Тема 10. Валютное регулирование и валютный контроль в России

Понятие валюты и валютных ценностей. Ва­лютные операции: виды и формы. Понятие и содержание валютного регулирования. Органы валютного регулирования. Валютный контроль; понятие, направления. Органы валютного кон­троля и их полномочия.

Семинарское занятие. Резиденты и нерезиденты как субъекты валютных отношений. Органы валютного регулирования и кон­троля. Их полномочия.

Практическое занятие. Решение задач по теме.

Самостоятельная работа. Изучить: понятие валюты и валютных ценностей. Ва­лютные операции: виды и формы. Понятие и содержание валютного регулирования. Органы валютного регулирования. Валютный контроль; понятие, направления. Органы валютного кон­троля и их полномочия, а также рекомендуемую литературу.

Рекомендуемая литература:

основная [2, 3, 4];

дополнительная [2, 4];

нормативные правовые акты [1, 13, 14].

4.4. Темы учебной дисциплины «Финансовое право» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ
Понятие финансового права Предпринимательское право  
Финансовый контроль в Российской Федерации Предпринимательское право  
Общие положения бюджетного права и бюджетное устройство Предпринимательское право  
Общие положения налогового права Российской Федерации Предпринимательское право  
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы Предпринимательское право  
Ответственность за нарушение налогового законодательства Предпринимательское право  
Банковское законодательство и его составные элементы Предпринимательское право  
Правовые основы государ­ственного кредита Предпринимательское право  
Правовые основы страхования и инвестиционной деятельности Предпринимательское право  
Валютное регулирование и валютный контроль в России Предпринимательское право  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Образовательные технологии

При реализации программы учебной дисциплины «Финансовое право» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса.

В рамках одного модуля (темы) объединяются лекционное, семинарское и практическое занятие.

Общими дидактическими целями модуля являются:

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса;

- формирование широкого кругозора, компетентности в трактовке нормативно-правовых актов, создание новых знаний обучаемыми;

- формирование профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности и др.

Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.

В ходе обучения применяются:

Лекции, которые являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся.

Целями лекции являются:

- дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы курса;

- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством образовательного учреждения, начальником кафедры, его заместителем, профессорами, доцентами и старшими преподавателями кафедры для лекционных потоков. На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций. Интерактивное обучение составляет порядка 15 % от общего числа аудиторных часов.

Семинарские занятия, целями которых являются:

- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой.

- обеспечение живого, творческого обсуждения учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.

Практические занятия, целями которых являются:

- совершенствование умений и навыков решения практических задач, заполнения и подготовки юридических документов (бланков).

Главным содержанием этого вида учебных занятий является работа каждого обучающегося по овладению практическими умениями и навыками профессиональной деятельности путем решения ситуативных задач, составления служебных документов, отработки алгоритмов деятельности в типичных и нестандартных ситуациях, навыков использования и применения специальной и др. видов научной и учебной литературы, нормативно-правовых актов.

Деловые игры, целями которых являются:

- воспроизведение (моделирование) содержания профессиональной деятельности сотрудников МЧС России;

- практическое изучение процесса судебного разбирательства, его стадий;

- обучение правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);

- формирование практических навыков реализации полномочий профессиональными субъектами арбитражного судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления процессуальных документов, устных выступлений в суде первой инстанции и т.д.);

- определение уровня теоретической подготовки обучающихся по изучаемой дисциплине.

Для проведения деловых игр составляется методическая разработка (сценарий), в которой указываются: тема, цель занятия, учебные вопросы, общая фабула (оперативная обстановка), содержание вводных и задания обучающимся, методические рекомендации по организации работы преподавателя и обучающихся.

Консультации (текущая консультация, накануне зачета, экзамена) является одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала дисциплины, в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях, задолженностей по текущим занятиям (неудовлетворительные оценки, пропуски занятий), в написании письменных работ, предусмотренных рабочим учебным планом (контрольные и курсовые работы, практикумы, рефераты) и в подготовке к экзаменам.

Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в учебной группе, научным руководителем согласно графику проведения консультаций и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

В соответствии с расписанием экзаменационной сессии (итоговой государственной аттестации) накануне экзамена проводятся консультации.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа обучающихся проводится в часы самостоятельной подготовки, устанавливаемые распорядком дня.

Аудиторные занятия учебного курса «Финансового права» для очной формы обучения составляют 72 часа, из них лекции — 32 часа (44,4%), практические занятия — 34 часов (55,6%). Интерактивное обучение составляет порядка 33,3 % от общего числа аудиторных часов.

Аудиторные занятия учебного курса для заочной формы обучения (6 лет) составляют 16 часов, из них лекции — 8 (50%) часов, практические занятия — 8 (50%) часов. Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 128 часов (82,6%).

В ходе изучения учебной дисциплины обучающийся по заочной форме обучения (6 лет) выполняет 1 контрольную работу: на пятом курсе. Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ разработанных кафедрой.


Наши рекомендации