Основы политики международного инвестирования государства, принимающего капитал

Мировая экономика и международное хозяйство сформировались в конце XIX, когда не только потоки товаров, но и движение факторов производства также приобрели мировой характер. Однако внешнеторговая политика имеет более давние корни по сравнению с политикой регулирования международной инвестиционной деятельности, которая сложилась в целостную систему только к концу ХХ века. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, движение капитала в форме прямых иностранных и портфельных инвестиций между странами до рубежа 80-90-х годов не было столь интенсивным, как десятилетие спустя, что было взаимообусловлено глобализационными процессами. Во-вторых, государства осознали необходимость перехода от протекционизма по отношению к иностранным инвестициям к формированию самостоятельной многоуровневой политики в области международной инвестиционной деятельности только в 80-х годах ХХ века. До этого развитые государства воспринимали иностранные инвестиции как неизбежную неприятность, с которой надо мириться. Что касается развивающихся стран, многие из которых получили независимость от бывших метрополий, старались использовать всевозможные ограничения для иностранных инвестиций, расцениваемых как методы неоколониальной зависимости.

Именно 80-е годы ХХ века показали, что иностранные инвестиции, равно как и инвестирование за рубежом, способствуют росту эффективности экономики при грамотном построении соответствующей политики. Поэтому к началу XXI века в странах сформировалось особое направление внешнеэкономической политики в области регулирования международной инвестиционной деятельности – внешнеинвестиционная политика.

Внешнеинвестиционная политика государствапредставляет собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике.

Структура внешнеинвестиционной политики государства охватывает два уровня регулирования: национальный и международный (См. рисунок 6). На национальном уровне формируется два типа политики: политика привлечения иностранных инвестиций и политика стимулирования экспорта прямых инвестиций.

На международном уровне регулирование международной инвестиционной деятельности осуществляется на основе выполнения странами обязательств членства в международных экономических организациях, а также по подписанным региональным и двусторонним соглашениям.

Международные экономические организации, такие как Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию стали основными субъектами глобального регулирования международной инвестиционной деятельности, способствуя ее либерализации.

Региональные и многосторонние соглашения, предусматривающие взаимные уступки государств в сфере перемещения инвестиций, стали неотъемлемой частью интеграционных процессов в современной мировой экономике.

Как уже было показано, внешнеинвестиционная политика государства состоит из двух направлений: регулирования ввоза и регулирование вывоза инвестиций. В связи с этим, правительства стран могут сформировать два типа комплексных мероприятий: в виде политики привлечения иностранных инвестиций и политики содействия зарубежным инвестициям.

Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения иностранных инвести­ций для содействия экономическому росту страны и укрепления её конкурентоспособности и/или получения мак­симально возможных экономических преимуществ.

При формировании политики привлечения иностранных инвестиций принимаются во внимание следующие свойства иностранных инвестиций в национальную экономику:

1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно, если не происходит реинвестирования;

2) иностранный капитал, ориентируемый на быструю и эффективную отдачу, может привести к диспропорциональному развитию нацио­нальной экономики (в отношении, напр., экологически грязных отраслей производства), если государство не будет регулировать направле­ния капиталопотоков;

3) невозможно избежать отрицательного отношения предпринимательского сектора и отдельных граждан при­нимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными компаниями и влиянию, которое они оказывают на опреде­ление стратегии развития той или иной отрасли экономики.

Государственная политика принимающей страны в отношении ино­странного капитала включает в себя (см. рис выше):

1. инвестиционный режим;

2. политику регулирования иностранных инвестиций с целью получения макси­мума прибыли на единицу вложенного капитала. Эта структурная часть ориентирована на максимизацию положительных и снижение отрицательных эффектов от иностранных инвестиций, поступающих в страну;

3. политику стимулирования для привлечения максимально возможно­го объема капитала.

Различают несколько инвестиционных режимов, применяемых в го­сударственной и межгосударственной практике регулирования инвестиционных потоков: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим.

Первый стандартный режим - режим наибольшего благоприятствования (РНБ) предусматривает выполнение следующих условий:

1. прини­мающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благо­приятно, чем к инвесторам любого другого государства,

2. РНБ гаранти­рует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны при­нимающей страны.

РНБ позволяет принимающей стране маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров, так как принимающая страна может расширять на односторонней основе дополнительные права, ко­торые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях.

Мировая практика показывает, что существуют исключения из РНБ. Они подразделяются на:

- исключения общего порядка (например, в отношении националь­ной безопасности);

- исключения, основанные на взаимных договоренностях (например, вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности);

- особые исключения, основанные на односторонней основе.

Второй тип стандартного инвестиционного режима - национальный режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же бла­гоприятные условия хозяйствования, как и для национальных предпринимателей.

Из национального режима также могут быть исключения. Например, в Китае законодательством предусмотрены следующие ограничения для иностранных инвесторов:

- ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, где ис­пользуются технологии, разработанные или внедренные в экономику страны, для которых уже существует производственная база;

- ограничен допуск иностранных инвестиций в отрасли, находящиеся в государственной монополии и относящиеся к сфе­ре государственного регулирования;

- запрещаются проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и обществен­ному интересу; нарушающие экологию, причиняющие ущерб здоровью населения и др.;

- ограничен допуск иностранных инвестиций в строительство и уп­равление основными водоснабженческими проектами для обще­ственного пользования; строительство метро, портов, гражданс­ких аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростан­ций; судостроение; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальных товаров; авиаперевозки; производство зерна, выращивание хлопка.

Третий тип инвестиционного режима - спра­ведливый и равноправный режим - не имеет четкого определения, хотя и применя­ется в международных инвестиционных соглашениях. Этот режим означает, что желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы ин­вестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу.

Каждый вид режима требует соблюдения принципа транспарентности, что означает своевременное уведомление инвес­торов: об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран через публикацию в средствах массовой информации, о действующем законодательстве и внесе­нии в него изменений или дополнений; о текущей инвестиционной политике, о возможных её изменениях; а также объяснение специфики адми­нистративных процедур и практики регистрации, лицензирования и др.

Инвестиционный режим – это только одна структурная часть государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Второе структурное направление - это политика регулирования иностранных инвестиций с целью получения макси­мума прибыли на единицу вложенного капитала. Она ориентирована на получение эффективности от иностранных инвестиций, поступающих в страну, и состоит из мероприятий, частично ограничивающих деятельность экономических субъектов с иностранным капиталом.

Наши рекомендации