Понятие и структура государственных финансов.
С возникновение государства, как структуры, объединяющей территории и проживающей на ней людей, появилось необходимость содержать сама аппарат государства, а также его институты. Необходимость быть защищенными привела к формированию армии, органов внутреннего порядка и т.д. Так же немаловажно выполнять социальные функции по поддержанию и развитию государства.
Исторически возникновение государства принято связывать с появлением индивидуального производства, частной собственности и социальным расслоением.
Понятие государство включает в себя территорию с проживающим на ней населением, объединенным языком, традициями и культурой, а также публичная власть, в состав которой входят институты власти. К таковым относятся: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. [6, c. 35]
С целью функционирования государства необходимо сформировать государственные финансы, которые будут направлены на содержание институтов государства, а также на социальные программы и программы развития государства. Таким образом, функционирование государства не возможно без его финансового обеспечения.
Основными функциями финансов является распределение и контроль.
Распределительная функция вытекает из сущности финансов, она отражает финансовые и экономические отношения и необходимость обоснованного финансирования.
Принято выделять первичное и вторичное распределение. Первичное распределение финансов опосредует расширенное воспроизводство.
Вторичное распределение необходимо для выполнения функций государства по средствам перечисления в доходную часть бюджета и другие централизованные фонды.
Контрольная функция финансов является вторичной по отношению к распределению, ввиду того, что она появляется только после распределения и призвана контролировать обоснованность и необходимость этого распределения. Существует микро уровень (предприятия) контроля и макро уровень (государство).
В экономической литературе две сферы финансовых отношений: централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные финансы также принято называть Государственными финансами. Они могут включать в себя общегосударственные финансы, финансы субъектов страны, а также финансы органов местной власти.
Государственные финансыявляются совокупностью экономических отношений, связанных с образованием и распределением денежных фондов, которые необходимы государству для осуществления своих обязательств и полноценного функционирования государственного аппарата. [6, c.40]
Термин «Государственные финансы» впервые был употреблен во Франции в 16 в.
Главным финансовым документом, относительно которого происходит формирование доходной и расходной части государственных финансов является бюджет. В нем происходит аккумулирование, распределение и перераспределение денежных средств государства.
Структура государственных финансов, а также система доходов и расходов напрямую зависит от общественного строя государства, а так же от уровня экономического развития.
В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы состояли в основном из налогов и обогащения господствующих классов.
В докапиталистических период доходы и расходы государства состояли главным образом из натуральных форм. Средством покрытия расходов был труд рабов, производимые ими продукты, грабежи и дань с покорённых народов.
С созданием централизованных государств связывают появление системы регулярных общегосударственных налогов и пошлин. Произошло отделение казны от личных средств главы государства. Централизованный выпуск денежных средств в обращение привел к созданию сложной системы государственных финансов.
При капитализме функции государственных финансовсводились к обеспечению материальных условий для существования и функционирования государства. Расходовались государственные финансы главным образом на содержание институтов государства, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование железнодорожного строительства. Покрытие расходов происходило путём изъятия части денежных средств у населения через налоги, государственные займы и бумажноденежную эмиссию.
Период империализма характеризуется возросшей необходимостью в перераспределении денежных средств. Происходит колоссальное увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного долга.
Влияние государства на процесс капиталистического воспроизводства, а так же широкое использование государственных финансов в стимулировании и регулировании капиталистической экономики приводит к повышению их роли в распределении и перераспределении национального дохода.
Рост военных расходов, а так же политика, проводимая государствами, приводит к перераспределению доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых льготах. Кризис финансовой системы капиталистических государств происходит на фоне громадного роста военных расходов, хронического дефицита государственных бюджетов, роста государственного долга, налогов, хронической инфляции.
В социалистических государствах государственные финансы являются одним из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму государственные финансырасходовались на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, осуществление культурной революции и ускорение развития национальных республик. [4]
Таким образом, с момента зарождения государства, как самостоятельной единицы, сложилась объективная необходимость в формировании государственных финансов.
Существует доходная и расходная часть государственных финансов. Доходная часть в различные исторические периоды формировалась за счет податей, сборов, налогов и пошлин, а так же за счет прибыли от функционирования государственных предприятий и т.д.
Расходовались государственные финансы на функционирование самого государственного аппарата, систему государственных институтов, включающих в себя армию, специальные учреждения, социальные объекты и т.д. Чем выше уровень развития государства, тем больше внимания уделяется государственной социальной политике, образованию и культуре.
Можно сделать вывод, что эффективное функционирование государства не возможно без системы централизованных (государственных) финансов.