Производственная практика, проводимая по окончании 4 семестра

Практика проводится по утвержденной программе производственной практики, согласно которой обучающийся должен:

1. получить сведения об организационно-правовой структуре организации (базы практики) и подразделения, в котором проходит практику;

2. изучить организационную структуру организации (базы практики);

3. ознакомиться с работой, выполняемой подразделением, его функциями, взаимосвязями с другими подразделениями и перспективами его развития;

4. охарактеризовать преобладающий стиль управления в подразделении (организации);

5. описать систему оплаты труда работников подразделения; специально обратить внимание на ключевые показатели деятельности в случае, если они используются в организации;

6. определить тип организационной культуры организации и субкультуры подразделения;

7. собрать данные о выпускаемой продукции, выполняемых работах и оказываемых услугах, рынках их сбыта;

8. выявить поставщиков, потребителей и конкурентов;

9. определить тип рынка, на котором продаются основные виды продукции (услуг) организации;

10. описать маркетинговую стратегию организации;

11. оценить соответствие маркетинговой стратегии типу рынка;

12. выяснить, является ли организация (предприятие) загрязнителем окружающей среды, и какие меры она принимает для уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду;

13. охарактеризовать деятельность организации с точки зрения концепции социальной ответственности;

14. собрать данные и проиллюстрировать динамику показателей деятельности организации за последние 3-5 лет (выручка, численность работников, возрастной и квалификационный состав персонала, текучесть кадров, производительность труда, стоимость оборудования, фондоотдача, прибыль, рентабельность продукции, уровень и структура себестоимости основных видов продукции и т.п. в соответствии с профилем деятельности организации);

15. описать структуру карьеры молодого специалиста в этой организации;

16. выявить проблемы, стоящие перед объектом исследования.

В отчете о производственной практике должны быть отражены сведения как минимум по 8 пунктам из указанного списка, причем п.п. 1, 2, 14 и 16 являются обязательными.

При сборе материалов основными источниками сведений являются: законодательные акты и нормативно-справочные материалы, плановые и отчетные документы; бухгалтерская отчетность; должностные инструкции и положения; статистические данные; результаты опроса работников и т.п.

Производственная практика, проводимая по окончании 6 семестра

Практика проводится по утвержденной программе производственной практики, согласно которой обучающийся должен:

1. изучить состояние финансовой отчетности;

2. собрать фактические материалы для анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;

3. провести предварительную оценку финансового состояния организации, воспользовавшись методиками приложения 4, и сделать прогноз дальнейшего развития;

4. выявить причины нежелательных отклонений от нормальных условий работы предприятия, а также проанализировать влияние этих отклонений на финансовые показатели;

5. рекомендовать направления улучшения финансового состояния.

В отчете о производственной практике должны быть отражены сведения об организационно-правовой структуре организации (базы практики) и подразделения, в котором проходит практику обучающийся. В случае, если студент проходил первую часть производственной практики (по окончании 4 семестра) на одном предприятии, а вторую часть производственной практики (по окончании 6 семестра) на другом, то в отчет рекомендуется включить также все или некоторые темы (по указанию руководителя практики от ТулГУ), перечисленные в разделе 4.1 (пункты 2-16).

Оформление отчета и оценка результатов прохождения

Производственной практики

Форма, вид и порядок отчетности обучающихся о прохождении практики перед образовательной организацией, направившей обучающего на практику, определяются программой практики и стандартом системы менеджмента качества ТулГУ СТ ТулГУ 8.2.4-02 «Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам высшего образования».

Освоение образовательной программы в части всего объема практики, завершается испытанием промежуточной аттестацией результатов прохождения практики обучающимися, которое проводится в форме защиты обучающимися отчётов по практике в течение двух рабочих дней после окончания срока практики.

В последний день практики обучающийся представляет на кафедру ФиМ отчет по практике, оформленный в соответствии с требованиями, установленными программой практики, и учетную карточку с характеристикой работы обучающегося, оценками прохождения практики и качества компетенций, приобретенных им в результате прохождения практики, данной руководителем практики от организации.

Отчеты обучающихся по практике и учетные карточки прохождения практики обучающимися хранятся на кафедре ФиМ.

Оформление отчета по производственной практике

К моменту окончания производственной практики обучающийся оформляет отчет по производственной практике, который должен содержать: титульный лист (приложение 3), введение, основную часть, заключение, список использованной лите­ратуры.

Во введении формируются задачи производственной практики, дается оценка их актуальности.

В основной частиотчета должны быть отражены все вопросы программы производственной практики и индивидуального задания.

В заключении даются рекомендации по решению поставленных во время прохождения производственной практики задач.

При составлении отчета должны быть широко использованы возможности обобщения и анализа рассматриваемых материалов. Целесообразно включение в отчет графиков, таблиц, фотогра­фий, схем и т.д.

При включении в отчет образцов планово-учетной докумен­тации желателен показ примеров их заполнения.

К отчету прилагаются материалы для предстоящего выполне­ния курсовой и научно-исследовательской работы.

Отчет объемом 20-30 страниц оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 на сброшюрованных листах формата А4 (ГОСТ 2301-68). Текст должен отвечать требованиям грамматики и стилистики.

При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:

- шрифт – Times New Roman; формат – 14, интервал – 1,5 с оставлением полей: по левому полю (для подшивки) - 35 мм; по правому полю - 15 мм; по верхнему и нижнему полям -20 мм;

- сокращение слов, кроме общепринятых не допускается;

- абзац должен начинаться с расстояния 35 мм от левого края страницы;

- примечание, примеры, сноски рекомендуется располагать на расстоянии 45 мм от левого края страницы;

- каждая глава отчёта по практике должна начинаться с но­вой страницы, название параграфов (пунктов) - с абзаца. Под­черкивание наименования глав и параграфов не допускается. Расстояние между заголовком глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния между строками текста;

- не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 4-5 строк после­дующего текста;

- нумерация страниц должна быть сквозная, проставляется в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется;

- формулы вписываются с помощью редактора формул. Значение симво­лов и числовых коэффициентов должны быть приведены непос­редственно под формулой, с новой строки в той же последова­тельности, в какой они приведены в формуле. Первая строка пояснения начинается словом "где" без двоето­чия после него. Формулы должны нумероваться в пределах раздела арабскими цифрами, например, (3.6);

- при приведении цифрового материала должны использо­ваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов и полугодий (обозначаются римскими циф­рами). Количественные числительные в тексте даются без па­дежных окончаний. Такиезнаки, как №, §, % пишутся только при цифровых или буквенных величинах. В тексте их следует писать только словами: "номер", "параграф", "процент". Мате­матическиезнаки "+", "-", "=" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: "плюс", "ми­нус", "равно" и т.п.;

- выполнение рисунков и схем производится с помощью Microsoft Excel. Рисунки нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами, и сопровождаются подрисуночными подпися­ми, например, "Рисунок 1.1 - Финансовая система Российской Федерации". На все рисунки должны быть ссылки в тексте;

- таблицы должны нумероваться в пределах каждого раздела арабскими цифрами, например, «Таблица 1.3». Такая надпись начинается с правого верхнего угла таблицы. Ниже по центру помещается название таблицы, например, «Баланс предприятия». Таблица размещается после первого упоминания в тексте. При ссылке на таблицу в тексте указывается ее полный номер, например, (Табл.1.3).

Использованные во время работы над отчетом по производственной практике литературные источники указываются в конце отчета под заголовком "Список использованной литературы". В список литературы следует включать все использованные источники, включая рукописные, в следующем порядке:

· указы Президента РФ; законы РФ; постановления Правительства РФ;

· нормативные документы и акты;

· специальная литература, в том числе малотиражные документы, лекции, методические разработки, отчеты о научно-исс­ледовательской работе (в алфавитном порядке).

Каждый литературный источник отражается в следующем по­рядке:

· порядковый номер в списке;

· фамилия и инициалы автора;

· название книги (название статьи, название сборника, журнала, его номер);

· издательство (наименование организации);

· место и год выпуска.

При ссылке в тексте на источники информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенные в квадратные скобки и номера страниц, например, [4,с.24-31].

Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах. Каждое приложение начинается с новой страницы и сопровождается заголовком. В правом верхнем углу пишется слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и указывается его номер арабскими цифрами, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Если приложение одно, то номер его не ставится.

Отчет рассматривается и визируется руководителем практи­ки от профильной организации и утверждается руководителем организации.

Наши рекомендации