Расходы бюджетов, их состав, группировка
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами, что выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии.
Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы бюджета можно классифицировать по следующим признакам: выполнению функций, участию в общественном воспроизводстве, экономическому содержанию.
Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни обществ:
- общегосударственная деятельность;
- национальная оборона;
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
- национальная экономика:
- охрана окружающей среды;
- жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;
- здравоохранение;
- физ культура, спорт, культура, СМИ;
- образование;
- соц политика;
- расходы на гос инвест программы и проекты.
Расходы на общегосударственную деятельность обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь, пар. ламента страны, других органов государственного управления и органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.
Расходы на национальную оборону охватывают финансовые ресурсы, необходимые для обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь, военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведения научных исследований в области национальной обороны, функционирования Министерства обороны страны, осуществления других расходов на национальную оборону.
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включают в себя затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска, обеспечение функционирования таможенных органов и др.
Расходы на национальную экономику - это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, развитию предпринимательства.
Значительная часть расходов бюджета направляется на организацию социально-культурных мероприятий. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др.
Определенная часть расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета можно классифицировать на финансирование материального производства и финансирование с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства.
По экономическому содержанию расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные:
- текущие расходы - часть расходов бюджета, которые обеспечивают текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование и т.п;
- капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование государственных органов, бюджетных организаций;
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
- бюджетные кредиты;
- межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
В последние годы заметно меняется состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство и т.п.
Появление новых расходных статей в бюджете объясняется прежде всего дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой.
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюдж-е устр-во – организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных государствах бюджетная система включает 2 уровня: 1)республиканский бюджет; 2) местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах: 1) государственный или федеральный бюджет; 2) бюджетов членов федераций; 3) местных бюджетов.
В унитарных государствах Д и Р местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных гос-вах – не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых в свою очередь не входят в федеральный бюджет.
В РБ в соответствии с Конституцией РБ бюджетная система РБ состоит из 2-х уровней: 1) республиканского; 2) местных бюджетов.
Местные бюджеты подразделяются:
· на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
· базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
· областного уровня и бюджет г. Минска.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы РБ.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета.
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета.
Консолидированный бюджет РБ состоит республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
В условиях интеграции различных государства создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Пример: бюджет Союзного государства РБ и РФ. Этот бюджет формируется в основном за сет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.
Бюджетная сис-ма РБ строится на след-х принципах:
· единства – единство бюдж. системы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной сис-мой, единым регулированием бюдж-х отношений, диной бюдж-й классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бух. учета и отчетности;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов – все Д и Р бюджетов, определенные закон-вом РБ, подлежат отражению в бюджетах в обязат-м порядке и в полном объеме
· сбалансированности бюджетов –объем предусмотренных бюджетом Р должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источнико финансирования его дефицита, при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета гос-ные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
· гласности – открытость обществу и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете РБ на очередной фин. год;
· самостоятельности бюджетов – утверждение респ-го бюджета осуществляется законом РБ, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы власти;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств – все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита
· достоверности– формирование бюджета осуществляется исходя из обоснованных прогнозных макроэкономических показателей соц-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы;
· адресности и целевого назначения – бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
· ответственности участников бюджетного процесса– каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.