Ведь от физического состояния основных производственных фондов (степени их реальной, а не нормативной изношенности) на промпредприятиях, как известно, напрямую зависят жизнь и здоровье работников.
Отсюда ВЫВОД: безусловно, частным делом хозяев и руководства компании является определение целей и порядка расходования её финансовых средств, хоть на дивиденды, хоть на модернизацию производства, включая ТБ, но, при этом, хотелось бы избежать трагедийных аварийных ситуаций, влекущих за собой потери жизней и здоровья людей!..
Однако вернёмся, образно выражаясь, к «бюджетным граблям», которые опытный в «дворцовых интригах» олигарх подсовывает Президенту РФ не рукояткой в руки, чтобы тому было удобнее подгребать средства в Федеральный бюджет, а «греблом» под самую президентскую ножку. Мол, на те, ступайте «покорный слуга» народа России без опаски на эти «бюджетные грабельки», дав очередной раз ушибите себе, а в своём лице всей стране, лобик, в интересах группы олигархов пожертвовав частью (неважно малой или большой!) доходов Федерального бюджета России (!).
И ведь, наверняка, мало в структурах кремлёвской Власти найдётся тех, кто готов чётко и однозначно высказаться по типу: «Не бывать тому! И как, «не топтать злому ворогу землю русскую», так не «доить» олигарху бесстыжему бюджет российский!».
Ведь вокруг Президента РФ по большей части не единомышленники, а подпевалы, да подвывалы, некоторые из которых разными тропами (тайными и явными) проведены во Власть российскими олигархами-сырьевиками ельцинской поры, где они добросовестно исполняют роль «ОЛИГАРХИЧЕСКИХ УШЕЙ».
Подробнее – «Олигарх во Власть не прошёл, а вот «олигархические уши» в той же Власти стали явно длиннее».
* * *
В настоящее время многие ещё в состоянии вспомнить то, как постановлением Правительства РФ от 22.01.2009 (за подписью Премьер-министра РФ Путина В.В.) в период самой активной фазы Мирового экономического кризиса были временно обнулены экспортные пошлины на никель и медь.
Тогда Власть пошла навстречу пожеланиям «Капитанов кризиса», чьи интересы в высших государственных органах исполнительной власти лоббировал гендиректор ОАО «ГМК «Норильский никель» Владимир Стржалковский, бывший соратник Путина В.В. по службе в органах КГБ города Санкт-Петербурга.
По официально принятой версии это было сделано для того, чтобы поддержать в период кризиса рентабельность ОАО «ГМК «Норильский никель» и иных производителей никеля и меди в стране.
Однако уже в декабре 2009 года, меньше чем через год, таможенные экспортные пошлины на вывоз за пределы страны товарного никеля были восстановлены, а позднее были реанимированы и экспортные пошлины на медь.
С середины же 2010 года Государство вместо фиксированных ставок экспортных пошлин на цветные металлы ввело прогрессивные ставки, привязав их к текущим ценам на Лондонской бирже металлов (LME), но установив нижний, необлагаемый пошлинами ценовой уровень.
Благодаря этим «беспошлинным каникулам», проведённым за счёт Федерального бюджета, ОАО «ГМК «Норильский никель» смогло неуплатой сэкономить более $300 млн., избежать получения убытка в конце 2009 финансового года, что значительно снизило бы капитализацию (цену) самой компании (падение курсовой цены акций), сделав её олигархов менее «капиталоёмкими».
Необходимо учитывать также, что многие олигархи предоставляют пакеты акций промышленных компаний в качестве обеспечения выполнения обязательств (залог) перед финансовыми организациями (банками), при получении кредитов, причём, в основном в иностранных банках, где меньше цена кредитования (кредитный процент).
Передаваемые в залог пакеты акций компаний (залоговая масса) подлежат оценке, от чего зависят объёмы кредитования. В случае же, если капитализация (цена) компаний существенно снижается, что влечёт и уменьшение цены заложенных пакетов акций, то на основании договоров кредитования финансовые организации (банки) вправе потребовать досрочно полного или частичного (пропорционально снижению в ценовом весе залоговой массы) возврата кредитов и уплаты процентов по ним.
При невыполнении этого требованияВСТУПАЕТ В ДЕЙСТВИЕ ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО, согласно которому ЗАЛОЖЕННЫЕ ПАКЕТЫ АКЦИИ КОМПАНИЙ МОГУТ через фондовый рынок или иным способом ПОМЕНЯТЬ СВОИХ ХОЗЯЕВ.
В 2009 году это грозило многим российским олигархам, как той пушкинской старухе, остаться у «разбитого корыта», перестав в один миг быть «сильными мира сего» (!).
И тогда «Капитаны кризиса» бросились просить помощи у Государства, и они её получили от правящего тандема Путин – Медведев, оказавшем им поддержку властным организационно-финансовым ресурсом: отмена экспортных госпошлин; предоставление государственных гарантий иностранным банкам по долговым обязательствам олигархов; выкуп долговых обязательств и перевод права залога без намерения национализировать заложенные пакеты акций, как действовал тот же «ВТБ» («Внешторгбанк»).
Оно и понятно, ДЕНЬГИ у Государства ВОДИЛИСЬ, а Министром финансов РФ был «рубаха-парень» для всей российской олигархии – Алексей Кудрин.
Вот и ОКАЗАЛИ по сути своей БЕЗВОЗМЕЗДНУЮ ПОМОЩЬ «страждущим» НУВОРИШАМ (!).
Вместо того чтобы под сурдинку НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ, то есть забрать у бездарей промышленные активы, которые итак принадлежат им не по праву Закона (в 90-х годах ХХ века законодательство о приватизации было полностью подмененоподзаконнымпрезидентским нормотворчеством) и не по праву Справедливости.Тем самым, исправив ошибки ельцинского правления (!).
Также по этой теме – «Доклад о возможном варианте компенсации ущерба, причинённого Государству приватизацией крупнейших промобъединений в 90-х годах ХХ века, как альтернатива их национализации».
Временная отмена таможенных экспортных пошлин в 2009 году преподносилась Государством широкой общественности в качестве жеста доброй воли, «ЛЕКАРСТВА ОТ КРИЗИСА», якобы способного «сбить температуру» назревавшего недофинансирования производственных программ на промышленных предприятиях страны, в чём были будто бы заинтересованы и трудовые коллективы олигархических компаний.
Хотя, конечно, всё было далеко не так однозначно, В РЕЗУЛЬТАТЕ, как известно, БОГАТЫЕ СТАЛИ ЕЩЁ БОГАЧЕ, а БЕДНЫЕ – ЕЩЁ БЕДНЕЕ!..
Это, несмотря на то, что всё бремя страданий и тяжкие последствия Мирового экономического кризиса пали на плечи всегда падают на плечи конечного потребителя продукта (товаров, работ и услуг), т.е. простого народа.
Подробнее – «С такими «капитанами» только на дно …».
* * *
Стоит вспомнить, что впервые в истории современной РоссииЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОТМЕНЫ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН, действительно и сильно «зарядивший в лоб» Российскому Государству, был применён, что интересно, по «доброй воле» Президента РФ Ельцина Б.Н. в середине 90-х годов ХХ века.
Причём тогда он явился не «лекарством от экономического кризиса» (2008), а СТАЛ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВНУТРИРОССИЙСКОГО, а не мирового ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (1998), приведшего к дефолту (!).
Наиважнейшим источником формирования благосостояния «Семьи» (лиц из ближайшего окружения Президента РФ Ельцина Б.Н.) и пополнения предвыборной копилки Ельцина Б.Н. – в 1996 году кандидата на вторичное занятие поста Президента РФ были финансовые средства, «сливавшиеся» с банковских счетов акционированных и находившихся в стадии приватизации крупнейших рентабельнейших промобъединений (госконцернов) и их дочерних компаний, специализировавшихся на добыче, переработке и реализации на экспорт природно-сырьевых богатств России (!).
Однако и Президент РФЕльцин Б.Н. не оставлял их своей милостью, туже сплетая в единый клубок государственные интересы и «хотелки» частных лиц, закладывая крепчайший ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕГО НЕСОКРУШИМОГО ЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ.
Буквально вослед прошедшему залоговому аукциону контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» (17 ноября 1995 года) изданный 30 ноября 1995 года впопыхах Указ Президента РФ № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортёров» содержал в себе следующее:
«В целях поддержки отечественной промышленности и развития экспорта постановляю:
Правительству Российской Федерации ОТМЕНИТЬ с 1 декабря 1995 года ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ на большинство видов продукции нефтепереработки и отдельные виды продукции лесопромышленного комплекса, а с 1 января 1996 года – НА ВСЕ ТОВАРНЫЕ ГРУППЫ, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров, ставки вывозных таможенных пошлин на которые должны быть снижены.
Правительству Российской Федерации принять меры по компенсации выпадающих доходов федерального бюджета …
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».
Наверняка останется тайной, кто подсунул Президенту России такую редакцию текста указа. В ней совершенно не были взяты в расчёт сроки, необходимые для внесения корректив в перечень источников пополнения доходной части Федерального бюджета на следующий финансовый год, как правило, к 30 ноября текущего года уже фактически свёрстанного.
Поэтому постановление Правительства РФ № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет», изданное в развитие Указа № 1204 Президента России, вышло лишь 1 апреля 1996 года, чьи нормативные положения предписывали:
«1. ОТМЕНИТЬ с 1 апреля 1996 г. ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ВСЕ ТОВАРЫ, за исключением нефти и газового конденсата.
2. … с 1 июля 1996 г. производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, БЕЗ ВЗИМАНИЯ ВЫВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ …
8. Ввести с 1 апреля 1996 г. сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства в среднем в размере 12 рублей за 1 кВтч дифференцированно по регионам, в зависимости от сложившейся стоимости потребляемой электроэнергии в регионе и уплачиваемый энергоснабжающими организациями. Указанный сбор включить в состав себестоимости производства и передачи электроэнергии. Направить суммы этих сборов в доход федерального бюджета».
В общем, ЗА ПРЕЗИДЕНТСКУЮ МИЛОСТЬ Ельцина Б.Н. к присягнувшим ему на верность экспортёрам, управляемым финансистами типа Прохорова М.Д. (применительно к РАО «Норильский никель»), поставленными кремлёвской Властью у руля находившихся в стадии приватизации компаний, ОТВЕТ ДЕРЖАЛИ ВСЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ ВНУТРИ СТРАНЫ, особенно те, чьё производство было в достаточной степени энергоёмко. Через них же эта ответственность автоматически перекладывалась на плечи всех конечных потребителей товаров, работ и услуг, то есть на всех граждан Российской Федерации (!).
К сведению, экспортная пошлина только одного ОАО «Норильский комбинат» – ведущей дочерней компании РАО «Норильский никель», уплаченная в течение 1995 года, составляла 565 247 000 000 рублей, что по среднегодовому курсу валют (4645,75 рублей/$) было эквивалентно $121 670 000.
Следовательно, ПОТЕРИ Федерального бюджета России от недополученных от РАО «Норильский никель» экспортных платежей (пошлин) с 1 апреля 1996 года по 31 декабря 1998 года суммарно (при тех же экономических показателях) могли составить денежную сумму, эквивалентную более чем $330 000 000 (!)
При такой «продуманной» государственной финансово-экономической политике не вызывает сомнений, что сам по себе залоговый аукцион контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» был исключительно механизмом передачи Государством управления своей компании в руки Прохорова М.Д. и Потанина В.О., поскольку в кредитных ресурсах ($170 100 000) Государство явно не нуждалось (!).
Лишь 20 декабря 1998 года в Плане мероприятий по стабилизации социально-экономического положения в стране, утверждённом постановлением Правительства РФ № 1529, в котором предусматривалось в самые кратчайшие сроки разработать и принять целый ряд законов, ПРЕДЛАГАЛОСЬ РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗВРАТА К ЭКСПОРТНЫМ ТАМОЖЕННЫМ ПОШЛИНАМ (!).
В частности, по инициативе Правительства РФ на рассмотрение был поднят вопрос об обложении 5% таможенным сбором экспортных сделок по реализации за пределами России никеля, меди, кобальта и их соединений, что напрямую касалось ОАО «ГМК «Норильский никель», как крупнейшего в стране производителя и экспортёра этих металлов.
НАХОДЯСЬ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ДЕФОЛТА, объявленного 17 августа 1998 года, высокопоставленные госчиновники вмиг пересмотрели прежнюю тактику таможенно-тарифного регулирования и источников формирования доходной части Федерального бюджета России, приняв решение восстановить экспортные пошлины, приступив вновь, как подобает «слугам народа», отстаивать интересы Российского государства (!).
Впрочем, не будь тогда на период финансово-экономического кризиса 1998 года сформировано Правительство РФ левоцентристского толка, а авторитетнейший Примаков Е.М. не стал бы Председателем Правительства России, может быть, никто этого вопроса и не поставил бы вовсе.
Уважаемый Евгений Примаков, став Премьер-министром Правительства РФ с весьма широкими полномочиями по выходу из внутреннего финансово-экономического кризиса, в ходе которого Государством был объявлен дефолт (неспособность отвечать по государственным обязательствам), ВОССТАНОВИЛ ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ, ТЕМ САМЫМ, ЛИКВИДИРОВАВ ОДНУ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН КРИЗИСА (!).
Случись тогда всё по-другому, Россия труднее и дольше «расхлёбывала» бы последствия растаскивания (через ГКО) и умышленного сокращения статей доходов Федерального бюджета (отмена экспортных пошлин), откровенного «паразитизма», прикрывавшегося некими «правилами игры», устанавливавшимися подзаконными Указами Президента РФ Ельцина Б.Н., находившегося в КОРРУПЦИОННОМ СГОВОРЕ с российской ОЛИГАРХИЕЙ (!).
Подробнее – «Контрдоводы против суждений кандидата в Президенты России Михаила Прохорова о своём недавнем деловом прошлом и настоящем».
ЧАСТЬ 2
Заметим, а ведь не на «пустом месте» гендиректор ОАО «ГМК «Норильский никель» олигарх Владимир Потанин основывал прошение в адрес Президента РФ Путина В.В., определённо рассчитывая на его удовлетворение.
Возможно, что в своих ожиданиях российский олигарх исходит из следующего:
1) Федеральный бюджет России является профицитным, часть финансовых средств внебюджетным порядком направляется в так называемый Стабилизационный фонд, т.е. деньги у Государства есть, тогда почему бы не попытаться ещё раз «подоить» эту самую «государственную коровку»;
2) пошёл же на нечто подобное Путин В.В. в 2009 году, находясь в ранге Премьер-министра Правительства РФ, в период активной фазы Мирового экономического кризиса, который, кстати, до сих пор лихорадит мировую экономику, перейдя в стадию стагнации.
Действительно, у олигарха есть основания надеяться на удовлетворение своей просьбы, поскольку, с одной стороны, в окружении Главы государства действует МОЩНЕЙШЕЕ ОЛИГАРХИЧЕСКОЕ ЛОББИ, с другой стороны, СТРАННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ России порождают самые абсурдные, на первый взгляд, ожидания (!).
* * *
ВО-ПЕРВЫХ, в начале XXI века, когда динамично развивающиеся экономики, прежде всего, Китая и Индии повлекли за собой увеличение спроса на добываемое из недр природное сырьё, стимулировав спрос и подтолкнув вверх котировки цен на него, Россия получила профицитный (доход превышает расход) Федеральный бюджет.
Как известно, доходная часть Федерального бюджета РФ в основном формируется от деятельности и её результатов крупнейших промышленных компаний, добывающих и транспортирующих на экспорт углеводородное сырьё (нефть и природный газ), чёрные и цветные металлы и лес.
«Финансовый жирок», ежегодно образующийся от налогового участия Государства в дележе сверхдоходов компаний нефтегазового комплекса, возникающих от значительно выросших за последние годы цен на жидкие и газообразные углеводороды, руководство страны стало направлять в Стабилизационный фонд (Стабфонд).
Аккумулировавшиеся в Стабфонде свободные финансовые средства не пополняли доходную часть Федерального бюджета страны, в свою очередь расходная часть которого формировалась без их учёта. По предложению Министра финансов РФ Кудрина А.Л. этот выведенный из оборота финансовый актив размещался в высоконадёжные (как правило, малодоходные), высоколиквидные ценные бумаги зарубежных государств.
Так, по состоянию на 1 января 2008 года усилиями Министра финансов РФ Кудрина А.Л. в облигации трёх финансовых конгломератов, крупнейших ипотечных агентств США – «Fannie Mae», «Freddie Mac» и «Federal Home Loan Banks» – были вложены 2,4 трлн. рублей, эквивалентных $100,8 млрд., что соответствовало 21% золотовалютных резервов Банка России (Стабфонд) (!).
К сведению, суммарный объём золотовалютных резервов Банка России на 1 января 2008 года составлял $476 млрд.
На фоне ипотечного кризиса в США в течение первого полугодия 2008 года акции трёх вышеупомянутых крупнейших ипотечных агентств США на фондовом рынке потеряли в цене свыше 80%, облигации же этих компаний – от 0,5% до 1% (причём, такое сравнительно незначительное снижение цены объяснялось сохранением купонного дохода по ним на уровне 3,5%) (!).
К июлю 2008 года в инвестиционном портфеле Стабфонда РФ остались только облигации «Fannie Mae» и «Freddie Mac», финансовые вложения в них сократились вдвое.
Однако события развивались столь стремительно, что уже 7 сентября 2008 года оба эти крупнейшие ипотечные агентства в США взяло под полный управленческий контроль государственное Федеральное агентство по жилищному финансированию (FHFA) в США, а директораты их были отправлены в отставку.
________________________
Как известно, к началу 2008 года несбалансированная с реальными финансовыми возможностями населения система потребления США, основанная на принципе «ЖИВИ В ДОЛГ: ПОКУПАЙ В КРЕДИТ, ЗАКЛАДЫВАЯ ПРИОБРЕТАЕМОЕ, и ПОТРЕБЛЯЙ, ПОТРЕБЛЯЙ, ПОТРЕБЛЯЙ», привела к тому, что миллионы американцев уже не смогли платить по взятым на условиях ипотеки кредитам.
В массовом порядке заработало ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО, должников, неспособных более обслуживать свои кредитные обязательства перед коммерческими банками (платить проценты по кредитам и постепенно выплачивать «тело кредита»), стали выбрасывать на улицу, а их дома и квартиры банки-залогодержатели через свои риэлтерские компании выставили на свободную продажу.
В результате ПРЕДЛОЖЕНИЕ многократно ПРЕВЫСИЛО СПРОС!
Баланс был нарушен!
Разыгрался ипотечный кризис, цены на вторичном рынке недвижимости в США резко обрушились вниз, что повлекло за собой не менее стремительный спад спроса и на рынке первичного предложения построенной жилой недвижимости.
Началось сокращение строительства нового жилья в США.
Соответственно в сфере промышленного производства обнаружился спад спроса на продукцию компаний, так или иначе, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом жилья, а также вводом его в эксплуатацию:
– производство и сбыт стройматериалов: песка, цемента, кирпича, металлопроката, труб (чугунных, стальных, медных, пластиковых и т.д.), извести, химии (лаки, краски, клеи, наполнители, полиэтилены, пластики, пластмассы и т.д.), разнообразных изделий из дерева, стекла, стали (гвозди, шурупы, болты и т.п.), железо- серо- пенобетонов (плиты), и керамики и т.п.;
– производство и сбыт строительной техники и инструментов;
– производство и сбыт мебели и всего, что связано с обустройством жилья.
Значительно снизился спрос и на рынке логистики, транспортировки и складского хранения грузов.
Огромное число строительных компаний и связанных с ними по роду деятельности фирм объявляли о сокращении численности работников, об отправке их в неоплачиваемые отпуска, о сокращении в абсолютном выражении размера заработных плат работников.
Ипотечный кризис в США фактически сыграл роль «детонатора» вспышки Мирового экономического кризиса, который в середине 2008 года втянул в «водоворот» оттока американских финансовых средств из экономик всех государств, объединённых идеей участия в стратегическом глобальном разделении сфер влияния на рынках (сырья, труда, капиталов и потребления), культивируемой Мировым правительством под эгидой «старых» англо-саксонских и североамериканских элит.
Подробнее – «Олигарх во Власть не прошёл, а вот «олигархические уши» в той же Власти стали явно длиннее».
Итак, ПРИРОДА ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 года – КРИЗИС АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, втянувший в себя в качестве своеобразных соответчиков экономики большинства стран мира, являющихся участниками единого глобального рынка (сырья, труда, капиталов и потребления) и использующих американский доллар во взаиморасчётах между собой как платёжное средство, а внутри страны, – как резервную валюту (!).
ПРИРОДА же КРИЗИСА АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ заключалась в том, что десятилетиями стимулируемый спрос со стороны рядовых потребителей готовой продукции (работ и услуг) обеспечивался правящими кругами США посредством массированных валютных вливаний в экономику страны через систему банковского потребительского (прежде всего, ипотечного) кредитования.
Жизнь не посредствам, жизнь в долг (по «кредитной карте») – это нормальное состояние бытия гражданского общества США, общества безудержного потребления.
Длительное время выдача дешёвых, не всегда в должной мере обеспеченных залогом, потребительских кредитов, главным образом ипотечных, стимулировало развитие экономики США, но в теории это могло продолжаться лишь до тех пор, пока рост объёмов потребительского кредитования соответствовал темпам роста экономики США.В реальности же властям США пришлось в течение десятилетий «латать финансовую дыру» отставания развития своей экономики от роста объёмов кредитования новыми и новыми валютными интервенциями на внутренний рынок, фактически раздувая «ДОЛГОВОЙ ПУЗЫРЬ», загоняя болезнь вглубь.
И вот, настало время, когда прикрывать проблему обычными методами стало невозможно, скрывая, что рост экономики США не обеспечивает такой рост доходов (зарплат) большинства рядовых потребителей, должников банков, что позволяло бы им обслуживать и постепенно возвращать взятые кредиты, и «пузырь» лопнул (!).
В лечении экономик стран от первых последствий Мирового экономического кризиса, выразившихся в участившихся сбоях в работе финансовых организаций (отсутствии необходимой ликвидности – денежных средств), ведущие, экономически развитые государства мира не нашли ничего нового, кроме как, применить ДВА ДАВНО ИСПЫТАННЫХ МЕТОДА:
1) продолжать активнее стимулировать спрос конечного потребителя (людей) на товары, работы и услуги, производимые в различных секторах экономики, чтобы не допустить быстрого перехода Мирового экономического кризиса в более сложную его фазу, которая затронет уже не только финансовый сектор, но и реальный сектор Мировой экономики (промпроизводство).
Во многих странах, в частности, это выразилось, во-первых, в снижении кредитных ставок ЦБ (ставок рефинансирования) практически до нуля, что подстегнуло рост объёмов бизнес и потребительского кредитования в коммерческих банках, но уже по приемлемо-сниженным ставкам, во-вторых, в стимулировании (мотивации) конечных потребителей продукции менять «старое на новое».
В России это проявилось лишь в виде реализации госпрограммы поддержки отечественного автомобилестроителя («сдай подержанный автомобиль и получи скидку от цены при приобретении нового авто»). Тогда как, ставка рефинансирования Банка России (ЦБ) существенно не изменилась. Соответственно не изменилась и кредитная политика коммерческих банков, ориентированная на решения ЦБ по установлению ставки рефинансирования, для которых в такой ситуации снижение процентных ставок при осуществлении любых видов кредитования становится одновременно, и нецелесообразным, и неправомерным (!);
2) продолжать усиленно заливать «пожар» Мирового экономического кризиса дополнительными выпусками (эмиссиями) валют (прежде всего, долларами США и Евро), т.е. потоками ничем необеспеченных денежных знаков (в безналичной форме и в форме хрустящей, свежеотпечатанной наличности), существенно увеличивая рост инфляционных ожиданий во всех экономиках «глобализировавшихся» стран мира.
Впрочем, на инфляцию в самих США(рост розничных цен, рассчитывающийся по 305 видам основных товаров) ежегодные выпуски дополнительных необеспеченных товарами и услугами долларовых масс слишком сильное влияние не оказывают, т.к. большая часть этого добра «благополучно» растворяется в экономиках остальных стран мира (!).
Получается, что США, обеспечивая себе «сладкую жизнь», «гадят на головы» странам мира, где в финансово-экономическом обороте и (или) в резервах используется американская валюта, покупательская способность которой падает из года в год.
К сведению, только за последние десять лет товарное наполнение доллара США уменьшилось более чем в 2,5 раза.
Ещё пример темпов падения покупательской способности американской валюты: в 2012 году на $100 можно было купить в потребительской рознице на территории США столько же товаров и услуг, сколько в 1913 году (начало функционирования ФРС США) – на $2 (!).
Именно продолжающийся выпуск Федеральной резервной системой (ФРС) США в оборот ничем необеспеченных денежных знаков (никакими произведёнными на данный совокупный ценовой номинал товарами, выполненными работами, оказанными услугами) с ликами американских президентов «на фасаде» купюр, либо просто в безналичном виде с главного сервера ФРС,ЗАГОНЯЕТ США во всё более глубокую ДОЛГОВУЮ ЯМУ, из которой им обычными мерами (т.е. отдав все долги) уже никогда не выбраться (!).
«На протяжении нескольких десятилетий денежные власти Соединённых Штатов за счёт наращивания кредитного стимулирования домохозяйств увеличивали частный спрос, что обеспечивало рост экономики США, но осенью 2008 года этот механизм остановился. Произошло это главным образом потому, что рефинансирование ранее сделанных долгов было возможно только при неуклонном снижении стоимости кредита, а учётная ставка Федеральной резервной системы США снизилась в декабре 2008 года до нуля. … Если бы он /Барак Обама/ не увеличил расходы бюджета на $1 трлн. в год, то за четыре года его президентства ВВП США упал бы как минимум на 7 – 8%, что было бы очень чувствительно. …
Дело в том, что только в США превышение спроса /подпитываемого кредитами/ над реально располагаемыми доходами населения составляет около $3 трлн., и закрыть эту дыру текущими деньгами просто невозможно. По этой причине, пока равновесие в паре «доходы – расходы» не будет установлено, кризис продолжится», – писал президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин для журнала «Профиль» (42/2012).
Так, дефицит Федерального бюджета США, когда бюджетные расходы превышают доходы бюджета, только за один финансовый год (с 30.09.2011 по 30.09.2012) составил $1 трлн. 89 млрд., или более 6% ВВП США (что соответствует половине ВВП России).
Если на 30 сентября 2008 года национальный, государственный долг (Госдолг) США – деньги, которые непосредственно федеральное Правительство США должно своим кредиторам – составлял $9,986 трлн. (70,2% ВВП страны), то на 1 января 2012 года Госдолг США достиг $15,3 трлн. (более 100% ВВП страны).
За три года и три месяца Госдолг США увеличился на $5,158 трлн.
После этого, 30 января 2012 года, историческим решением Конгресса и Сената США потолок (законодательно установленный предельный размер) Госдолга США был поднят до уровня $16,394 трлн.
Однако уже 31 декабря 2012 года Госдолг США составил $16,432 трлн.
Только после этого перебора, в Новогоднюю ночь на 1 января 2013 года, Конгресс США законодательно одобрил Федеральный Закон «О Фискальном обрыве», тем самым, стремясь отсрочить наступление стремительного обесценивания доллара и наступления тягчайших последствий для всей мировой экономики. Администрация Президента США запустила механизм по оздоровлению Федерального бюджета, за последние несколько лет успевшего войти в ежегодное «крутое пике» триллионного дефицита, направленный на реализацию десятилетней программы сокращения бюджетных расходов на $1,2 трлн.
Однако пока всё далеко не так «кучеряво», по состоянию на 14 февраля 2013 года Госдолг США уже успел достичь $16,540 трлн., из которых 28% приходится на долговые обязательства перед иностранными государствами и 72% – перед частными физическими и юридическими лицами.
Объективный прогноз о размерах Госдолга США на ближайшие пару лет также весьма неутешителен: на 2013 год – $17,453 трлн. (106,6% ВВП страны), на 2014 года – $18,532 трлн. (109,9% ВВП страны).
В наше время всё чаще приходится слышать применение в отношении США экономико-правового понятия «ДЕФОЛТ» («ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕФОЛТ»), под чем понимается невозможность государства отвечать по своим обязательствам (долгам), о котором, как о возможной реальности обозримого будущего (ближайшие одно – два десятилетия) говорят некоторые аналитики.
Финансово-политическое БАНКРОТСТВО США не является сколько-нибудь фантастическим или экзотическим вариантом развития событий!
Когда, а не если, это случится, то американские деньги обесценятся «в ноль»! За пачку свежеотпечатанных стодолларовых купюр в лучшем случае будут давать пачку (хорошо, если неиспользованной!) туалетной бумаги китайского производства, этого нового гегемона мировой экономики.
Обесценивание американской валюты, как средства платежа и накопления, заполонившей весь мир, подорвёт материальное благосостояние граждан государств «золотого миллиарда», а также сотен миллионов людей среднего класса и богачей в других странах, до этого не ведавших «вкуса нищеты». Будет под корень подрублена основа финансово-экономической стабильности государств мира, до этого момента использовавших доллар США в качестве резервной валюты, входящей в состав их золотовалютных резервов (запасов).
Исчезнет наиболее часто применяемое мерило (эквивалент) биржевых сделок, почти по всему миру сделается невозможным проведение финансовых операций, залихорадит курсы валют других стран, остановится мировая торговля, возникнут огромные трудности в работе промышленных производств, а мелкая розница, в ряде стран, перейдёт на натуральный обмен.
Пошатнётся, а возможно и рухнет, существующая общественно-политическая система мироустройства, прольются реки крови, в результате чего вполне возможно произойдёт изменение мировых центров сосредоточения Власти, Силы и Капитала! Многовековое властвование над миром Запада канет влету, настанет «золотой век» Востока.
Именно тем, как избежать развития мировых событий по сценарию ДЕФОЛТА США, главным образом и озабочены ведущие государства мира, входящие в клуб G8 и G20, нежелающие наступления глобальных мировых потрясений, потери власти и изменения полюсов её сосредоточения (!).
Тогда как публичные заявления в СМИ лидеров ведущих государств мира по второстепенным темам: борьба с международным терроризмом и необходимостью укрепления демократии в разных частях света – это вкладываемая в миллиарды ушей массового народонаселения Земли «шелуха». Того самого населения, которому никак нельзя позволить усомниться в надёжности доллара США, иначе возникнет ПАНИКА, БАРДАК, БЕЗВЛАСТИЕ, а затем – ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ!..
Впрочем, в руках США, и G8, и G20, вместе с заседающими на них с важным видом главами государств, – это всего лишь инструмент международной политики, призванный формировать некое коллегиальное «мировое общественное мнение», но без учёта голосов остального, слабосильного мирового сообщества ООН.
Так или иначе, США БУДУТ ОТСТАИВАТЬ СВОЙ ДОЛЛАР, точнее, ПРАВО на то, чтобы и в дальнейшем БЕСКОНТРОЛЬНО ВЫПУСКАТЬ МИРОВУЮ ВАЛЮТУ, роль которой в настоящее время фактически выполняет доллар, а в будущем может быть что угодно, названное как угодно.
США, во всеуслышание крича о необходимости защиты демократии, сея страх применения кем-либо оружия массового поражения (хотя, например, ядерное оружие до сих пор применялось только самими США), изо всех сил, кряхтя, но будут биться ЗА СОХРАНЕНИЕ своей ГЕГЕМОНИИ НАД МИРОМ.
Применение силы для США – ничто, по сравнению со страхом потерять своё лидерское положение в международной политике, безусловным оплотом которого и является её национально-наднациональная валюта – доллар США!
Для самих США допустить, чтобы большинство государств мира отказалось использовать американский доллар в качестве платёжного средства и резервной валюты, идентично катастрофе. Потеря влияния США среди мирового сообщества государств, утрата большей части военной мощи, по сути своей создававшейся на средства всех государств, охваченных долларовым влиянием, непредсказуемая по размаху инфляция и полный коллапс экономики внутри самих США – минимум, чего следует ожидать от этого. В худшем случае США, как суверенное государство, вообще могут перестать существовать, распавшись на несколько десятков кусочков, вдруг устремившихся к собственной суверенизации и свободе от федерального центра, засевшего в округе Колумбия (Вашингтон).
Две страны, чьи недра заполнены нефтяными озёрами, Ирак – при Саддаме Хусейне, Ливия – при Муаммаре Каддафи, проводили самостоятельную финансовую политику, отказавшись во взаиморасчётах с контрагентами за поставляемую нефть от американского доллара, и где они сейчас: страны залиты кровью, а их лидеры убиты.
Сегодня Сирия, Иран и Венесуэла – страны, которым надоело продавать своё природное углеводородное сырьё за «зелёные фантики», выпущенные ФРС США, и обеспеченные, пожалуй, лишь мощью её вооружённых сил, также отказываются от применения в международном обороте доллара США. И «ястребы войны» готовятся лететь к ним, чтобы вновь сеять смерть и разрушения (!).
_________________________
Благодаря так называемому значительному увеличению финансовой ликвидности, т.е. выпуск в оборот ничем необесп