Производственная практика, проводимая по окончании 6 семестра

Практика проводится по утвержденной рабочей программе, согласно которой студенты должны:

1. изучить состояние финансовой отчетности;

2. собрать фактические материалы для анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;

3. провести предварительную оценку финансового состояния предприятия, учреждения, организации и сделать прогноз дальнейшего развития;

4. выявить причины нежелательных отклонений ;

5. рекомендовать направления улучшения финансового состояния;

6. посмотреть учебный план 7 и 8 семестра и определить дисциплины, курсовые и контрольно-курсовые работы по которым можно выполнить, опираясь на данные предприятия-базы практики;

7. определить, потребуются ли для этого какие-либо дополнительные данные, и собрать их.

В процессе обработки и анализа собранных материалов выявляются основные характеристики и параметры финансово-хозяйственной деятельности, вскрываются причины отклонения от нормальных условий работы предприятия, влияние этих отклонений на финансовые показатели, намечаются мероприятия по улучшению финансового состояния объекта исследования.

В отчет о 2-й части производственной практики нужно включить также п.1 из первой части (общее описание предприятия). В случае, если студент проходил 1-ю часть производственной практики на одном предприятии, а 2-ю на другом, в отчет о 2-й части рекомендуется включить также все или некоторые темы (по указанию руководителя практики от университета), перечисленные в разделе 4.1.(пункты 2-16).

На основании собранных фактических данных дается предварительная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта (приложение 4) и прогноз его дальнейшего развития.

Производственная практика, проводимая по окончании 4 семестра

В процессе обработки и анализа собранных материалов выявляются основные характеристики и параметры финансово-хозяйственной деятельности, вскрываются причины отклонения от нормальных условий работы предприятия, влияние этих отклонений на финансовые показатели, намечаются мероприятия по улучшению финансового состояния объекта исследования.

В соответствии с выданным заданием собираются исходные данные по объекту исследования, на основании которых можно выполнить:

· анализ финансового состояния предприятия;

· определить основные тенденции (направления) улучшения финансового состояния объекта исследования.

Практика проводится по утвержденной рабочей программе, согласно которой студенты должны:

· получить сведения об организационно-правовой структуре хозяйствующего субъекта и подразделения, в котором проходит практику;

· ознакомиться с работой, выполняемой подразделением и перспективами его развития;

· собрать данные о выпускаемой продукции, выполняемых работах и оказываемых услугах, рынках их сбыта;

· выявить поставщиков, потребителей и конкурентов;

· изучить состояние финансовой от­четности;

· собрать фактические материалы для анализа финансо­во-хозяйственной деятельности;

· провести предварительную оценку финансового состояния предприятия, учреждения, ор­ганизации и сделать прогноз дальнейшего развития;

· выявить проблемы, стоящие перед объектом исследования.

При сборе материалов основными источниками сведений являются: законодательные акты и нормативно-справочные материалы, плановые и отчетные документы; бухгалтерская отчетность; должностные инструкции и положения; статистические данные; результаты опроса работников; результаты специальных наблюдений и обследований, проводимых самим студентом.

Практика условно разбивается на два этапа. Продолжительность выполнения этапов не имеет четкого разграничения во времени; они могут выполняться параллельно.

На втором этапе изучается основная бухгалтерская отчетность за Iи II кварталы текущего года. На основании собранных фактических данных дается предварительная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта (приложение 4) и прогноз его дальнейшего развития.

Оформление отчета и оценка результатов прохождения

Производственной практики

Форма, вид и порядок отчетности обучающихся о прохождении практики перед образовательной организацией, направившей обучающего на практику, определяются программой практики и стандартом системы менеджмента качества ТулГУ СТ ТулГУ 8.2.4-02 «Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам высшего образования».

Освоение образовательной программы в части всего объема практики, завершается испытанием промежуточной аттестацией результатов прохождения практики обучающимися, которое проводится в форме защиты обучающимися отчётов по практике в течение двух рабочих дней после окончания срока практики.

В последний день практики обучающийся представляет на кафедру ФиМ отчет по практике, оформленный в соответствии с требованиями, установленными программой практики, и учетную карточку с характеристикой работы обучающегося, оценками прохождения практики и качества компетенций, приобретенных им в результате прохождения практики, данной руководителем практики от организации.

Отчеты обучающихся по практике и учетные карточки прохождения практики обучающимися хранятся на кафедре ФиМ.

Оформление отчета по производственной практике

К моменту окончания производственной практики обучающийся оформляет отчет по производственной практике, который должен содержать: титульный лист (приложение 3), введение, основную часть, заключение, список использованной лите­ратуры.

Во введении формируются задачи производственной практики, дается оценка их актуальности.

В основной частиотчета должны быть отражены все вопросы программы производственной практики и индивидуального задания.

В заключении даются рекомендации по решению поставленных во время прохождения производственной практики задач.

При составлении отчета должны быть широко использованы возможности обобщения и анализа рассматриваемых материалов. Целесообразно включение в отчет графиков, таблиц, фотогра­фий, схем и т.д.

При включении в отчет образцов планово-учетной докумен­тации желателен показ примеров их заполнения.

К отчету прилагаются материалы для предстоящего выполне­ния курсовой и научно-исследовательской работы.

Отчет объемом 20-30 страниц оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 на сброшюрованных листах формата А4 (ГОСТ 2301-68). Текст должен отвечать требованиям грамматики и стилистики.

При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:

- шрифт – Times New Roman; формат – 14, интервал – 1,5 с оставлением полей: по левому полю (для подшивки) - 35 мм; по правому полю - 15 мм; по верхнему и нижнему полям -20 мм;

- сокращение слов, кроме общепринятых не допускается;

- абзац должен начинаться с расстояния 35 мм от левого края страницы;

- примечание, примеры, сноски рекомендуется располагать на расстоянии 45 мм от левого края страницы;

- каждая глава отчёта по практике должна начинаться с но­вой страницы, название параграфов (пунктов) - с абзаца. Под­черкивание наименования глав и параграфов не допускается. Расстояние между заголовком глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния между строками текста;

- не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 4-5 строк после­дующего текста;

- нумерация страниц должна быть сквозная, проставляется в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется;

- формулы вписываются с помощью редактора формул. Значение симво­лов и числовых коэффициентов должны быть приведены непос­редственно под формулой, с новой строки в той же последова­тельности, в какой они приведены в формуле. Первая строка пояснения начинается словом "где" без двоето­чия после него. Формулы должны нумероваться в пределах раздела арабскими цифрами, например, (3.6);

- при приведении цифрового материала должны использо­ваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов и полугодий (обозначаются римскими циф­рами). Количественные числительные в тексте даются без па­дежных окончаний. Такиезнаки, как №, §, % пишутся только при цифровых или буквенных величинах. В тексте их следует писать только словами: "номер", "параграф", "процент". Мате­матическиезнаки "+", "-", "=" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: "плюс", "ми­нус", "равно" и т.п.;

- выполнение рисунков и схем производится с помощью Microsoft Excel. Рисунки нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами, и сопровождаются подрисуночными подпися­ми, например, "Рисунок 1.1 - Финансовая система Российской Федерации". На все рисунки должны быть ссылки в тексте;

- таблицы должны нумероваться в пределах каждого раздела арабскими цифрами, например, «Таблица 1.3». Такая надпись начинается с правого верхнего угла таблицы. Ниже по центру помещается название таблицы, например, «Баланс предприятия». Таблица размещается после первого упоминания в тексте. При ссылке на таблицу в тексте указывается ее полный номер, например, (Табл.1.3).

Использованные во время работы над отчетом по производственной практике литературные источники указываются в конце отчета под заголовком "Список использованной литературы". В список литературы следует включать все использованные источники, включая рукописные, в следующем порядке:

· указы Президента РФ; законы РФ; постановления Правительства РФ;

· нормативные документы и акты;

· специальная литература, в том числе малотиражные документы, лекции, методические разработки, отчеты о научно-исс­ледовательской работе (в алфавитном порядке).

Каждый литературный источник отражается в следующем по­рядке:

· порядковый номер в списке;

· фамилия и инициалы автора;

· название книги (название статьи, название сборника, журнала, его номер);

· издательство (наименование организации);

· место и год выпуска.

При ссылке в тексте на источники информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенные в квадратные скобки и номера страниц, например, [4,с.24-31].

Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах. Каждое приложение начинается с новой страницы и сопровождается заголовком. В правом верхнем углу пишется слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и указывается его номер арабскими цифрами, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Если приложение одно, то номер его не ставится.

Отчет рассматривается и визируется руководителем практи­ки от профильной организации и утверждается руководителем организации.

Наши рекомендации