Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

22.03.2017 09:22

© Reuters. Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ), следует из сообщения на сайте госзакупок.

Соответствующим правительственным постановлением (текст документа доступен на сайте госзакупок, но еще не опубликован на сайте правительства РФ) приостановлено действие двух положений Правил осуществления контроля (за осуществлением госзакупок - ИФ), которые касаются размещения заказчиками контролируемой информации и ее проверки органами контроля (Федеральное казначейство) в Единой информационной системе (ЕИС) в области закупок.

Срок приостановления действия этих положений установлен для федеральных заказчиков до 1 января 2018 года, а для региональных и муниципальных - до 1 января 2019 года.

Предложение о приостановлении действия казначейского контроля (начал действовать с 1 января текущего года) было подготовлено Минэкономразвития в январе текущего года.

Как сообщалось, с начала текущего года в ЕИС начали действовать шесть новых контрольных процедур, которые носят блокирующий характер. То есть, без проверки и одобрения Федеральным казначейством, например, планов и планов-графиков закупок заказчики не могут проводить закупочные процедуры.

По данным Минэкономразвития, процесс казначейского контроля пока полностью автоматизировать не удалось и на начало марта 61% заказчиков федерального и субъектового уровней не смогли утвердить планы закупок и планы-графики закупок.

Минэкономразвития направляло в январе в правительство РФ письмо с предложением оперативно приостановить до 1 января 2018 года блокирующее действие казначейского контроля.

"Предложение пролежало в правительстве месяц - и нам его вернули с резолюцией, что оно недостаточно обосновано, - говорил заместитель министра экономического развития Евгений Елин в начале марта. - То есть, зачем это (приостановка действия контрольных процедур) нужно".

"Предварительно с Минфином проговорили этот вопрос и предложили сохранить план-график закупок на текущий год, а план закупок - на последующие годы, - отмечал в свою очередь директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. - В дальнейшем предложили внести изменения в 44-ФЗ - из шести видов контроля оставить только два - проверку казначейством информации на лимиты с сохранением блокирующего характера (т.е. речь идет о проверке планов госзаказчиков по закупкам в привязке к их бюджету) и проверку информации по контрактам".

В свою очередь Минфин в конце февраля направил в правительство РФ проект правительственного постановления о приостановке до 1 января 2019 года двух нововведений в работе ЕИС. Одно из них - контроль планов и планов-графиков закупок, а другое - проверка достоверности информации, вносимой заказчиком (регионального и муниципального уровней) в реестр контрактов.

"В целях повышения устойчивости функционирования ЕИС на текущем этапе также считается целесообразным изменить нормы с предварительного запретительного контроля на последующий уведомительный, - отмечалось в предложении Минфина РФ. - Указанные поправки значительно сократят административную нагрузку на осуществление закупочных процедур".

Эти инициативы как Минэкономразвития, так и Минфина связаны с тем, что участники бюджетной системы РФ испытывают трудности при работе с ЕИС, обусловленные вступлением в силу ряда нововведений в области закупок - в том числе казначейского контроля.

Из-за этих нововведений в декабре прошлого - в январе текущего года госзаказчики столкнулись с проблемами при работе с ЕИС, что привело к значительному сокращению числа объявленных в январе закупок (в 7 раз). С 1 января значительно выросло число заказчиков, которые должны проводить закупки по 44-ФЗ. К ним добавились почти все ФГУПы. Это значительно увеличило нагрузку на систему (новые пользователи), усложнило ее новыми процедурами (публикация планов и планов-графиков), которые разработчику (компания "Ланит") пришлось в короткий промежуток времени (некоторые решения по ЕИС принимались правительством РФ в конце декабря) прописать в системе, что сказалось на ее работоспособности.

Проблемы с работой ЕИС побудили субъекты РФ (в частности, московские власти) и игроков рынка выступить с предложениями, направленными на улучшение работы системы. В них речь шла об использовании региональных закупочных систем и аккредитованных электронных торговых площадок (ЭТП) для разгрузки ЕИС. То есть, первичная информация по закупкам должна собираться и обрабатываться на региональных площадках. При этом в ЕИС собранные пакеты данных будут поступать на регистрацию и анализ - с системы предлагается снять задачу по обработке и "пакетированию" первичной информации о закупках.

Инициативы субъектов РФ и игроков рынка поддержки в правительстве РФ не получили.

Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

Экономика, 17 апр, 14:02 38 918
Медведев отобрал у Минэкономразвития контроль за госзакупками
Связанные с определением правил проведения закупок для государственных нужд полномочия переданы правительством Минфину
Дмитрий Медведев (Фото: Gali Tibbon / Reuters)

Глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление, которым полномочия в сфере госзакупок переданы от Минэкономразвития Минфину.

Постановление, опубликованное в понедельник на портале правовой информации, вносит поправки в несколько ранее принятых правительством документов, в том числе в выпущенное в 2013 году постановление «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В предыдущей редакции этого постановления федеральным органом по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было названо Министерство экономического развития. В обновленной версии этот статус закреплен за Министерством финансов, которому переданы и необходимые полномочия.

Соответствующие изменения внесены новым постановлением и в положения о Минэкономразвития и о Минфине.

«Надеюсь, это действительно позволит консолидировать все в одних руках. Когда один ответственный, гораздо проще выстраивать работу. Как минимум есть с кого спросить», — сказал Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник.

Разработанный Минфином проект постановления правительства, лишающего Минэкономразвития права определять государственную политику в сфере госзакупок, был опубликован в конце февраля 2017 года. В пояснительной записке к документу отмечалось, что решение о разработке такого проекта было принято на совещании у курирующего госзакупки первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. До этого, как сообщал РБК, Шувалову написал письмо министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов, предложив «передать Минфину в полном объеме полномочия по выработке госполитики <...> в сфере госзакупок». При госзакупках тратятся деньги бюджета, а значит регулировать их надо Минфину и, следуя принципу одного окна, ему же отдать регулирование закупок госкомпаний, считает Абызов. «Эффективность контроля повысится, конкуренция на торгах вырастет, а цены, наоборот, снизятся», — сказал в понедельник Абызов.

В середине февраля 2017 года стало известно о решении передать Минфину и подконтрольному ему Федеральному казначейству контроль над работой Единой информационной системы госзакупок (ЕИС).

«До настоящего времени полномочия по развитию ЕИС распределялись между двумя нашими макроэкономическими ведомствами — Минэкономразвития и Минфином. Но, по мнению наших коллег из правительства и аналитиков, такое распределение сейчас уже не является оптимальным. Мы договорились, и я подписал два постановления правительства, которые определяют Федеральное казначейство в качестве единого федерального органа, который отвечает теперь за информационную систему государственных закупок. Второй документ передает Минфину, центральному органу, которому подчинено Казначейство, всю полноту полномочий по выработке политики в сфере контрактной системы», — заявил в понедельник Медведев.

Согласно данным портала госзакупок за 2015 и 2016 годы, госпредприятия и ведомства ежегодно тратят на закупки для своих нужд по 6,4 трлн руб.
Автор: Евгений Калюков.
Теги: Дмитрий Медведев

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/17/04/2017/58f49d699a7947ac57fe924d?from=main

_____________________________________________________________________________

Итак :

Сложившаяся экономическая ситуация в России способствовала реформированию системы финансовых органов, более четкому разграничению компетенции этих органов, деятельность которых, отчасти, дублировалась или отсутствовало ясное разграничение компетенции.

В условиях бюджетного дефицита и, вместе с тем, необходимости развития предпринимательства усиливается и реформируется государственный финансовый контроль и аудит. Денежные потоки на государственное финансирование/софинансирование и иную косвенную финансовую поддержку, которые предоставляются юридическим лицам в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных контрактов, нуждаются в более эффективном мониторинге и расходовании. Как отметила Председатель Счетной палаты Голикова Т.А. в своем докладе 28 января 2015 г., объем дебиторской задолженности за счет федерального бюджета приблизился к 4 трлн. руб., что свидетельствует об отвлечении значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей и снижению эффективности исполнения бюджета.

Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов и реализация переданных упразднением Росфиннадзора полномочий должны повысить уровень законного и целевого расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности и укреплению экономической платформы.

Основной проблемой массовой растраты целевых денежных средств, по мнению государственных органов и субъектов предпринимательства, являетсяфрагментарность государственного финансового контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

В качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 г. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27 декабря 2014 г. предусматривался новый механизм финансового контроля Федеральным Казначейством РФ.

Целями казначейского сопровождения являются:

- Обеспечение прозрачного движения целевых бюджетных средств.

- Непрерывность финансового контроля расходования бюджетных средств.

- Развитие экономики посредством доведения бюджетных средств до намеченного сектора экономики.

- Своевременное исполнение договорных обязательств.

- Повышение дисциплины заказчиков и исполнителей.

Объект контроля :

Лицами, несущими обязанность открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, являются: участники бюджетного процесса, казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения – не участники бюджетного процесса (такое право было предоставлено также Государственной компании «Российские автомобильные дороги»).

Казначейское сопровождение в 2015 г. было определено в отношении следующих контрактов:

- Государственных контрактов, в соответствии с которыми сумма контракта превышала 1 миллиард рублей, в которых был предусмотрен авансовый платеж, а также, если государственный контракт не был заключен в рамках реализации государственного оборонного заказа и не требовал банковского сопровождения. Также в отношении государственных контрактов, сумма которых менее 1 миллиарда рублей, но в условиях которых предусмотрены авансовые платежи в пределах 30%-80% от суммы контракта.

- Если казначейское сопровождение этого государственного контракта прямо предусмотрено в нормативном правовом акте.

- Государственных контрактов, не обеспеченных исполнением (Постановление Правительства РФ № 199 от 6 марта 2015 г.).

Казначейское сопровождение 2015 г. вызывало множество вопросов, связанных с порядком и механизмом реализации полномочий этой части ввиду отсутствия ясной и системной регламентации, вследствие чего механизм казначейского сопровождения не получил широкого и должного применения. Между тем, государственными органами этот механизм получил положительную оценку, ввиду чего было принято решение о введении его в БК РФ и иные законодательные акты на постоянной основе. Соответствующих изменений в БК РФ не внесено, однако казначейское сопровождение регламентировано ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Постановлении Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г. и иными подзаконными актами.

Изменения 2016 г.

Казначейское сопровождение, закрепленное в ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в значительной степени отличается от «экспериментального» 2015 г.:

- в первую очередь, расширен перечень государственных контрактов, в отношении которых устанавливается казначейское сопровождение;

- изменены критерии относимости контрактов к сопровождаемым. В частности, снижен порог сопровождаемых контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей, что существенно расширяет перечень сопровождаемых контрактов. В отношении большинства государственных контрактов вовсе отменен ценовой порог. В соответствии с ФЗ № 359-ФЗ в 2016 г.

Казначейскому сопровождению подлежат:

- Соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, государственным корпорациям, Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

- Контракты о поставке товаров, работ, услуг между юридическими лицами, получающими субсидии/бюджетные инвестиции/взносы в уставные (складочные) капиталы, и юридическими лицами – исполнителями по контракту, если источником финансового обеспечения являются бюджетные субсидии/ бюджетные инвестиции/ взносы в уставные (складочные) капиталы, и контракт не предусматривает авансовых платежей. Казначейскому сопровождению подлежат так же аналогичные контракты, заключаемые в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

- Контракты о поставке товаров, работ, услуг, цена которых превышает100 миллионов рублей, при этом контракт не заключен в рамках государственного оборонного заказа, не требует банковского сопровождения и предусматривает авансовые платежи. Контракт подлежит сопровождению и в том случае, если контрактом предусмотрена множественность на стороне исполнителя (соисполнители).

- Договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, основным финансовым источником которых являются бюджетные инвестиции и субсидии.

-Контракты, заключенные в 2015 г., сумма которых превышает 1 миллион рублей, если условия об исполнении авансовых платежей не исполнены на дату 1 января 2016 г. Также сопровождение требуют контракты, заключенные в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

В целях реализации полномочий по сопровождению государственных контрактов было принято Постановление Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г., также утвержден Приказ министерства финансов № 213н от 25 декабря 2015 г. Кроме того, было опубликовано совместное Письмо Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № 02-03-08/19065, № 07-04-05/05-243 от 4 апреля 2016 г. «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг» (далее – Письмо).

Согласно Письму Приказом № 213н от 25 декабря 2015 г. предоставлено два альтернативных способа санкционирования операций, применение каждого из которых определяет Министерство финансов РФ.

В первом случае перечисление средств на основании платежного поручения юридического лица происходит в обязательном сопровождении Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. на основании решения Министерства финансов РФ.

Во втором случае, соответственно, санкционирование операций не требует Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. При этом остается неясным вопрос о том, на чем должен основываться выбор Министерства финансов РФ, поскольку от этого зависит объем контроля Федеральным казначейством РФ и предмет его сопровождения.

Остаются открытыми множество вопросов, волнующих, в первую очередь, юридические лица, связанные с возможностью инициирования по результатам казначейского сопровождения административного производства, эффективностью механизма сопровождения государственных контрактов, относимости обязанности по открытию лицевых счетов аффилированными лицами, сроками и санкциями в процессе казначейского сопровождения.

После удачного, по мнению Министерства финансов РФ, применения казначейского сопровождения в 2015 г. «в пилотном режиме» было принято решение о введении института казначейского сопровождения также в ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (о гос. закупках) ч. 5 ст. 99, которая вступает в силу 1 января 2017 г. и предусматривает контроль Федеральным казначейством в сфере закупок (аналогичная конструкция обсуждается для введения в ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011г.).

Так, Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках, а также за самим протоколом определения поставщиков и информации, содержащейся в нем, условиям контракта. В случае выявления нарушений законодательства орган Федерального казначейства РФ направляет в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений для согласования протокол с выявленными нарушениями субъекту контроля, который должен устранить нарушения и пройти повторный контроль. Подконтрольный объект (информация) не подлежит опубликованию в информационной системе до момента устранения нарушения законодательства. Постановлением Правительства РФ № 1367 от 12 декабря 2012 г. утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренные ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ 5 апреля 2013 г.

Ужесточение контроля в сфере гос.закупок и гос.контрактов, по большей мере, имеет положительный эффект, однако, к примеру, с 2016 г. стало невозможным извлечение прибыли от выделенных, но не израсходованных бюджетных целевых средств посредством открытия вкладов, вложения в ценные бумаги и иных способов.

Наши рекомендации