Себестоимость реализованной продукции

Показатель Бюджетный период 2011 Всего
1. Запасы готовой продукции на начало периода
2. Прямые затраты на материалы
3. Прямые затраты на оплату труда
4. Общепроизводственные расходы
5. Себестоимость произведенной продукции (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4)
6. Запасы готовой продукции на конец периода
7. Себестоимость реализованной продукции (стр. 1 + стр. 5 - стр. 6)

Таблица 2

Бюджет производственных запасов (готовой продукции и материалов)

на конец планируемого периода

Показатель Бюджетный период 2011. Всего
1. Запасы готовой продукции, ед. *                          
1.1. Платья
1.2. Костюмы
2. Стоимость единицы, руб.                          
2.1. Платья
2.2. Костюмы

3. Запас готовой продукции, руб.                          
3.1. Платья
3.2. Костюмы
3.3. Итого
4. Запас материалов, м**                          
4.1. Фланель  
4.2. Шерсть  
5. Стоимость единицы, руб.                          
5.1. Фланель  
5.2. Шерсть  
6. Запас материалов, руб.                          
6.1. Фланель
6.2. Шерсть
6.3. Итого

* Запас готовой продукции на конец периода составляет 20% продаж следующего месяца.

** Запасы материалов на конец периода составляют 40% потребности в материалах следующего месяца.

Таблица 3

Бюджет прямых затрат на материалы

Показатель Декабрь Бюджетный период 2011 Всего 2011.
1. Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед.                            
1.1. Платья
1.2. Костюмы
2. Потребности в материалах для производства готовой продукции, м                            
2.1. Платья Фланель (6 м на ед.)  
Шерсть (3 м на ед.)  
2.2. Костюмы Фланель (6 м на ед.)  
Шерсть (4 м на ед.)  
2.3. Всего - Фланель
2.4. Всего - Шерсть
3. Цена 1 м, руб.                            
3.1. Фланель    
3.2. Шерсть    
4. Прямые затраты на материалы, руб.                            
4.1. Фланель (стр.2.3 х стр.3.1)
4.2. Шерсть (стр.2.4 х стр.3.2)
4.3. Всего

Таблица 4

Бюджет прямых затрат на оплату труда материалов

Показатель Бюджетный период 2011 Всего
1. Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед.                          
1.1. Платья
1.2. Костюмы
2. Общие затраты рабочего времени, ч*                          
2.1. Платья
2.2. Костюмы
2.3. Итого
3. Почасовая ставка, руб.  



4. Прямые затраты на оплату труда, руб.                          
4.1. Платья
4.2. Костюмы
4.3. Итого

* Для пошива одного платья требуется 4 человеко-часа, одного костюма - 6 человеко-часов.

Таблица 5

Бюджет общепроизводственных расходов

Показатель Бюджетный период 2011 Всего
1. Запланированные прямые затраты рабочего времени, ч
2. Ставка переменных накладных расходов, руб./ч  
3. Итого переменные накладные расходы, руб.
в том числе:                          
3.1. Вспомогательные материалы
3.2. Заработная плата вспомогательных рабочих
3.3. Премиальный фонд
3.4. Двигательная электроэнергия
3.5. Прочие переменные расходы
4. Постоянные общепроизводственные расходы, руб.
в том числе:                          
4.1. Амортизационные отчисления оборудования цеха
4.2. Страхование имущества
4.3. Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов
4.4. Электроэнергия на освещение
4.5. Ремонт цеха
5. Итого общепроизводственные расходы начисленные, руб.
6. Итого ставка накладных расходов, руб./ч 48,47 47,49 46,91 45,67 44,29 43,60 43,38 43,75 44,21 45,94 49,96 50,06 45,91
7. Всего выплаты денежных средств, руб.*

* Амортизация не вызывает реального оттока денежных средств, поэтому ее вычитают из общего объема общепроизводственных расходов.

7. Предприятие планирует в июле приобрести производственное оборудование стоимостью 350 тыс. руб., в октябре – производственное оборудование стоимостью 200 тыс. руб. Приобретенное оборудование вводят в эксплуатацию в периоде приобретения, начисление амортизационных отчислений начинается в месяце, следующем за месяцем приобретения оборудования.

Начислите амортизацию линейным способом.

8. Разработаем бюджет движения денежных средств швейного предприятия прямым методом (табл. 4.21), исходя из следующих условий. Нормативный остаток денежных средств должен быть не менее 45 тыс. руб. для каждого периода. Определить остаток денежных средств на начало периода планирования.

Тема 5. Управление текущими издержками и ценовая политика

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое затраты (издержки) производства?

2. Как классифицируют затраты предприятия для принятия управленческих решений и планирования?

3. Как влияет уровень деловой активности на поведение затрат?

4. Чем отличаются постоянные затраты от переменных?

5. Дайте определения альтернативных и невозвратных затрат. Приведите пример ситуации, в которой можно воспользоваться обоими понятиями.

6. Что называют местом возникновения затрат? Приведите примеры.

7. Назовите виды затрат для осуществления контроля за производственной деятельностью.

8. В чем сущность метода максимальной и минимальной точки?

9. Что такое точка безубыточности? Как рассчитать точку безубыточности по стоимости и по количеству?

10. Как рассчитать объем продаж, соответствующий целевому уровню прибыли?

11. На какие вопросы может дать ответ анализ ассортиментной политики предприятия?

12. В чем состоит эффект операционного рычага? Как влияет на силу воздействия операционного рычага уровень постоянных затрат?

13. Существует ли взаимосвязь между силой воздействия операционного рычага и производственным риском предприятия? Поясните.

14. Перечислите допущения, на которых основан операционный анализ. Каким образом учитывают эти допущения в практической деятельности?

15. В чем сущность ценовой политики предприятия? Как влияют на ценовую политику покупатели, конкуренты и затраты? Подтвердите высказывания примерами.

16. В каких ситуациях используют термины «краткосрочный нижний предел цены» и «долгосрочный нижний предел цены»?

17. В чем сущность метода ценообразования «затраты-плюс»? В каких случаях менеджеры используют данный метод ценообразования?

18. Если переменные затраты и цена единицы продукции увеличиваются на одинаковую величину, выраженную в рублях, то что происходит с точкой безубыточности?

19. Если переменные затраты и цена единицы продукции увеличиваются на одинаковую величину, выраженную в процентах, то что происходит с точкой безубыточности?

20. Являются ли дивидендные выплаты для владельцев обыкновенных акций разновидностью постоянных затрат? Поясните.

21. Влияет ли высокий операционный рычаг на прибыль на акцию или он влияет только на прибыль до выплаты налогов? Поясните.

II. ТЕСТЫ

1. Переменные затраты на единицу продукции:

а) постоянная величина;

б) зависит от уровня деловой активности;

в) изменяются пропорционально объему производства.

2. Деление затрат на постоянные и переменные ограниченно периодом:

а) релевантным;

б) нерелевантным;

в) изменения объемов производства.

3. Суммарные (валовые) затраты включают издержки:

а) средние;

б) постоянные;

в) переменные.

4. Суммарные затраты снижаются под влиянием:

а) экономии переменных затрат;

б) снижении постоянных издержек;

в) эффекта масштаба.

5. Затраты, возникающие в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции, это затраты:

а) маржинальные;

б) приростные;

в) предельные.

6. Затраты, не влияющие на принимаемое решение называют:

а) релевантными;

б) предотвратными;

в) нерелевантными.

7. Затраты, прошлого периода и не возможные к изменению в будущем, это затраты:

а) явные;

б) альтернативные;

в) невозвратные.

8. Ставка переменных затрат рассчитывается по формуле:

а) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru ;

б) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru ;

в) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru .

9. Для распределения планируемых косвенных затрат между различными изделиями используют:

а) пропорциональные распределение между продукцией;

б) коэффициент распределения;

в) базу распределения.

10. В случае, когда маржинальные затраты равны маржинальной выручке, прибыль:

а) максимальная;

б) минимально ожидаемая;

в) не зависит от равенства.

11. Ключевыми элементами операционального анализа являются:

а) порог рентабельности;

б) темп суммарных затрат;

в) операционный рычаг;

г) маржинальная выручка;

д) запас финансовой прочности.

12. Запас финансовой прочности рассчитывают по формуле:

а) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru ;

б) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru ;

в) Себестоимость реализованной продукции - student2.ru .

13. На принятие решения об изменении (увеличении/уменьшении) товаров ассортимента следует учитывать:

а) зависимость маржинальной прибыли от объемов;

б) специфику бизнеса;

в) спрос на товар.

14. Целью стратегии ценообразования является:

а) стабилизация рыночной позиции;

б) расширение доли рынка;

в) увеличение производственных мощностей.

15. Для компании ценового лидера характерны:

а) работа на олигополитическом рынке;

б) степень ценности продукции для покупателей;

в) установление нижнего предела цены.

Задачи:

1. Предприятие имеет следующие показатели.

Таблица

Показатель Значение
Выручка от продаж, тыс. руб.: объем реализации, шт. цена за единицу, тыс. руб. Затраты – всего, тыс. руб.: в том числе: суммарные переменные затраты заработная плата (постоянная часть) расходы на рекламу  

Запланируем рост объема продаж. Дополнительный объем ре­ализации должен составить 20 шт., цена изделия не изменится. Предусмотрим рост расходов на рекламу на 10%.

Определить:

- приростные затраты;

- приростную выручку.

2. Предприятие несколько лет назад купило материалы за 1000 руб. В данный момент у этого предприятия нет возможности продать эти материалы. Однако на предприятие поступил заказ на изделие, которое может быть изготовлено как раз из этого материала. Покупатель готов купить изделие по цене 2000 руб. Дополнительные затраты, связанные с переработкой материала в требуемое изделие, составляют 1500 руб. Следует ли принять заказ на изделие по цене 2000 руб.?

3. На предприятие поступил заказ на производство изделия В. Для изготовления этого изделия на станке X требуется 50 часов. Станок X работает на полную мощность, выпуская изделие А, и единственный способ, при котором новый заказ может быть выполнен, - это сокращение выпуска изделия А. Однако это означает потерю выручки от продажи изделия А в сумме 100 руб. Новый заказ также связан с дополнительными затратами в 500 руб.

Если предприятие примет заказ, оно должно учесть альтернативные затраты в 100 руб. от невыпущенного изделия А. Таким образом, цена заказа должна быть такой, чтобы по крайней мере покрыть переменные затраты (500 руб.) и альтернативные затраты (100 руб.). Какое решение позволит финансовому менеджеру, приняв этот заказ, не ухудшить положения своего предприятия в краткосрочном плане?

4. Компания «Балт» выпускает детали. Анализируя данные по затратам производства, возникла проблема дифференциации расходов на электроэнергию.

Таблица 1

Наши рекомендации