Прогнозная отчетность ОАО «Салют» на 2011

а) План прибылей и убытков

Показатель Сумма, тыс. руб. Процент от объема продаж
Объем продаж
Затраты
Налогооблагаемая прибыль
Налог на прибыль (24%) 28,8  
Чистая прибыль, в том числе: 91,2  
Нераспределенная прибыль 60,8 (2/3)  
дивиденды 30,4 (1/3)  

б) Прогнозный баланс

Активы Сумма, тыс. руб. Процент от объема продаж Пассивы Сумма, тыс. руб. Процент от объема продаж
Внеоборотные активы Собственный капитал н/д
Оборотные активы Заемный капитал н/д
Всего активы Всего пассивов н/д

Как следует из табл. 1 и 3, при 20%-м росте предприятию потребуются дополнительные активы на сумму 100 тыс. руб.

Определить:

- Сумму активов, привлекаемых на короткий и долгосрочные периоды.

- Рассчитать показатели плана прибылей и убытков.

7. Чистая прибыль у ОАО «Салют» в 2010 г. составила 76 тыс. руб., а общая сумма активов – 500 тыс. руб. Тогда:

Прогнозная отчетность ОАО «Салют» на 2011 - student2.ru

Из 76 тыс. руб. чистой прибыли было реинвестировано 51 тыс. руб., таким образом, коэффициент реинвестирования прибыли равен:

Прогнозная отчетность ОАО «Салют» на 2011 - student2.ru

Используя эти данные, подсчитать коэффициент внутреннего роста.

8. Чистая прибыль у ОАО «Салют» составляет 76 тыс. руб. и собственный капитал 250 тыс. руб. Тогда ROE равен 76/250 = 30,4%. Коэффициент капитализации RR по-прежнему равен 2/3. Используя эти данные, подсчитать коэффициент устойчивого роста.

9. Допустим, что ОАО «Салют» расширяется с темпами, точно равными коэффициенту устойчивого роста 25,4%. Какова в этом случае будет прогнозная отчетность? При коэффициенте роста 25,4% объем продаж увеличится с 500 тыс. руб. до 627,1 тыс. руб.

10. Предприятие ООО «Восток» имеет финансовый рычаг 0,5, чистую рентабельность продаж 4%, норму выплаты дивидендов 30% и коэффициент капиталоемкости 1.

Для достижения 10%-го устойчивого роста нужно увеличить чистую рентабельность продаж (ROS).

Тема 4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключена сущность бюджетирования?

2. Перечислите наиболее значимые задачи, решаемые с помощью бюджетирования.

3. Что собой представляет технология бюджетирования?

4. Каковы содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств?

5. В чем назначение операционных бюджетов?

6. Что представляет собой бюджет доходов и расходов?

7. Какие бюджеты являются основными?

8. Какими способами можно формировать денежные потоки для подготовки бюджета движения денежных средств?

9. В чем состоит сущность прямого метода составления бюджета движения денежных средств?

10. Назовите отличия в методах составления бюджета движения денежных средств.

11. Какие бюджеты используют для расчета денежного потока по текущей деятельности бюджета движения денежных средств?

12. Что такое организация процесса бюджетирования?

13. Что такое бюджетный период?

14. Какова последовательность этапов бюджетного процесса?

15. Что представляет собой бюджетный цикл?

16. Какое структурное подразделение/группа подразделений могут называть центром финансовой ответственности?

17. В чем сущность планирования затрат по центрам финансовой ответственности?

II. ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ

1. К управленческим задачам, решаемым с помощью бюджетирования, относят:

а) координирование различных бизнесов;

б) организацию системы внутренних нормативов;

в) согласование интересов работников организации.

2. Учетно-финансовая политика предприятия формируется на этапе постановки системы бюджетирования:

а) первом;

б) втором;

в) третьем;

г) четвертом;

д) пятом.

3. Сводный бюджет объединяет бюджеты:

а) производственный и финансовый;

б) операционный и денежный;

в) операционный и финансовый.

4. Структура бюджета зависит от:

а) размера предприятия;

б) предмета составления бюджета;

в) стадии жизненного цикла.

5. Бюджет продаж составляют:

а) в натуральных показателях;

б) стоимостных показателях;

в) ожидаемого объема производства.

6. При показном планировании производства используют:

а) временные параметры;

б) прямое;

в) обратное.

7. Плановая калькуляция на производство единицы продукции составляется методом:

а) аналитическим;

б) нормативным.

8. Непрямые (косвенные) расходы на оплату труда могут включаться в бюджет:

а) операционный;

б) общепроизводственных расходов;

в) коммерческих расходов.

9. Общецеховые расходы на управление включают:

а) амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений;

б) затраты, связанные с организацией производства;

в) заработная плата основного производственного персонала.

10. Для составления бюджета производственных запасов используют:

а) график оплаты и погашения кредиторской задолженности;

б) технологические карты;

в) систему норм и нормативов, действующую на предприятии.

11. Затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта, это расходы:

а) коммерческие;

б) управленческие;

в) общепроизводственные.

12. Налоги, непроизводительные расходы, общехозяйственные расходы - являются статьями бюджета:

а) сводного;

б) финансового;

в) управленческих расходов.

13. Капитальные вложения, снижающие прибыль или повышающие затраты, являются:

а) альтернативными;

б) обязательными;

в) дискреционными.

14. Приток денежных средств происходит за счет источников:

а) аренда, гонорары;

б) инвестиционная деятельность;

в) страхового возмещения.

15. При планировании пассива баланса оценивают статьи:

а) дебиторскую задолженность;

б) уставный капитал;

в) нераспределенную прибыль.


Задачи:

1. На основании анализа предыдущей деятельности установлено, что 30% запланированного объема продаж оплачивают в течение текущего периода (в том же месяце), 60% - в следующем периоде, а оставшиеся 10% - спустя 2 месяца после отгрузки продукции и выставления покупателю счетов. Потери по безнадежным долгам отсутствуют.

График поступлений денежных средств от продаж показан в табл. 4.2. Объем продаж за январь оценивают в 350 тыс. руб., из которых 105 тыс. руб. (или 30%) поступают в том же месяце. Оставшуюся сумму, полученную от продажи в кредит, предполагают инкассировать в феврале (210 тыс. руб., или 60%) и марте (35 тыс. руб., или 10%). Объем продаж в остальные месяцы оценивают согласно тем же процентным соотношениям. В случае изменения платежной практики покупателей предприятие должно изменить свои прогнозы относительно инкассации.

Сколько всего денег от продаж получит предприятие в каждом периоде, сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде?

2. Наиболее оптимальна величина запаса готовой продукции в размере 20% объема продаж следующего месяца. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. На начало года фактические запасы платьев составили 100 шт. и костюмов — 50 шт.

Составьте производственный бюджет.

3. Предположим, что для пошива одного платья необходимо 4 человеко-часа, одного костюма — 6 человеко-часов. Стоимость 1 человеко-часа — 20 руб. Для упрощения будем считать, что задолженность по зарплате отсутствует, и ее выплачивают в том же периоде.

Составить бюджет прямых затрат на оплату труда.

4. Бюджет общепроизводственных расходов составлен из планируемого фонда времени труда основных производственных рабочих. Переменную часть расходов рассчитывают по ставке 27 руб. за каждый час исполь­зования труда основных рабочих.

Определить постоянную часть расходов в каждом периоде с января по июль.

5. Запасы материалов на конец периода составляют 40% потребности в материалах следующего месяца. Стоимость единицы запасов – 20 руб. (фланель) и 50 руб. (шерсть). Составить бюджет запасов материалов.

6. Рассчитать себестоимость реализованной продукции (табл. 1). Исходные данные по запасам готовой продукции приведены в табл. 2, прямым затратам на материалы – в табл. 3, прямым затратам на оплату труда – в табл. 4, общепроизводственным расходам — в табл. 5.

Таблица 1

Наши рекомендации