействие на общество. Перестройка технологии производства ведет к необратимым изменениям в торговле между странами.
Причем совсем не обязательно иметь новейшую технологию во всех торгующих странах. Достаточно того, что ведущие в этом отношении государства могут спроецировать результаты своего экономического могущества на другие, отсталые в этом отношении, страны. Недостатком данной теории является то, что она признает обладание в течение определенного времени к вазимонополии предпринимателей страны-новатора на производство нового продукта.
Теория "жизненного цикла товара" (1966 г.) Р. Вернона более детально обосновывает возможность использования за пределами национальной экономики технологических преимуществ фирмы. Верной разделяет жизненный цикл товара на три стадии - инновационную, роста продаж и стандартизации. Каждому этапу соответствует этап обслуживания фирмы внутреннего и внешнего рынка. На первой - продажа продукции на внутреннем рынке, на второй - рост экспорта, на третьей, когда издержки приобретают особое значение, - прямыми инвестициями в иностранное производство.
Теория "жизненного цикла товара" Вернона не получила признания как общая теория ПИИ, поскольку она объясняет лишь один вариант причин этих инвестиций, а не все многообразие процесса, не объясняет миграцию капиталов между отдельными национальными экономиками с примерно одинаковой наделенностью факторами производства (например, страны развитого Запада). Все вышеизложенные концепции ПИИ - теории "несовершенства рынка" Хаймера и Киндльбергера, присвоения Маги, "жизненного цикла товара" Вер-нона - имели ограниченность в том, что не объясняли причину, по которой фирма использует свои "особые преимущества собственности" с целью сохранения своих старых рынков сбыта и продвижения на новые путем прямого иностранного инвестирования.
теория эффекта масштаба, технологического роста и цикла жизни товара в международной торговле, внутриотраслевой торговле, несовершенной конкуренции и некоторые другие исповедуют принципиально новые, отличные от классических, подходы к объяснению международной торговли. Они практически отрицают классические модели, полагая их приемлемыми во время их создания, но несовременными и не могущими объяснить сложную структуру международной торговли сегодня. Если новейшие теории международной торговли, развивающие классические теории или вытекающие из них, рассматривают международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров, то новейшие теории, отрицающие классические, в равной степени уделяют внимание и предложению, и спросу на товары в международной торговле.
10. Понятие и составляющие внешнеэкономической политики государства. Экспорто и импортозамещение. Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.
В наши дни фритредерство выступает в новом обличии — либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.
С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные — в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.
Протекционистские ограничения могут существовать в виде:
- импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.
Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара.
- нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.
Виды нетарифных барьеров:
- экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;
- лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается.
Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:
- автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;
- неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.
Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:
- антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;
- компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.
Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится:
во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке;
во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства.
Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах
Обобщая изложенное, можно ответить, что стабильность позиций внешнеэкономических политики зависит не только от стратегических целей, но и определяется согласованностью таких стратегических компонентов, как:
- международной ситуацией вообще в системе внешних связей;
- положением в национальной экономике;
- социально-политической ситуацией в стране.
11. Понятие, функции и классификации таможенных пошлин. Проблема тарифных пиков;
Таможенные пошлины - это обязательные платежи или взносы, которые взимаются таможенными органами в случае ввоза товара на таможенную территорию или же вывозе с нее. Они являются неотъемлемым условием подобного вывоза или ввоза. В настоящее время различают многочисленные виды таможенных пошлин. Их уплата обеспечивается государственным принуждением и носит обязательный характер.
Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.
Импортные пошлины – это налогообложение ввозимых в страну товаров. Они подразделяются на:
- фискальные пошлины (производится в соотношении товаров, которые не производятся внутри страны)
- протекционистские пошлины (предназначены для защиты местных производителей от иностранных конкурентов)
Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзита.
Основные методики установления уровня таможенных пошлин:
1) велечина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицей измерения (веса, площади, объема и т.д). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары в периоды депрессии и кризиса.
2) Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Такая пошлина называется адвалорная. Данная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий.
В зависимости от режима установления пошлин различают:
1) преференциальные (особо льготные)
2) договорные (min)
3) генеральные (max, автономные)
Таможенная пошлина зависит от уровня импортных, экспортных и внутренних цен, который объективно обоснован. Она служит эффективным инструментом для изъятия разницы между данными ценами в доход государства.
Тарифные пики. Для Канады, ЕС, Японии, США характеры многочисленные случаи тарифных пиков на промышленные товары, особенно на продукцию пищевой промышленности, текстиль и одежду, обувь, изделия из кожи и товары для путешественников, изделия для автомобилей, бытовую электронику, часы. Отдельные пики достигают 900%. Исходя из средних показателей, промышленные страны, предоставляют развивающимся странам щедрые тарифные преференции. Тем не менее, большинство таких тарифных преференций не касаются отдельных товаров, сбыт которых способствовал бы развитию промышленности наименее развитых стран. К таким товарам относятся текстиль и одежда, обувь и изделия из кожи. Сильнее всего от тарифных пиков страдают наименее развитые страны, так как тарифные пики устанавливаются на 11% экспорта этих стран в страны указанной групп, хотя в целом доля экспорта наименее развитых стран в общем объеме импорта составляет всего 4%.
12. Таможенный тариф и его виды. Принцип тарифной эскалации и деэскалации. Товарная номенклатура и Гармонизированная система описания и кодирования товаров (1988 .г);
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.
Известны 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство. Оба эти направления используют таможенно-тарифное регулирование, так как именно оно составляет основу финансовой деятельности государства в лице таможенных органов.
Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика предполагает установление высокого таможенного обложения товаров, ввозимых на территорию страны. Таким образом государство ставит барьер на пути проникновения импорта на внутренний рынок.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.
Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров - многоцелевая товарная номенклатура, в основу построения которой положена совокупность различных признаков товаров. Гармонизированная система:
- отвечает потребностям таможенных органов, статистических служб и коммерческой деятельности;
- является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступившей в силу 1 января 1988г.
13. Понятие и характеристика нетарифных ограничений. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, их эффективность;
Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:
1) тарифные ограничения - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны опр. товаров. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
2) нетарифные ограничения - совокупность методов гос. регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования;
3) формы стимулирования экспорта.
Все они имеют исконно протекционистскую направленность.
Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт - государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. 2 вида таможенных пошлин: 1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения); 2) адвалорные(устанавливаются в виде % от таможенной стоимости товара).
Таможенный тариф в ограниченном смысле - перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее расширенными формами сравнению с тарифными методами.
Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирование) – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотируется в основном импорт товаров, способствуя снижению конкуренции на внутреннем рынке.
К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).
Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).
В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится «активный протекционизм» или различные формы стимулирования экспорта. Экспортные субсидии – это льготы фин. характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем. Экспортные субсидии бывают: 1)Прямые– выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. 2) Косвенные – путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.
Демпинг – распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является следствием гос. внешней политики (экспортер получает субсидию); может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах. Это возможно в случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели - монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен.
Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго – это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.
14. Классификация нетарифных ограничений (ВТО) и механизм действия инструментов нетарифного регулирования;
Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла, все чаще применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, МВФ, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих гос. затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
Административные меры:
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система гос. закупок товаров, гос. торговля в странах с рыночной экономикой);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
4. Тех. стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).
Использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
15. Ценовые методы стимулирования экспорта. Валютный и товарный демпинг. Государственное субсидирование экспорта;
Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).
А. Стимулирование экспортного производства. Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.
Методы стимулирования: налоговые льготы; субсидии; гарантирование частных вложений; льготные кредиты; предоставление грантов; помощь в решении инфраструктурных вопросов; стимулирование прямых иностранных инвестиций.
Организационные формы: создание специальных государственных фондов; мобилизация ресурсов частных институтов; создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.
Б. Стимулирование собственно экспорта
Методы стимулирования: Экспортные премии (субсидии) - фин. льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Экспортные кредиты распространяются на готовую продукцию. Кредитование осуществляется путем выплат из спец. фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования. Страхование экспорта осуществляется через предоставление гос. гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин. Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения нац. валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на опр. величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в ден. средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену
Валю́тный де́мпинг — экспорт товаров по сниженным ценам (относительно мировых), что осуществляется через снижение валютных курсов. При валютном демпинге экспортёр, покупая товары на внутреннем рынке и продавая их по низким ценам, покупает твёрдую валюту и обменивает её на большее количество национальной валюты.
ТОВАРНЫЙ ДЕМПИНГ — экспорт товаров по ценам ниже цен внутреннего рынка, применяемый как средство борьбы за новые рынки сбыта.
16. Неценовые методы стимулирования экспортеров. Экспортный контроль как направление внешнеэкономической деятельности государства;
Методы стимулирования экспортеров:
субсидирование. Финансовое содействие экспортерам обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на запрет, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную продукцию на мировом рынке. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции;
государственное кредитование, в том числе и льготное. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру среднесрочных и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения, а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кредитам. В России система долгосрочного кредитования экспорта только складывается, создан Российский экспортно-импортный банк, которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени;
страхование экспортно-импортных операций, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками. Роль страхования в последние годы сильно возросла. В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации. В России система страхования внешнеторговых рисков находится в стадии становления, образовано страховое общество, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.;
налоговые и иные льготы, суть которых состоит в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операции; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва развития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестирования за границей. Широко применяемый в международной практике метод финансовых льгот основан на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства, и освобождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы;
организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширения масштабов экспортных операции. Механизм организационного содействия включает такие способы как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации, предоставление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. В России создается система внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство налаживает работу по презентации и продвижению российских товаров на новые рынки и возвращению на потерянные рынки стран Восточной и Центральной Европы. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов.
Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Закона об экспортном контроле). Осуществляется органами экспортного контроля.
Основными целями экспортного контроля являются:
o защита интересов РФ;
o создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику (ст. 4 Закона об экспортном контроле).
o добросовестность выполнения международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
o законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;
o приоритет интересов безопасности государства;
o осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
o единство таможенной территории РФ;
o гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
o взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 5 Закона об экспортном контроле).
17. Сущность и структура ТНК. ТНК и многонациональные компании. Основные типы международных корпораций;
Сущность и структура ТНК
Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Транснациональная компания – это предпринимательская фирма, осуществляющая предпринимательскую деятельность за пределами страны своей юрисдикции, в других государствах. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%.
Транснациональная компания создает систему международного производства, которая распределена между несколькими странами, но контролируется из одного центра – из материнской компании.
Классификация ТНК
Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.
ТНК и многонациональные компании.
Понятие транснациональной компании следует отличать от понятия многонациональной компании. Многонациональной является предпринимательская фирма, имеющая международный состав участников и органов управления вне зависимости от территориальных признаков своей деятельности.
Транснациональной является предпринимательская фирма, состав участников котор