Вопрос 4. Финансовая деятельность МЧС России

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность государства является особым видом государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых, для удовлетворения функций и задач, стоящих перед министерством.

Важной стороной планирования и осуществления финансовой деятельности МЧС России является распределение финансовых ресурсов между структурными подразделениями системы МЧС, что имеет значение для реализации в системе МЧС России единой государственной политики в финансово-бюджетной сфере, в области бюджетного учета и отчетности, а также мер по реализации финансовой политики в области федеральной государственной гражданской службы; разработке основных направлений финансово-экономического обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, гуманитарной помощи населению зарубежных стран; организации работы по подготовке предложений МЧС России в средне- и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации; организации и обеспечение сводного планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России; организации и обеспечения подготовки материалов и предложений МЧС России при формировании федерального бюджета; организации разработки основных финансово-экономических параметров для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа; организации и обеспечения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в системе МЧС России; организации ведения налогового учета и формирования налоговой отчетности в системе МЧС России; организации, а также обеспечения в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств; организации, а также обеспечения в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; организации исполнения федерального бюджета в части касающейся МЧС России; осуществления текущего контроля за выполнением финансово-экономических показателей государственного оборонного заказа, а также формирования и представления в установленном порядке сводной отчетности о ходе выполнения государственного оборонного заказа; определения схем финансирования из средств федерального бюджета распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных МЧС России; планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период; организации финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период; организации обязательного страхования жизни и здоровья личного состава системы МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечения предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств в ходе исполнения бюджета и финансирования централизованных расходов; координации деятельности по администрированию в системе МЧС России доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с компетенцией Министерства, обеспечения финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций.





Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность МЧС России основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, а также общими положениями, относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.

К основным принципам финансовой деятельности относятся такие принципы как:

-принцип федерализма;

-принцип законности;

-принцип гласности;

-принцип плановости.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.[1]

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых, характеризуется необходимостью строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, а также обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. [2]

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности выражается необходимости проведения процедуры опубликования и доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. [3]

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами[4], а также планами предприятий, организаций и учреждений и т. д., т.о. финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы финансовой деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Финансовая деятельность МЧС России регулируется различными методами. Их выбор зависит от ряда фак­торов: конкретных задач, стоящих перед министерством в определенный период времени, источников их доходов и финансирования; от целей использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющих­ся в распоряжении государства, МЧС России и его структурных подразделений, от состояния экономического положения страны, а также приоритетности мероприятий и целесообразности применения т.д.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты :

- налоговый метод - метод установления налогов, сборов, пошлин с юридических и физических лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Метод, обязатель­ных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы;

- В отличие от налогового метода, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки, лотереи, займы, и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Метод кредитования означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Оба метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях. Государственные и муниципальные организации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные — главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях на развитие малого бизнеса, фермерским хозяйствам).

Однако в последнее время наблюдается появление у финансирования черт, сходных с кредитованием: в виде исключения законодательство устанавливает условия, при наличии которых фи­нансирование производится на возвратной и возмездной основе (например, фнансирование капитальных вложений из бюджетных средств.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

СисГлава и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства. СисГлава финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в в сфере финансовой деятельности. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредитование, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г. № 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации и т.д.[5]

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556.

В Российской Федерации образована единая централизованная сисГлава органов Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейство подчиняется министру финансов Российской Федерации.

На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.[6]

В целях укрепления бюджетной дисциплины органам казначейства предоставлены следующие права:

производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;

приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства;

предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятия, учреждений и организаций средств, выделенных из республиканского бюджета Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;

налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов. Вносить в Центральный банк Российской Федерации представления на лишение соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций[7].

Суммы санкций зачисляются соответственно в доход республиканского бюджета Российской Федерации или в государственные (федеральные) внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в 3-дневный срок по предъявлению органов казначейства.

Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Центральный банк РФ (Банк России) - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято на основании предложения Национального банковского совета;

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при предоставлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики) [8].

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как субъект финансовой деятельности

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является субъектом финансовой деятельности.

Структурные подразделения МЧС России, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность. В структуру финансово-экономического департамента входят следующие отделы:

1. Отдел сводного бюджетного планирования и социально-экономического прогноза

2. Отдел исполнения федерального бюджета

3. Отдел финансового планирования

4. Отдел организации администрирования доходов

5. Организационно-плановый отдел

6. Отдел централизованных расчетов

7. Отдел бухгалтерского учета и отчетности

8. Отдел бухгалтерского учета и финансирования центрального аппарата

9. Отдел обеспечения страхования

К основным задачам Финансово-экономического департамента по осуществлению финансовой деятельности относятся:

разработка мер по реализации в системе МЧС России единой государственной политики в финансово-бюджетной сфере, в области бюджетного учета и отчетности, а также мер по реализации финансовой политики в области федеральной государственной гражданской службы;

разработка основных направлений финансово-экономического обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, гуманитарной помощи населению зарубежных стран;

разработка приоритетов и основных характеристик финансово-экономического обеспечения деятельности системы МЧС России, а также мер по их реализации;

организация работы по подготовке предложений МЧС России в средне- и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации;

организация и обеспечение сводного планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;

организация и обеспечение подготовки материалов и предложений МЧС России при формировании федерального бюджета;

организация разработки основных финансово-экономических параметров для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа;

организация и обеспечение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в системе МЧС России;

организация ведения налогового учета и формирования налоговой отчетности в системе МЧС России;

организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств;

организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организация исполнения федерального бюджета в части касающейся МЧС России;

осуществление текущего контроля за выполнением финансово-экономических показателей государственного оборонного заказа, а также формирование и представление в установленном порядке сводной отчетности о ходе выполнения государственного оборонного заказа;

определение схем финансирования из средств федерального бюджета распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных МЧС России;

планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;

организация финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;

организация обязательного страхования жизни и здоровья личного состава системы МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств в ходе исполнения бюджета и финансирования централизованных расходов;

координация деятельности по администрированию в системе МЧС России доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с компетенцией Министерства;

осуществление общего руководства финансово-экономическими органами системы МЧС России;

организационно-методическое обеспечение по вопросам финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в системе МЧС России;

участие в подборе, расстановке и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров финансовых органов системы МЧС России;

определение направлений развития и координация работ по информатизации и автоматизации финансово-экономической деятельности в системе МЧС России.

В задачи Финансово-экономического департамента также входит организация:

подготовки предложений МЧС России в проекты перспективного финансового плана и федерального бюджета;

формирование и ведение реестра действующих и принимаемых расходных обязательств в системе МЧС России;

планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России;

финансово-экономическое планирование в системе МЧС России доходов и расходов при осуществлении разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

исполнение части федерального бюджета по выделенным средствам в соответствии с компетенцией МЧС России;

ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в системе МЧС России;

планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России на особый период.

Финансово-экономический департамент МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет:

сводное планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;

обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций;

обеспечение соответствия исполнения части федерального бюджета по выделенным средствам показателям, утвержденным законом (решением) о федеральном бюджете, бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств;

формирование и представление сводной бухгалтерской отчетности об исполнении в системе МЧС России части федерального бюджета по выделенным средствам;

финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России в особый период;

методическое обеспечение по финансово-экономическим вопросам, в том числе по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской отчетности в пределах компетенции МЧС России;

анализ экономической эффективности бюджетных расходов при осуществлении оценки результативности деятельности системы МЧС России.

Заключительная часть

Мы рассмотрели основные понятия темы: финансовое право, предмет финансового права, метод финансового права, система финансового права, органы государства, осуществляющие финансовую деятельность, принципы финансовой деятельности.

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Финансовая деятельность государства

2.Финансовое право как отрасль права

3. Место финансового права в системе права России

4. Система финан­сового права Российской Федерации

Вопросы на самоподготовку:

1. Понятие финансов, их особенности, функции

2. Понятие и состав фи­нансовой системы РФ

3. Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы

4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовые положения и функции

Вопросы для самоконтроля:

1. Финансовая система, ее структура и развитие в Россий­ской Федерации на современном этапе.

2. Понятие и методы финансовой деятельности государства.

3. Правовое положение и функции Министерства финансов РФ.

4. Система налоговых органов, их правовое положение и функции.

5. Центральный банк РФ (Банк России). Особенности пра­вового положения, функции.

6. Федеральное казначейство (федеральная служба): право­вое положение, функции.

7. Понятие и предмет финансового права, основные особенности финансового права как отрасли права.

8. Конституционные основы (принципы) финансового права.

9. Система и источники финансового права.

10. Понятие и виды финансово-правовых норм.

11. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и виды.

12. Субъекты финансового права. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.

13. МЧС России как субъект финансовых правоотношений

[1] См. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря. (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73)

[2] См Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря. (. ст. 1, 15, 57)

[3] Там же( Ст.15).

См. также. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г.№184-ФЗ //(ред. от 02.05.2012, с изм. от 01.07.2012) //Российская газета 1999. 19 октября.

[4] Там же (Ст. 71, 114,132).

[5] ПП РФ от 30 июля 2009 г. № 329 «О министерстве финансов» (ред. от 03.06.2012).

[6] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О федеральном Казначействе" // СЗ РФ, 06.12.2004, № 49, ст. 4908.

[7] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О федеральном Казначействе" // СЗ РФ, 06.12.2004, № 49, ст. 4908.

[8] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Наши рекомендации