Тема 10. Валютное регулирование и валютный контроль в России
Понятие валюты и валютных ценностей. Валютные операции: виды и формы. Понятие и содержание валютного регулирования. Органы валютного регулирования. Валютный контроль; понятие, направления. Органы валютного контроля и их полномочия.
Семинарское занятие. Резиденты и нерезиденты как субъекты валютных отношений. Органы валютного регулирования и контроля. Их полномочия.
Практическое занятие. Решение задач по теме.
Самостоятельная работа. Изучить: понятие валюты и валютных ценностей. Валютные операции: виды и формы. Понятие и содержание валютного регулирования. Органы валютного регулирования. Валютный контроль; понятие, направления. Органы валютного контроля и их полномочия, а также рекомендуемую литературу.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 3, 4];
дополнительная [2, 4];
нормативные правовые акты [1, 13, 14].
4.4. Темы учебной дисциплины «Финансовое право» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» | ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ |
Понятие финансового права | Предпринимательское право |
Финансовый контроль в Российской Федерации | Предпринимательское право |
Общие положения бюджетного права и бюджетное устройство | Предпринимательское право |
Общие положения налогового права Российской Федерации | Предпринимательское право |
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы | Предпринимательское право |
Ответственность за нарушение налогового законодательства | Предпринимательское право |
Банковское законодательство и его составные элементы | Предпринимательское право |
Правовые основы государственного кредита | Предпринимательское право |
Правовые основы страхования и инвестиционной деятельности | Предпринимательское право |
Валютное регулирование и валютный контроль в России | Предпринимательское право |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины «Финансовое право» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса.
В рамках одного модуля (темы) объединяются лекционное, семинарское и практическое занятие.
Общими дидактическими целями модуля являются:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса;
- формирование широкого кругозора, компетентности в трактовке нормативно-правовых актов, создание новых знаний обучаемыми;
- формирование профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности и др.
Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.
В ходе обучения применяются:
Лекции, которые являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся.
Целями лекции являются:
- дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы курса;
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
Лекции читаются руководством образовательного учреждения, начальником кафедры, его заместителем, профессорами, доцентами и старшими преподавателями кафедры для лекционных потоков. На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций. Интерактивное обучение составляет порядка 15 % от общего числа аудиторных часов.
Семинарские занятия, целями которых являются:
- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой.
- обеспечение живого, творческого обсуждения учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.
Практические занятия, целями которых являются:
- совершенствование умений и навыков решения практических задач, заполнения и подготовки юридических документов (бланков).
Главным содержанием этого вида учебных занятий является работа каждого обучающегося по овладению практическими умениями и навыками профессиональной деятельности путем решения ситуативных задач, составления служебных документов, отработки алгоритмов деятельности в типичных и нестандартных ситуациях, навыков использования и применения специальной и др. видов научной и учебной литературы, нормативно-правовых актов.
Деловые игры, целями которых являются:
- воспроизведение (моделирование) содержания профессиональной деятельности сотрудников МЧС России;
- практическое изучение процесса судебного разбирательства, его стадий;
- обучение правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);
- формирование практических навыков реализации полномочий профессиональными субъектами арбитражного судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления процессуальных документов, устных выступлений в суде первой инстанции и т.д.);
- определение уровня теоретической подготовки обучающихся по изучаемой дисциплине.
Для проведения деловых игр составляется методическая разработка (сценарий), в которой указываются: тема, цель занятия, учебные вопросы, общая фабула (оперативная обстановка), содержание вводных и задания обучающимся, методические рекомендации по организации работы преподавателя и обучающихся.
Консультации (текущая консультация, накануне зачета, экзамена) является одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала дисциплины, в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях, задолженностей по текущим занятиям (неудовлетворительные оценки, пропуски занятий), в написании письменных работ, предусмотренных рабочим учебным планом (контрольные и курсовые работы, практикумы, рефераты) и в подготовке к экзаменам.
Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в учебной группе, научным руководителем согласно графику проведения консультаций и носят как индивидуальный, так и групповой характер.
В соответствии с расписанием экзаменационной сессии (итоговой государственной аттестации) накануне экзамена проводятся консультации.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа обучающихся проводится в часы самостоятельной подготовки, устанавливаемые распорядком дня.
Аудиторные занятия учебного курса «Финансового права» для очной формы обучения составляют 72 часа, из них лекции — 32 часа (44,4%), практические занятия — 34 часов (55,6%). Интерактивное обучение составляет порядка 33,3 % от общего числа аудиторных часов.
Аудиторные занятия учебного курса для заочной формы обучения (6 лет) составляют 16 часов, из них лекции — 8 (50%) часов, практические занятия — 8 (50%) часов. Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 128 часов (82,6%).
В ходе изучения учебной дисциплины обучающийся по заочной форме обучения (6 лет) выполняет 1 контрольную работу: на пятом курсе. Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ разработанных кафедрой.