Институты контроля государственных финансов в СССР в довоенный и военный период
Формирование системы государственных финансов, в частности государственного бюджета неразрывно происходило с формированием и развитием системы государственного контроля.
Государственный финансовый контроль (ГФК) - это деятельность органов власти, которая установлена законодательно и направлена на выявление, предупреждение и пресечение:
· ошибок в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также нематериальными объектами государственной собственности, которые могут повлечь за собой прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государства;
· несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
· недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных [15, c. 149].
Начало 20-го века было обусловлено структурными изменениями в системе Государственного финансового контроля.
Важным этапом развития ГФК стало создание в 1901 году в составе Госконтроля Департамента кредитной отчетности, который должен был производить ревизию расходов Государственного банка и его операций за счет казенных средств, расходов Крестьянского поземельного банка и других кредитных учреждений, кредитных операций Управления мелкого кредита.
Так же Департаменту позже были переданы на контроль страховые операции сберегательных касс, а позже и ревизия годовых отчетов Государственного банка. К подконтрольным объектам добавились: Особенная канцелярия по кредитной части Министерства финансов и Экспедиции заготовления государственных бумаг и Монетного двора. [15]
В связи с угрозой военных действий продолжат изменяться и усложняться контроль расходования казенных средств в армии.
В ведомстве Государственного контроля был утвержден полевой контроль, в ведение которого был передан контроль за правильностью оборотов казенного имущества в военное время учреждается полевой контроль при действующей армии, а в случае надобности и при отдельных корпусах. В состав полевого контроля входили: полевой генерал-контролер и полевой контролер.
Прямое подчинение личного состава полевому контролеру наложило отпечаток на объективность контрольной деятельности.
Утвержденное положение о предметах и порядке действий полевого контроля (1899г.) возлагало следующие задачи:
· рассмотрение перечней расходов военного времени,
· проверка наличия материальных ценностей и денежных средств,
· заключение относительно хозяйственных операций армий,
· предварительная проверке выплаты казенных денежных средств. [15].
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла изменений в систему Государственного финансового контроля. Вся система законодательства была сохранена.
Постановления Временного правительства о контроле давало Государственному контролеру осуществлять контроль по своему усмотрению. При обнаружении злоупотребления должностными лицами, контрольные органы сообщали об этом соответствующему начальству и прокуратуре для расследования и возбуждения уголовных дел. Но практических результатов это постановление не принесло, Государственный контроль продолжал работать по старой системе финансового контроля. [1, c. 120]
Этап становления государственного финансового контроля после революции 1917 года происходил под руководством В. И. Ленина.
В рамках прежних компетенций продолжал функционировать специализированный орган финансового контроля - Государственный контроль.
В дальнейшем эта структура была наделена полномочиями Народного комиссариата и создана коллегия Госконтроля. Начинали создаваться в рамках данной программы новые контрольные органы: Центральная контрольная коллегия, учетно-контрольные коллегии на местах и контрольные комиссии, действующие на предприятиях.
Народный комиссариат Госконтроля (НКГК) имел право осуществлять военно-полевой контроль, участие в делах страхования, разработку смет учреждений различных ревизионных комиссий, а так же наблюдать за законностью и целесообразностью хозяйственных операций.
Новый этапом развития финансового контроля стало создание при Народном Комиссариате финансов Финансово-контрольного управления.
На данный орган управления возложены были следующие задачи:
1) организация последующего документального контроля: проверка доходов и расходов общегосударственного бюджета, а так же оборотов всех денежных средств и материальных ценностей, которые находятся в подотчетных кассах и учреждениях;
2) осуществление фактического контроля: реальная внезапная проверка денежных и материальных ценностей;
3) проверка правильности финансовой отчетности всех ведомств СССР; [2, c.89].
Следующим этапом развития Государственного финансового контроля стало проведенное в 1926году упразднение системы.
В апреле 1927 года вышло положение о государственном финансовом контроле, в рамках которого переименовали Финансово-контрольное управление в Главное управление государственного финансового контроля при НКФ СССР.
1930 год ознаменовался упразднением Госфинконтроля, и передачей его функций Рабоче-Крестьянской инспекции.
В результате преобразования системы финансового контроля в середине 30-х годов общегосударственный финансовый контроль осуществляли следующие органы:
· Верховный Совет СССР,
· Верховные Советы союзных и автономных республик,
· местные Советы депутатов- трудящихся. [1, c.125].
Осуществление контроля, прежде всего проходило на стадии рассмотрения проекта бюджета и утверждения отчетов по его исполнению.
Специализированными органами финансового контроля, существовавшими в данный период являлись:
· Министерство государственного контроля;
· Министерство финансов СССР и его органы (Контрольно-ревизионное управление, КРУ министерств финансов союзных республик и их органы на местах);
· Госбанк СССР. [1, c. 127].
В рамках Минфина СССР в 1936 году образовалось Контрольно- ревизионное управление, которое осуществляло проверку правильности проведения бюджетных законов, а так же контроль правильности и экономности использования бюджетных средств, контроль своевременности выполнения государственными и кооперативными организациями своих обязательств перед бюджетом.
Важным этапом финансового контроля стал Госбанк СССР и банки долгосрочных вложений. На Госбанк СССР были возложены следующие функции:
· осуществление контроля расходования фондов заработной платы;
· хранение и использование наличных денежных средств;
· своевременное и правильное осуществление взаиморасчетов между организациями и 16 учреждениями;
· выполнение финансовых обязательств перед бюджетом.
Утверждение Внутриведомственного финансового контроля, учрежденного в 1937 году, стало следующим этапом развития финансового контроля. Создавались контрольно-ревизионные отделы (группы) во всех ведомствах и учреждениях, входившие в состав центральных (главных) бухгалтерий.
Главная задача, которая ставилась перед данными органами - установление систематического контроля и документальной ревизии всех подчиненных учреждений и организаций.
В период второй мировой войны не происходило изменения систем контроля, их упразднение и введение новых было проведено в период денежной реформы 1947 года и в послевоенное время. Продолжали действовать специализированные органы государственного контроля, такие как Министерство государственного контроля, Министерство финансов и Госбанк СССР.
Формирование системы государственного контроля происходило поступательно. Формирование и соподчинение одних министерств сменялось формированием новых. Данный процесс связан с организацией наилучшей формы контроля.