Формирование государственных финансов СССР в начале 20 века и в период второй мировой войны
Становление государственных финансов в России напрямую зависело от государственного строя. Государственная политика в период царского самодержавия и последовавшее за ней Временное буржуазное правительство, сдерживало развитие производительных сил России.
Первая мировая война 1914-1918 года обострила противоречия внутри страны и показала непрочность её финансовой системы. Дефицит государственного бюджет 1916 года составил свыше 75% объёма бюджета. Его покрытие главным образом происходило за счет выпуска бумажных денег. Стремительно росший государственный долг с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 увеличился до 60 млрд. руб. к концу 1917. Покупательная сила рубля в конце 1917 года упала до 7 копеек.[4]
Победа в Октябрьской революции 1917 дала толчок к становлению советской финансовой системы. Произошел слом старой государственной системы и создание советского государственного аппарата.
Советской властью были проведены мероприятия по национализации банков, аннулировании дореволюционных займов, и государственной монополизации страхового дела. Введение государственного социального обеспечения трудящихся положило начало введению социальных гарантий государства.
Разработанная Коммунистической партией финансовая программа, предусматривала следующие мероприятия:
· централизацию в области финансов;
· введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками;
· проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми);
· ликвидацию бюджетного дефицита;
· организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов. [4]
Создание нового финансово-кредитного аппарата привело к формированию следующих структур:
· Народный комиссариат финансов;
· Народный банк РСФСР;
· финансовые отделы местных советов.
Гражданская война и иностранные интервенции 1918—1920 годов прервали выполнение многих намеченных финансовых преобразований.
Данный исторический период сопровождался сокращением государственных доходов, резким ростом значения денежной эмиссии, и введением продразвёрстки. Потребовалась концентрация ресурсов в руках государства и их распределение в натуральной форме, что сузило сферу функционирования финансов.
Переход к новой экономической политике (нэпу) на передний план выдвинул задачи в области укрепления финансов.
Решением 10-го съезда партии (1921) были приняты следующие преобразования финансовой системы:
· отмена продразвёрстки и ее заменена продналогом;
· проведение денежной реформы 1922-1924 годов;
· советская валюта имела устойчивое золотое обеспечение;
· бюджетный дефицит был ликвидирован;
· свое развитие получили товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. [9]
Важную роль в укреплении финансов сыграл перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт.
Проведенная в 1930 налоговая реформа заменила существовавшие ранее многочисленные налоги и сборы. Поступление в доходную часть бюджета происходило главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Данные поступления сформировали в 1934 свыше 70% бюджетного дохода, тогда как доля дохода от налогов с населения не превышала 6%. [3, c. 68]
Сформированный финансовый потенциал в довоенные годы позволил в дальнейшем увеличить расходы на оборону. В 1940 году расходы государства на оборону сравнялись с расходами на народно хозяйство, а в 1941 году превысили его почти в двое. Для покрытия резко возросших расходов необходимо было искать новые доходные источники внутри страны, так как внешних источников не существовало. [5]
Комиссар финансов СССР А.Г. Зверев отмечал: «Когда мы обсуждали, за счет чего можно решить вопрос финансирования – пришли к выводу, что главный упор следует сделать на госбюджет – могучее средство организации экономики, ее мобилизации, перестройки и контроля». В результате 57–58 % национального дохода, 65–68 % промышленной и около 25 % сельскохозяйственной продукции удалось использовать непосредственно на военные нужды [11, c. 119]
Частично проблема дефицита была решена за счет дополнительной денежной эмиссии, приведшей к увеличению денежной массы за годы войны в четыре раза и, как следствие, – к усилению инфляционных процессов [7].
Основными доходными источниками государственного бюджета стали налоговые поступления за счет уплаты предприятиями налога с оборота и отчислений от прибыли, доля которых в общей сумме доходов государственного бюджета в 1941 г. составила около 70 %. Однако с началом войны поступления в доходную часть бюджета стали снижаться.[13]
Военный условия в которых функционировало народное хозяйство потребовали изыскания новых доходных источников государственного бюджета. В связи с этим был проведен ряд преобразований в налоговой системе, в частности в 1941 г. были введены новые налоги с населения – военный, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сборы с владельцев скота, за регистрацию охотничье- промысловых собак и др. [5]
Период Великой Отечественной войны характеризуется всемирной мобилизацией материальных, людских и денежных ресурсов. Изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Финансовые затраты на военные расходы и возмещение потерь, причинённых народному хозяйству, осуществлялись из бюджетных резервов и свободных финансовых ресурсов государственных предприятий и хозяйственных организаций.[14]
Большой финансовый объем денежных средств был собран в рамках созданных по инициативе трудящихся Фонда Красной Армии и Фонда обороны. Последний служит примером самоотверженности и высокого гражданского долга советских людей, так как был сформирован за счет добровольных пожертвований отдельных граждан и целых коллективов. Расходование средств подвергалось строжайшему контролю.
Таким образом, добровольные взносы населения сыграли заметную роль в укреплении военного потенциала страны. Использование специфических источников финансирования в целях покрытия бюджетного дефицита, жесткая финансовая дисциплина и тщательный контроль за движением бюджетных потоков обеспечили устойчивый рост доходов государственного бюджета и, более того, его профицитность в 1944–1945 гг., что позволило руководству страны не прибегать к крупномасштабным внешним заимствованиям и сохранить устойчивость государственной финансовой системы
Военный период является переломным. Становление финансовой политики и формирование структуры государственных финансов было прервано войной, которая потребовала централизации денежных средств для обеспечения военных нужд. Все социальные программы, а так же программы, направленные на развитие и укрепление общества были вынуждены свернуть. Фактически финансовую систему государственных доходов, равно как и финансовую систему всей страны пришлось формировать снова.
Однако имеющаяся система институтов контроля бюджетных средств, а так же распределения и перераспределения финансов в военный период выстояла.