Объекты анализа и оценка информативности финансовой отчетности с позиции основных групп ее пользователей.
Анализ (от греч. analysis — разложение) означает разбор, разделение на составные части. Экономический анализ — это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части, более доступные для изучения.
Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент:
· для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью;
· для выбора направлений инвестирования капитала;
· для прогнозирования отдельных показателей.
Объектом анализа выступает бухгалтерская(финансовая) отчетность организации.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка.
Для анализа (интерпретации) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности используют общепринятые приемы:
• чтение отчетности;
• вертикальный анализ;
• горизонтальный анализ;
• трендовый анализ;
• расчет финансовых показателей.
Изучая бухгалтерскую отчетность, субъекты рыночных отношений преследуют различные цели: деловых партнеров интересует информация о возможности своевременно погашать долги; инвесторов - перспективы организации, финансовая устойчивость; акционеров - цена акции, размеры и порядок выплат дивидендов.
Пользователи информации могут быть разделены на две группы: внешние и внутренние.
Количество пользователей бухгалтерской отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.
К внутренним пользователям информации относятся:
• акционеры, интерес которых затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности общества - его рентабельность, ликвидность, прочность финансового положения, тенденции выплат дивидендов и многие другие вопросы;
• руководство организации и менеджеры, которые нуждаются в данных отчетности для обоснования принимаемых решений или подготовки возможных вариантов принимаемых решений, обоснования перспектив развития организаций, оценки резервов производства;
• работники предприятия, которые интересуются данными об уровне заработной платы, перспективах работы, оценивают стабильность и рентабельность деятельности предприятия, получения финансовых и других льгот и выплат от него, оценивают условия труда и т. п.
Внешних пользователей можно разделить на три группы:
1) тех, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном порядке:
• налоговые службы;
• органы статистики;
• аудиторские фирмы, если отчетность субъекта хозяйствования проходит обязательную ежегодную аудиторскую проверку;
2) тех, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее обработки и применения:
• профсоюзы, которые изучают ее при подготовке и заключении коллективных договоров с целью защиты интересов работников, для получения информации об экономической жизнеспособности организации, для оценки занятости работников, оплаты труда, условий образования и использования пенсионных фондов, фондов потребления;
• информационные и консультационные фирмы, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие;
• пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широких кругов общественности;
• торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне;
• Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т. д.;
3) партнеров:
• особую группу пользователей составляют дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку основное общество имеет возможность влиять на решения, которые они принимают, и диктовать им свою волю (условия признания общества дочерним и зависимым и последствия такого признания определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Эту группу пользователей интересует вся информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нуждающиеся в информации о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок;
• инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.
Количество внешних пользователей отчетности весьма динамично и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, а их интересы в отношении информационного содержания относительно стабильны.
Разнохарактерность информационных запросов влечет за собой возникновение определенных противоречий в требованиях к содержанию и структуре отчетности между:
а) внутренними и внешними пользователями;
б) внешними пользователями;
в) различными группами пользователей;
г) собственниками и действующим руководством.
Основное противоречие, возникающее между внешними и внутренними пользователями отчетности, заключается в степени дезагрегированности отчетных данных. В силу своего «привилегированного» положения пользователи внутренней отчетности являются и составителями, и поставщиками публичной отчетности для внешних пользователей информации. Следовательно, поставщикам публичной документации важно найти оптимальное содержание отчетных данных, позволяющее дать ответы на приоритетные информационные запросы внешних пользователей. Недостаток же сведений не позволит внешним пользователям отчетности сделать выводы о жизнеспособности хозяйствующего субъекта. Однако не стоит забывать поставщикам информации о том, что подробная детализация данных повлечет за собой отрицательный эффект информационной перегруженности.
Сгладить существующее противоречие при составлении корпоративной публичной отчетности можно с помощью таких приемов, как введение в корпоративную публичную отчетность разделов с дополнительными данными, письменный отчет совета директоров корпорации пользователям отчетности, раскрывающий важные вехи ее деятельности.
Между пользователями открыто предоставляемой отчетности противоречия возникают в силу расхождения интересов и взглядов на экономику хозяйствующего субъекта. Как отмечено ранее, по различию информационных интересов внешние пользователи могут быть представлены двумя иерархическими уровнями - вертикальным и горизонтальным.
К пользователям информации вертикального иерархического уровня относятся: государственные органы власти, саморегулируемые организации участников рынка, биржи, производители аналогичной продукции (конкуренты), аудиторские фирмы, налоговые службы, банковские учреждения, органы государственной статистики, профсоюзы, консультационные фирмы, пресса и информационные агентства, торгово-производственные ассоциации, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
Пользователи по вертикали не заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта, они лишь констатируют временную деятельность организации.
К пользователям информации горизонтального иерархического уровня относятся: дочерние общества, зависимые общества, акционеры, деловые партнеры российского и зарубежного рынка, инвесторы, служащие общества, управленческий персонал.
Пользователи по горизонтали на основе отчетности принимают решение о вливании своих свободных капиталов в деятельность хозяйствующего субъекта. Данная группа пользователей по их количеству и экономическим интересам играет определяющую роль по отношению к организации. В силу определяющего статуса пользователей по горизонтали корпоративная публичная отчетность должна быть ориентирована прежде всего на них.
Отношения деловых партнеров, акционеров, потенциальных инвесторов и т. п. во многом сопряжены с неопределенностью, риском из-за недостаточности информации. Проблема в том, что иметь абсолютно полную информацию в условиях динамичного рынка вообще невозможно. Поэтому пользователи отчетности при вынесении своего суждения (оценки) будут опираться на ключевые показатели -как правило, на конечные результаты. Так, акционеры не могут контролировать все решения управляющих и оценивают качество их работы по результатам за год; предприниматель не может точно оценить степень участия в трудовом процессе каждого работника, он также полагается на конечный результат; покупатель не может контролировать технологию изготовления продукта, он доверяет торговой марке и т. п.
Объективно всегда существуют обстоятельства, в силу которых управление организацией может осуществляться в противоречии с интересами собственника, действие или бездействие руководства может не соответствовать текущей конъюнктуре, стратегии рыночного поведения*
Противоречия, возникающие между составителями отчетности и внешними пользователями, можно сгладить с помощью пояснений и дополнений. Противоречия, возникающие между внешними пользователями отчетности вертикального и горизонтального иерархических уровней, могут быть ликвидированы посредством дополнительных расшифровок, включенных в состав отчетности, и детализации статей бухгалтерского отчета, ориентированных на интересы приоритетных групп пользователей.
Для тех организаций, которые имеют акционерный капитал или выпускают облигации, в законодательном порядке определяются содержание публикуемой отчетности (так называемой публичной отчетности) и степень агрегированности ее данных хозяйствующими субъектами определенных организационно-правовых форм. Для всех субъектов хозяйствования состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Законом «О бухгалтерском учете» и Положением (стандартом) бухгалтерского учета ПБУ 4/99, Приказом Министерства финансов «О формах бухгалтерской отчетности организации» (от 22 июня 2003 г. № 67н).
Однако организация в настоящее время имеет право самостоятельно решать вопрос о форматировании отчетности, т. е. определять степень детализации и агрегирования статей форм отчетности в зависимости от их существенности и количества граф, т. е. динамику приводимых в отчетности данных.
Учитывая, что бухгалтерская отчетность является основным источником информации, которую получают партнеры организации при принятии финансовых решений, особое внимание уделяется обеспечению ее достоверности и повышению информативности. Именно этим объясняются дискуссии, которые ведутся на страницах периодической печати в России и во всем мире. Достоверность в большой мере обеспечивается системами внутреннего контроля, которые создаются во многих организациях, и аудиторскими проверками, в результате которых подтверждается достоверность отчетности независимыми экспертами. Повышение информативности в значительной мере зависит от полноты пояснений, которые даются к формам отчетности. Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время во всех странах мира большое внимание обращается на прозрачность отчетности; ее трактуют не только как достоверность, но и как информативность, связанную с подтверждением итоговых данных отчетности материалами внутреннего учета. В этой связи часть данных управленческого учета включается в отчетность. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные не только по общей выручке и общим затратам, но и по отдельным группам товаров (работ, услуг), по отдельным сегментам рынка и группам клиентов. Достаточно часто в пояснениях к отчетности проводятся данные по отдельным бизнес-единицам, материалы промежуточной отчетности и т. п.