Олигополия как рыночная структура. Модели поведения олигополистов.
Олигополия. Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько фирм.(на долю четырех крупнейший компаний здесь приходится более 50% объемов продаж). Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополистической конкуренцией, а с другой – монополией. Фирмы получают высокую прибыль, т.к. доступ на олигополистический рынок значительно затруднен. Фирма должна иметь огромный капитал, а также иметь контроль над новейшей техникой и технологией производства. Барьеры для входа в отрасль – это ограничение появления дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, к основным из них относятся:
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Патенты и авторские права – предоставляются государством для поощрения фирм или отдельных авторов. Такие права предоставляются на несколько лет, поэтому в данном случае речь может идти о временной монополии.
3. Собственность на ресурс. Некоторые компании являются почти монополистами благодаря владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. (Производство алюминия, свинца). Собственностью на ресурс обладают и люди, имеющие какие-либо уникальные способности или знания: певцы, художники, спортсмены и т.д.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К.Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении проведения ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа производимой продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия, функционирующие в условиях чистой олигополии, производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, др. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно участники дифференцированной олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.
Типология моделей олигополии
Стратегии поведения олигополий делятся на 2 группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия). Вторая-отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).
Модель картеля
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель «ОПЕК»), либо тайный характер.
Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит, картель распадается.